Социокультурный контекст психологической помощи

История становления и развития теории и практики психологической помощи.

Современные тенденции, проблем и перспективы в развитии психологической помощи.

Этапы и предпосылки:

1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (Фехнель, 1873г., Шарко, Жане). Метод излечения истерии. Фрейд до психоанализа.

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

4. Возникновение в Бостоне в 10-х гг.ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя “полезной и счастливой жизни”.

5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина “пациент” в пользу терминаент”, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

6. Протестантизм возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Оказание помощи в экстремальных ситуациях.

К 50-м годам ХХ века возникла психологическая помощь.

Психологическая помощь: -наука, -искусство, -решение.

Области применения:

1. Развитие ребенка. Психологическая помощь ребенку в преодолении эдипова комплекса; удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического самоопределения; психологическая помощь потери родителей и близких родственников; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм.

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Помощь в преодолении кризиса логического отделения от родителей и идентификация подростка с другими значимыми лицами.

3. Брак и семья. Семейные кризисы: нормативные ненормативные.

4. Проблематика психического и личностного здоровья. Психические и соматические заболевания, душевные и духовные страдания, связанные с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами.

5. Психологическая помощь умирающему, психотерапия горя.

6. Проблемы пожилого возраста. Удовлетворение моральных потребностей пенсионеров.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки.

8. Кризисные ситуации: внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы.

9. Школьное консультирование, проблемы отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителями, проблемы школьной успеваемости, развитие способностей, отклонения в поведении.

10. Профессиональное консультирование (ориентировка в выборе профессии).

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике (барьеры в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стереотипов у эмигрантов), этнические меньшинства.

12. Управленческое консультирование (консультирование в организациях). (Коммуникативные навыки).

Направления деятельности:

1. Психодиагностическая работа

2. Просвещение психологическое

3. Психолого-профилактическая работа

4. Психологическое консультирование

5. Психотерапевтическое воздействие

6. Коррекционно-развивающая деятельность

7. Тренинги

8. Коучинг

Психодиагностическая работа

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

· получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

· выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

· определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

· Психологическая реабилитация

· Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

· психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

· конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми "практическими психологами" в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования - 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям».

Виды психологической помощи

1.Психопрофилактика (предупреждение).

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.). Психопрофилактика - это предупреждение каких-то действий человека. Можно выделить три уровня психопрофилактики: первичный, вторичный, третичный. В первичной профилактике, например, может участвовать вся группа, с которой работает психолог. Вторичная профилактика проводится с теми людьми, которые находятся в зоне риска, которые склонны к той или иной проблеме. Третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.

2.Психологическое просвещение- раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

3.Психологическое консультирование – это вид психологической помощи выделившийся из психотерапии, который оказывает профессиональный психолог, решая проблемы совместно с клиентом в ходе беседы и ее обсуждения. (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Виды:

1..Индивидуальное психологическое консультирование;

2..Семейное психологическое консультирование;

3.Групповое психологическое консультирование;

4.Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

5.Мультикультурное психологическое консультирование.

4.Психотерапия- система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

5.Психодиагностика- (выявление проблем и др. психологических показателей)

(от греч. - душа, и греч. - способный распознавать) - отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

Основные области применения психодиагностики:

1.управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;

2.оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;

3.прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);

4.судебно-психологическая экспертиза;

5.консультативная, психотерапевтическая помощь.

6.клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);

6.Психокоррекция- деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

7.Тренинг– один из практических методов, используемых в психологии, сочетающий психотерапевтические, психокоррекционные, а так же активные методы обучения. Тренинги могут быть направлены на повышение личной (личностные тренинги) и профессиональной (бизнес-тренинги) компетенции участников

8.Коучинг- это вид психологического консультирования. Кардинальное отличие коучинга от консультирования в том, что если на консультирование приходит клиент с невысказанным вопросом: «Что делать?», то в помощи коуча нуждаются те, кто задается вопросом: «Как это сделать?».

Это люди, которые уже мотивированы на изменения, но пока не могут грамотно организовать процесс этих изменений. И потому нуждаются в помощи того, кто поставит все на нужные рельсы. В силу того, что с наплывом информации сегодня очень многие теряются в этом потоке – и кочинг становится все более востребованным явлением. Существуют специальные схемы, которые в разы упрощают жизнь, постановку целей и способы их достижения.

