Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Основные подходы к пониманию общения.

Существует три основных подхода к пониманию общения:

Информационный подход

Сформирован в 40-х годах XX века.Главный акцент на термине «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней.

Содержание – информация.

Основные положения: содержание информации передаётся в различных символах. Человек рассматривается как некий экран на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая информация может измеряться.

Единицы измерения информации: само сообщение; источник информации; передатчик информации; получатель информации; обратная связь; шум при передаче.

60-е годы ХХ века – теория коммуникативного обмена (Ирвин-Гоффман):

Элементы коммуникативного общения: содержание, условия общения, форма представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения, критерии и оценки.

2 – интеракционистский подход:

Автор: Джон Мид – общение как система взаимноориентированных акций и реакций, развёрнутых во времени.

Бейлз разработал схему анализа общения как взаимодействия.

Пример: «равновесная модель» - в общении люди стремятся к балансу:

вопрос-ответ; «модель социального навыка» - взаимные акции и реакции - ответные реакции; «лингвистическая модель» - анализ отдельных звуков, то, как они интегрируются в слова и т.д.

3 – реляционный подход:

Наиболее разработанный. Начал формироваться в 50-е годы.

Суть общения – взаимные отношения, оценки.

Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные отношения с самого рождения, посредством общения.

Структура, функции и уровни анализа общения.

Общение понимается как:

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМООБМЕН

Люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д.

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения).

Стратегии поведения при общении:

А) стратегия содействия – активное содействие одного партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата.

Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности.

В) уклонение от взаимодействия.

7 типов взаимодействия:

1. сотрудничество (содействие двух партнёров);

2. противоборство (противоборство партнёров);

3. уклонение (уклонение двух партнёров);

4. одностороннее содействие (один содействует, второй уклоняется);

5. одностороннее противоборство (один - противоборство, второй - уклонение);

6. компромисс (оба – противоборство, содействие);

7. контрастное взаимодействие (один – содействие, второй – противоборство).

ОБЩЕНИЕ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура общения:

1. информационный (познавательный, когнитивный) компонент;

2. аффективный (эмоциональный) компонент;

3. поведенческий компонент.

Функции общения:

1. по содержанию:

коммуникативная,

аффективно-коммуникативная (содержание + эмоции, чувства),

регуляционно-коммуникативная (содержание + поведение).

2. по цели общения:

организационная (происходит при совместной деятельности),

познавательная (познание другого человека),

отношенческая (установить отношения с другим человеком),

регуляционная (воздействие на другого).

Виды общения:

1. эффективное, делится на: понимающее (безоценочное общение) и рефлексивное (правильно ли я вас понял?).

2. неэффективное общение, делиться на: принижающее (ущемление прав другого), агрессивное (нападки одного партнёра на другого) и защитно-агрессивное.

Главным критерием в 2-х видах является психологический комфорт. Промежуточная форма между эффективным и неэффективным общением – директивное общение: прямое (указывающее) воздействие на другого человека без ущемления его прав. Наиболее часто встречаются: директивное и понимающее общение.

Основные теоретические подходы в истории исследования общения.

Информационные подходы

Три основных положения:

1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;

2) человек является экраном, на который «проецируется» передаваемая информация;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

Две основных модели:

1) модель К. Шеннона и В. Вивера

Представляет собой изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку.

Пять элементов модели:

источник информации

передатчик информации (шифратор)

канал для передачи сигналов

приемник информации (дешифратор)

получатель информации.

Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

2) модель коммуникационного обмена, которая включала:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы – общение как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов.

В рамках этих подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель (все взаимодействия образуются и комбинируются из элементарных движений и поз тела человека, поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в словах);

2) модель социального навыка (идея научения общению в самом общении);

3) равновесная модель (любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением и наоборот);

4) программная модель социального взаимодействия (общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию трех видов программ: простая координация движений; контролирование видов активности в неизвестной доселе ситуации; управление комплексной задачей метаобщения).

5) системная модель (взаимодействие как система поведения, управляющая обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия).

Реляционный подход – общение – система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.

Наши рекомендации