Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.
Основные подходы к пониманию общения.
Существует три основных подхода к пониманию общения:
Информационный подход
Сформирован в 40-х годах XX века.Главный акцент на термине «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней.
Содержание – информация.
Основные положения: содержание информации передаётся в различных символах. Человек рассматривается как некий экран на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая информация может измеряться.
Единицы измерения информации: само сообщение; источник информации; передатчик информации; получатель информации; обратная связь; шум при передаче.
60-е годы ХХ века – теория коммуникативного обмена (Ирвин-Гоффман):
Элементы коммуникативного общения: содержание, условия общения, форма представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения, критерии и оценки.
2 – интеракционистский подход:
Автор: Джон Мид – общение как система взаимноориентированных акций и реакций, развёрнутых во времени.
Бейлз разработал схему анализа общения как взаимодействия.
Пример: «равновесная модель» - в общении люди стремятся к балансу:
вопрос-ответ; «модель социального навыка» - взаимные акции и реакции - ответные реакции; «лингвистическая модель» - анализ отдельных звуков, то, как они интегрируются в слова и т.д.
3 – реляционный подход:
Наиболее разработанный. Начал формироваться в 50-е годы.
Суть общения – взаимные отношения, оценки.
Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные отношения с самого рождения, посредством общения.
Структура, функции и уровни анализа общения.
Общение понимается как:
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМООБМЕН
Люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д.
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения).
Стратегии поведения при общении:
А) стратегия содействия – активное содействие одного партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата.
Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности.
В) уклонение от взаимодействия.
7 типов взаимодействия:
1. сотрудничество (содействие двух партнёров);
2. противоборство (противоборство партнёров);
3. уклонение (уклонение двух партнёров);
4. одностороннее содействие (один содействует, второй уклоняется);
5. одностороннее противоборство (один - противоборство, второй - уклонение);
6. компромисс (оба – противоборство, содействие);
7. контрастное взаимодействие (один – содействие, второй – противоборство).
ОБЩЕНИЕ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура общения:
1. информационный (познавательный, когнитивный) компонент;
2. аффективный (эмоциональный) компонент;
3. поведенческий компонент.
Функции общения:
1. по содержанию:
коммуникативная,
аффективно-коммуникативная (содержание + эмоции, чувства),
регуляционно-коммуникативная (содержание + поведение).
2. по цели общения:
организационная (происходит при совместной деятельности),
познавательная (познание другого человека),
отношенческая (установить отношения с другим человеком),
регуляционная (воздействие на другого).
Виды общения:
1. эффективное, делится на: понимающее (безоценочное общение) и рефлексивное (правильно ли я вас понял?).
2. неэффективное общение, делиться на: принижающее (ущемление прав другого), агрессивное (нападки одного партнёра на другого) и защитно-агрессивное.
Главным критерием в 2-х видах является психологический комфорт. Промежуточная форма между эффективным и неэффективным общением – директивное общение: прямое (указывающее) воздействие на другого человека без ущемления его прав. Наиболее часто встречаются: директивное и понимающее общение.
Основные теоретические подходы в истории исследования общения.
Информационные подходы
Три основных положения:
1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
2) человек является экраном, на который «проецируется» передаваемая информация;
3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
Две основных модели:
1) модель К. Шеннона и В. Вивера
Представляет собой изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку.
Пять элементов модели:
источник информации
передатчик информации (шифратор)
канал для передачи сигналов
приемник информации (дешифратор)
получатель информации.
Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;
2) модель коммуникационного обмена, которая включала:
а) коммуникационные условия;
б) коммуникационное поведение;
в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;
г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Интеракциональные подходы – общение как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов.
В рамках этих подходов было разработано пять моделей организации общения:
1) лингвистическая модель (все взаимодействия образуются и комбинируются из элементарных движений и поз тела человека, поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в словах);
2) модель социального навыка (идея научения общению в самом общении);
3) равновесная модель (любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением и наоборот);
4) программная модель социального взаимодействия (общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию трех видов программ: простая координация движений; контролирование видов активности в неизвестной доселе ситуации; управление комплексной задачей метаобщения).
5) системная модель (взаимодействие как система поведения, управляющая обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия).
Реляционный подход – общение – система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.