22.В процессе оказания психологической помощи психологпостоянно фиксирует и обсуждает изменения в содержании запроса клиента. В целом, такая динамика определенным способом характеризует продвижение консультируемого.

Необходимо отметить еще два момента, с анализом и обеспечением которых связано начало консультации и весь ее процесс – это контакт и контракт, которые взаимодействуют между собой, вкраплены в течение консультативной практики

В начале консультации клиент решает задачу достижения эмоционального комфорта в общении именно с этим психологом, ориентировке в новом для него месте и типе отношений. Пытается эмоционально принять ситуацию консультирования, если принятие состоялось, он начинает чувствовать себя раскованным и свободным, перестает опасаться неожиданностей, строит обоснованные прогнозы. Ситуация для него становиться предсказуемой.

Психолог, в свою очередь, обеспечивает достижение принятия ситуации, обсуждение состояния клиента “здесь и сейчас”, его опасения связаны с консультативным процессом. На этом этапе для психолога важно понять состояние клиента путем подстройки к его позе, ритму дыхания, попытаться в таком взаимодействии корректировать состояние напряжения и тревоги. Основные приемы такой работы – отзеркаливание и вентиляция чувств.

При отзеркаливании психолог повторяет позу, движения клиента, отдельные его речевые высказывания, показывает, что ему можно довериться, что он такой же, как клиент. Вентиляция чувств выражается в обсуждении актуального состояния клиента, его чувств. Именно в такой беседе опасения, когда на них обращают внимание, исчезают или частично уменьшаются. Применение специальных приемов дает возможность для заключения динамического контракта на консультирование.

В процессе беседы заключается контракт на результат, который связан с четким определением запроса клиента. Контракт на процесс нередко бывает сложно выделить в консультации, так как он скрыт, завуалирован. Психолог может предложить клиенту воспользоваться техниками арттерапии, медитации, гештальта, получив согласие, применить их.

Этапы профессиональной психологической помощи.

В отечественной психологической науке можно ясно выделить два подхода к определению этапов профессиональной психологической помощи.

В первом, условно названным нами диагностическим, акцент явно или не очень явно делается на формализованных данных психологической диагностики (опросниках, анкетах, тестах).

При втором подходе, более "терапевтическом", основной акцент делается на данных наблюдения и беседы, которые детально не формализуются, а сразу используются в процессе работы.

Такие различия связаны со старым спором между психологами по поводу возможностей использования психодиагностики в процессе профессиональной психологической помощи. На этом вопросе полезно остановиться несколько подробнее.

Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий.

Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; противодействие стрессовым влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации человека: поведенческом, личностном, экзистенциальном.

Обычно выделяют три формы психопрофилактики:

- собственно психопрофилактика (первичная профилактика)- состоит из комплекса мероприятий первичной психологической диагностики, которая направлена на выявление лиц, находящихся в зоне повышенного риска психологического травматизма.

- психологическое консультирование (вторичная профилактика)- заключается в предоставлении психологической помощи в поиске путей решения проблемной ситуации, в частности, во время возникновения межличностных конфликтов, семейных трудностей, экзистенциального кризиса.

- психологическая коррекция (третичная профилактика)- психологическое вмешательство в более глубокие пласты структуры личности. Психокоррекция всегда имеет дело с уже сформированными стереотипами реагирования; личностными чертами, характерными поведенческими проявлениями, которые мешают личности свободно адаптироваться и развиваться.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная психотерапия – не столько метод, сколько режим работы, при котором основным инструментом терапевтического воздействия является психотерапевт и отношения между психотерапевтом и пациентом (клиентом). Индивидуальная форма работы может быть использована в рамках практически любого из рассматриваемого ранее подходов – психоанализа, когнитивно-поведенческого, гештальта и др. В разных подходах варьируют такие переменные индивидуальной терапии, как основные мишени терапии, способы воздействия, длительность, особенности отношений между терапевтом и клиентом.

Общие факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии:

1. Хорошие отношения, доверие и сотрудничество между психотерапевтом и клиентом.

2. Ослабление напряжения, связанное с возможностью для клиента обсуждать проблему с человеком, который может оказать помощь.

3. Обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта.

4. Изменение поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и определенного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом.

5. Обучение через подражание - приобретение навыков взаимодействия в обществе на примере психотерапевта.

Выделяют краткосрочную (как правило, до 20 сеансов) и долгосрочную индивидуальную терапию (соответственно, больше 20 сеансов). В последние годы намечается тенденция к переходу на краткосрочные модели терапии, что зачастую связано с фармакоэкономическими факторами. Разрабатываются новые подходы (точнее, модификации более старых подходов), основанные на повышении интенсивности, интегративностипсихотерапии, дляснижении материальных затрат без снижения эффективности.

