Тема 8. Эмоционально – волевая сфера человека

Семинар 15

План

1.Эмоциональный мир человека: эмоции и потребности.

2.Основные функции эмоций и чувств.

3.Физиологические основы эмоций и чувств.

4. Теории эмоций.

5. Чувства и личность.

6. Эмоции и деятельность.

7. Виды эмоциональных переживаний.

8. Эмоциональные особенности личности.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные виды эмоций. В чем заключается амбивалентность эмоций?

2.Какие функции выполняют эмоции?

3.Как взаимосвязаны эмоции, воля и деятельность?

3.Какие способы управления эмоциями вы знаете?

4. Какие теории эмоций вы можете назвать?

5. Как влияют эмоции на деятельность?

5. Каким образом человек выражает свои чувства?

6. Какие «высшие чувства» вы знаете?

Самостоятельная работа студентов

1.Прочитать и обсудить статью: Санько Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-83-93.

2.Найти комплекс упражнений и продемонстрировать свой опыт приемов эмоциональной саморегуляции.

3.Прочитать статью и составить тезисы: Серова О.Е. Проблемы воли в психолого- педагогическом наследии В.М. Экземплярского //Вопросы психологии- 2011.-№3.-с.145-154.

Тема 8. Эмоционально – волевая сфера человека

Семинар 16

План

1. Понятие воли. Функциональная структура волевого акта.

2.Воля и деятельность человека.

3.Общественно – историческая обусловленность воли.

4. Характеристика волевого человека.

5. Влияние воли на деятельность.

6.Волевые качества человека и их формирование.

7. Возрастные особенности волевых проявлений.

Литература:

1.Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465

2.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ,1976. - с. 142.

3. Немов Р. С. Психология: В 3кн. – Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 424- 461

4.Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 1998. – С.123- 134

5.Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - С.373-414

6.Психология. Отв. Ред. А.А.Крылов «Проспект», М., 2004. С.468-480

Тема 9. Индивидуально - типологические черты личности.

Темперамент и характер.

Семинар 17

План

1. Общее понятие о темпераменте.

2. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Темперамент и деятельность.

4. ВНД – основа темперамента по И.П. Павлову.

5. Понятие о характере. Структура характера.

6. Природа и проявления характера.

7. Взаимосвязь темперамента и характера.

8. Волевые качества в структуре характера.

9. Акцентуации характера.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте структуру темперамента и характера.

2. Охарактеризуйте акцентуации черт характера (по А. Е. Личко).

3. Учение о темпераменте и характере в исследованиях А. Ф. Лазурского.

4. Роль ВНД в темпераменте (по И. П. Павлову)

5. Какую роль в формировании темперамента и характера играет среда и стили воспитания в семье?

Самостоятельная работа

  1. Выучить основные понятия темы.
  2. Прочитать и обсудить статью: Алфимова В.И., Трубников. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии.-2000.- №2.- с.-128 – 137.

Литература

1. Алфимова В.И., Трубников. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии.-2000.- №2.- с.-128 – 137.

2. Айзенк. Н. К. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии - 1995.-№6 ­-с. 111-131.

3. Влияние окружающей среды на темперамент//Вопросы психологии.-2000.-№1.-с.-76-79.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В. 2 Т.- М.: Мир, 1992.

5. Гилева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента //Вопросы психологии.-2000.-№4.-с.-73 – 75.

7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.- Воронеж 1996.

9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М. «Наука» 1995.

10.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М. Владос 1998. Опросник В.М. Русалова «Выявление темперамента».

Тема. Психологическая компетентность и психологическая культура

как психическое образование.

Семинар 18

План

1.Понятие «компетентность».

2.Компоненты компетентности.

3.Виды компетентностей.

4.Характеристика компетентности как психологическое образование.

5.Профессиональная компетентность.

6.Роль образования и культуры в развитии компетентности.

Вопросы и задания

1.Проанализировать понятие «компетентность», данное в разных толковых словарях.

2.«Компетентностный подход» в современной науке.

3. Рассмотреть понятие «культура».

4.Как проявляется психологическая культура как психологическое образование человека?

5.В чем сходство и различие при изучении человека антропологического и эволюционного подходов?

Прочитать статью и обсудить:

Булыгина Л.Н.О формировании коммуникативной компетенции школьников//Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.3-12.

Мотовикова С.Н., Пилипчук Т.В. Учись учиться//Образовательная политика.-2010.-№11-12.-с.44-48.

Литература:

1.Зеер Э.Ф. Психология саморазвивающейся личности. М.-Екатеринбург 2005.

2..Психология / Под ред. А.А.Крылова «Проспект». М. 2005.

Наши рекомендации