Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие и совершенствование природных двигательных качеств; развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания; формирование эстетических знаний и идеала; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
56. Цивилизация и исторический тип образовательной системы
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят: культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер), взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер), логику эстетического развития (Бродель).
Образовательная система гуманитарного образования в своем становлении прошла определенные этапы, началом каждого из них стали новые Вызовы и творческие Ответы на них. Удачные Ответы рождали«локальные образовательные цивилизации гуманитарного образования», обладающие при сохранении общих принципиальных положений (концептуальных идей) собственным неповторимым содержанием (теориями, антропопрактиками, образовательными институтами). Именами наиболее ярких представителей гуманитарного образования, живших примерно в одно время, мы называем последовательно сменяющиеся локальные образовательные цивилизации гуманитарного образования. Это «локальная цивилизация» Сократа–Аристотеля, которая возникла как Ответ на Вызовы античного общества, «локальная цивилизация» Коменского–Дистервега, возникшая как Ответ на Вызовы индустриального общества, «локальная цивилизация» Эльконина–Давыдова, возникшая как Ответ на Вызовы постиндустриального общества.
Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающих необходимым для этого образованием. Только в русской традиции это не столько социальная функция, сколько качество.