Групповая психотерапия – одно из направлений современной психотерапии, набравшее популярность в последние годы. Некоторые страхи и комплексы человека формируются в процессе непосредственного взаимодействия с окружающим миром и населяющими его людьми, а значит, и решать их нужно таким же методом, тогда на выручку приходит групповая психотерапия.

Проблематика участников может быть различной: депрессия, одиночество, панические атаки, психосоматические жалобы (симптомы, с которыми «отказываются» работать специалисты), проблемы во взаимоотношениях, кризисы жизни, горе, травматический опыт, развод, проблемы поиска партнера и пр.

Группа поводится один раз в неделю и длится 6 месяцев.

Длительность одного группового занятия 2час. 30мин.

Группа закрытая, т.е. предполагается постоянный состав участников.

Количество участников – 8-10 человек.

Группа начнется, как только наберется необходимое количество участников.

Ограничений по полу и возрасту нет.

Участниками могут быть как клиенты, так и психологи, нуждающиеся в овладении практикой.

Каждый участник предварительно проходит часовую консультацию со специалистом, на предмет фокусировки его проблем.

На группе анализируются не эффективные паттерны взаимодействия, участники получают возможность найти адекватное решение своих проблем в групповом контексте, выражать «запретные» чувства, осознавать подавленные переживания, освободиться от симптомов, снизить тревогу и страхи, освоить новый опыт выстраивания отношений и пр.

Семейная терапия одно из направлений психологической помощи, стремительно развивающаяся в России. Как самостоятельное направление в психотерапии, семейная терапия возникла в 50-е гг. XX в. Психологи и психотерапевты выдвинули тезис, что семья это не статическая социальная организация, а динамическая микросистема, постоянно развивающаяся. В процессе исследований семейные психотерапевты выделили определенные точки трансформации, происходящие в структуре современной семьи. Например, это любые изменения размеров семьи (ее уменьшение или увеличение) и количества детей, уменьшение роли одного из членов семьи (родителей, старшего брата и сестры), исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом. Именно эти психологические фигуры стали привлекать семейных психотерапевтов. В прошлом семью объединяли такие чисто внешние формальные факторы, как закон, нравы, общественное мнение, традиции и непререкаемый авторитет главы семьи, строгая дисциплина и различные ритуалы. Традиционным психотерапевтическим ориентациям на личность и на ее социальное окружение (часто противоречивых), семейная терапия противопоставила принципиально новую концепцию. Суть, которой в концентрации стремлений (всех членов психотерапевтического процесса семьи и психотерапевта), направленных на развитие личности в семейном окружении. Что оказалось продуктивным, с терапевтической и экономической точек зрения. Психологи и семейные психотерапевты установили, что семья (если активизировать в ней психологические ресурсы - что делает психотерапевт), способна помочь своим членам, а не усугублять страдания, обратившегося за психологической помощью отдельного члена семьи. Психолог принимает во внимание факт, что, направив человека к совершенствованию, выведет из равновесия его семью. Но это временно, и главное целительно по отношению ко всем.

54) Прежде всего - для того, чтобы получить возможность называться психотерапевтом, необходимо вначале получить базовое (медицинское) образование. Точнотак же как и для того, чтобы называться психологом, необходимо иметь базовое психологическое образование. Хоть психотерапевт и отличается определенным образом от психолога, это разные профессии.

Собственно, психотерапия - это медицинская специальность (как минимум слово "терапия" обозначает лечение, врачевание). Соответственно психотерапия - это "лечение души". А для того чтобы лечить душу человека, необходимо душевно здорового суметь отличить от душевнобольного. Для этого умения психотерапевтическая специализация и основывается на специальности врача-психиатра.

Понятно, что не всякий психотерапевт может читать Выготского и Сенеку - да, от этого будет немного более узок его кругозор, но как минимум формальное право называться психотерапевтом он от этого не потеряет (увы?) А вот человек, который честно прочел все выше в дискуссии перечисленное, но не имеет базового документа о специальности психотерапевта - при всем к нему уважении так и останется лишь человеком, прочитавшим все перечисленное...

