Психометрика как фундамент общей психодиагностики.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составляющей ее частью, — это дифференциальная психометрика — нау­ка, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностиче­ские методы; этому разделу общей психодиагностики посвящены спе­циальный параграф в данной главе и особая глава в руководстве.

Психометрика – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие психометрики было введено в 1734г Христианом Вольфом, он впервые указал на возможность измерения в психологии.

Одним из первых параметров в психологии были измерения времени реакции. В силу этого первоначально психометрика понималась как измерение временных характеристик психических процессов. По мере развития психологического экспериемнта к психометрике начинают относить всё, что связано с количественным определением психических явлений. При таком пониманиипсихометрика включает весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных.

По мере усложнени психологических параметров, подлежащих измерению и совершенствованию специальных математико-статистических процедур, разрабатываемых в рамках тестологии, содержание психометрики начинает отождествляться с тестологией. Именно развитие тестологии в начале 1930г способствовало формировании особой области психометрики, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями – дифференциальной психометрики. Она включает проблемы определения и обоснования требований к оценке индивидуально-психологических различий в психологической диагностике. Основные направления дифференциальной психодиагностики:

1. общая теория измерения психологических феноменов;

2. концептуализация и алгоритмизация процедур конструирования средств измерения;

3. психометрическая адаптация этих средств к новым условиям использования;

4. анализ задач тестирования;

5. обеспечение их валидности, надежности и стандартизации.

Стандартизация теста.

Стандартизация теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки. Тестовые нормы, полученные в ходе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок. Они не являются «внутренними» свойствами теста, а лишь облегчают его практическое применение.

С. т. - это установление унифицированных процедур для а) его проведения и б) подсчета получаемых с его помощью показателей. Первые стандартизированные тесты появились в начале XX столетия, когда Э. Л. Торндайк, занимающийся эксперим. психологией, наряду с др. учеными, распространили принципы, полученные в лабораториях, на психол. измерения. "Стандарты для образовательных и психологических тестов" (Standards for educational and psychological tests, American Educational Research Association, 1985) лают общие рекомендации относительно процедуры, к-рым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы гарантировать применение стандартизированных процедур. Контроль за процедурой проведения тестов в значительной степени достигается за счет инструкций, приведенных в руководствах по тестам. Что касается процедуры оценки, то в "Стандартах" указано, что желательно, чтобы детальные инструкции как для субъективных, так и объективных тестов были помещены в руководстве по тесту, и, в случае субъективно градуированных тестов, следует указать результаты исслед. степени согласия лиц, проводящих оценку. С. т. тж должна давать детальную информ. по поводу того, кто имеет квалификацию, достаточную для применения и оценки результатов теста. Заключительным моментом С. т. яв-ся разработка норм теста. Эти величины, в сочетании с данными о надежности и валидности, позволяют психологам надлежащим образом интерпретировать результаты, полученные в результате тестирования. Тесты можно приравнять к др. аналогичным тестам, так, чтобы сравнивать их результаты друг с другом. Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психол. тестов. Во-первых, стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество, чем составленные для проведения в конкретных местах. Во-вторых, проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов, личное проведение тестирования и других оценочных мероприятий, и дает им возможность заняться более важными вещами - терапией, обучением, и интерпретацией результатов, например. Наконец, использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом. Следует отметить и один важный недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях. См. также Измерение К. Ф. Гейзингер



Наши рекомендации