Несомненно, это будет литературно просвещенный и наверняка психологически грамотный человек, но психологически грамотным может быть представитель любой профессии (и это наверняка пойдет ему на пользу). И права на терапию этот грамотный человек никак не получает... Вообще психотерапия как профессия - это в некотором роде судьба. Не в смысле того, что это суждено свыше, а в смысле того, что это практически определяет модус всей жизни.

Так что в первую очередь - базовое образование. А сверху уже можно (и порой нужно) "надстроить" все, что угодно: и курсы НЛП, и прочтение Ницше и Выготского, и вышивание крестиком :) Ибо несомненно психотерапевту полезно иметь довольно широкий кругозор - так как работать ему приходится с разными людьми, и многим из них нужно, чтобы психотерапевт хоть немного "поговорил на его языке". Хотя, разумеется, не стоит превращаться в "личность со знаниями обо всем, но галопом по европам", и на какое-то "всеобщее знание" претендовать.

"Можно ли работать психотерапевтом человеку, у которого самого есть некоторые проблемы в личной жизни или на работе, или вообще какие-то проблемы? Ведь если человек не может решить свои личные проблемы, имеет ли он право и может ли вообще решать проблемы других людей? "

Чтобы профессионально работать психотерапевтом, нужно кроме базового образования и специализаций иметь еще и интеллект. Следовательно, "некоторые проблемы в личной жизни или на работе" в принципе неизбежны как следствие этого интеллекта. И кстати, я много раз уже писал, что проблем как таковых не бывает только у клинических идиотов, и что свои личные проблемы самостоятельно не может решать никто, даже самый крутой профессионал, как нельзя самого себя вытащить из болота за волосы; что поэтому в цивилизованном обществе есть целое направление "психотерапия для психотерапевтия (ибо специальность эта в принципе вредная) и что показатель профессионализма психотерапевта - не отсутствие у него самого личных проблем, а его умение не смешивать эти проблемы с проблемами клиентов.

И если уж пользоваться формулировками данного вопроса - никто не имеет право решать проблемы других людей за них самих. Задача психотерапевта (по крайней мере - консультативного) - помочь в решении, посодействовать, поделиться своими профессиональными знаниями и умениями, а не принимать важное решение ЗА кого-то!

55. Коучинг: понятие, цели и задачи. Основные принципы коучинга.

Коучинг – это особый вид отношений, выработанный и закрепленный в соглашении между клиентом и коучем. Коучинговый процесс строится вокруг интересов, целей и желаний клиента. Коуч создает клиенту условия для раскрытия и развития его потенциала.

Цель коучинга – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению.

Задачи:

- максимизация потенциала клиента (коуч помогает обнаружить лучшее, что есть в клиенте, научиться эффективно это применять и по ходу дела подтягивать то, чего не хватает)

- устранение препятствий (страхов, предположений, стереотипов и проч.)

Принципы:

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.

Направления коучинга

В настоящее время существует и развивается большое количество направлений коучинга: когнитивный коучинг, НЛП-коучинг, гештальт-коучинг, экзистенциальный коучинг, нарративныйкоучинг и другие.

Гештальт-коучинг – вид консультирования, направленный на развитие и повышение эффективности личности.

Экзистенциальный коучинг направлен на пробуждение самости человека для использования его сущностных (своих, собственных) сил в профессиональном или ином контексте жизни. Основной категорией концепции, в рамках которой мы проводим экзистенциальныйкоучинг, является «жизнь». Это, таким образом, жизненный коучинг, преображение погружением в жизнь как предельную данность, включающую все, что есть. Это прошлое и будущее, ощущения, чувства, мысли и т.д.

Виды коучинга

По области применения различаются карьерныйкоучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучингнаправлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальныйкоучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Этапы коучинга

Условно работу на коуч-сессии можно разделить на следующие этапы:

1. Постановка цели - осознание чего же на самом деле хочешь, ее важности и «вкусности»;

2. Анализ реальности - что есть в настоящий момент - каковы ресурсы, ограничения, возможности;

3. Поиск решения;

4. Составление пошагового плана достижения цели;

5. По желанию клиента, со стороны коуча поддержка во время движения к цели.

58.Разработку теории К. в. обычно приписывают ДжералдуКэплану и Эриху Линдеманну, к-рые исследовали лиц, находящихся в актуальных кризисных ситуациях, что позволило накопить осн. информ. в этой области. Хотя работа проводилась после Второй мировой войны, историю того, что теперь принято называть К. в., можно проследить по меньшей мере с начала XX в., когда на Северо-Востоке США были созданы первые центры помощи. С того времени знач. возросло число агентств, центров помощи, горячих линий.

Национальный ин-т подготовки в области К. в. (NationalInstituteforTraininginCrisisIntervention) объединил под одной крышей ученых, специалистов-практиков, парапрофессионалов, волонтеров без специальной подготовки, работников полицейских служб и др. Такое сотрудничество не только способствовало дальнейшему развитию единой теории К. в., но и позволило преодолеть мн. традиционные барьеры - особенно между стражами порядка и персоналом агентств по предоставлению помощи. В рез-те неотложная эмоциональная помощь жертвам кризиса стала более эффективной.

Были разработаны различные уровни подготовки, а тж план аттестации работников кризисных служб. В 1980 г. образована Федеральная аттестационная комиссия по К. в. (AmericanBoardofExaminersinCrisisIntervention), к-рая занимается выдачей квалификационных удостоверений представителям агентств и отдельных профессий, планирующих проводить К. в.

59?. Этап кризисного вмешательства:

1. Когнитивный анализ неопробованных способов решения кризисной проблемы.

2. Выявление неадаптивных когнитивных механизмов, блокирующих оптимальные способы разрешения кризисной ситуации.

3. Коррекция неадаптивных когнитивных механизмов.

Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах и путях выхода из кризиса. На этом этапе применяются известные технические приемы когнитивно-поведенческой психотерапии. Особенностью психотерапевтической работы является точная фокусировка пациента на терапевтических задачах этапа и игнорирование его стремления вернуться к обсуждению симптоматики и других незначимых проблем. Кризисное вмешательство определяется как экстренная и неотложная психологическая скорая помощь, направленная на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, предотвращение психопатологии, снижение негативного воздействия травматического события. Основными принципами кризисного вмешательства признаны незамедлительность, близость к месту события, установка на восстановление, фокус на разрешении проблем, кратковременность и простота, воспроизводя, по сути, основания психологической помощи времен Первой мировой. Основными целями были обозначены стабилизация состояния (купирование нарастания дистресса), снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление адаптивного независимого функционирования.

60.Кризисная интервенция – экстренная психологическая и психотерапевтическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия.Кризисная психотерапия: Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации "патологического кризиса".. К ним в первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией. Принципы и задачи кризисной психотерапии. Кризисная психотерапия имеет принципиальные отличия от методов психотерапии, применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым относятся:1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и, во-вторых - с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах - в руководстве его поведением;2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска;3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта.По своему характеру кризисная психотерапия близка к когнитивно-поведенческой психотерапии и включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.Кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Кризисное консультирование начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи, которая в первую очередь направлена на работу с его состоянием, а не с содержанием его проблемы. Такая помощь базируется на принципах симптомоцентрированного контроля, краткосрочности, реалистичности и личной вовлеченности профессионала. Осуществление этой стратегии связано с созданием специфических отношений с клиентом, основанных на принятии, понимании и безусловно позитивном отношении к нему. Характерные черты кризисного консультирования — эмпатический контакт, безотлагательность, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояния, поддержка, фокусированность на основной проблеме, уважение.

60.Кризисная служба – организация мероприятий по оказанию комплексной психологической и медицинской помощи лицам, находящимся в кризисной ситуации.

Особенностями кризисной службы являются: безотлагательность, психологическая поддержка, уважение клиента, опора на ресурс, интервенция в поверхностные слои сознания.

Задачи кризисной службы: обеспечить реадаптацию к обычным условиям жизни, найти позитивные ресурсы в решении смыслового конфликта и обеспечить позитивную интеграцию личности, завершить прошлое, восстановить чувства безопасности и самоконтроля, восстановить социальные связи и отношения, определить оптимальную для личности меру ответственности.

Правила и принципы работы кризисных служб: 1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и, во-вторых - с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах в руководстве их поведением; 2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска; 3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост, повышение фрустрационной толерантности.

Классификация кризисных служб: помощь пострадавшим от насилия, личностный кризис, острое горе, суициденты. Контактные (амбулаторные, стационарные)Дистанционные (Интернет, телефон доверия)

Структура деятельности кризисных служб

Отделение амбулаторной консультативно-диагностической помощи, Кризисная служба «Телефон доверия», Стационар кратковременного пребывания больных Лечебно-оздоровительное отделение Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения. Клинико-диагностическая лаборатория. Организационно-методический отдел. Административно-хозяйственная часть

61.Нормативная правовая документация включает документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной

Наши рекомендации