Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека.

I группа факторов – социально-экономические:

Разнообразие профессий;

Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

Способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры).

Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству – пример: сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов.

Престиж профессии.

Материальные и моральные стимулы труда.

II группа – социально-психологические факторы:

Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):

1 место – материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

2 место – социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

3 место – моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

4 место – группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

5 место – профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6 место – утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

7 место – мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

8 место – эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

III группа – психологические факторы:

Интересы и склонности.

Общие и специальные способности.

Уровень интеллектуального развития.

Самооценка и уровень притязаний.

Особенности памяти, внимания.

IV группа – психофизиологические факторы:

Состояние здоровья.

Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность). Почти в любой профессии есть специальности, которые требуют разной выраженности свойств нервной системы. В профессии врача, например, для лиц со слабой нервной системой противопоказаны специализации хирурга, реаниматолога, но могут быть рекомендованы специальности терапевта, окулиста, где маловероятны экстремальные ситуации.

Особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).

Успешность профессионального обучения будущего специалиста и его последующей профессиональной деятельности существенно зависит от характера профориентационной работы. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профориентационные центры и консультации.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.

Профконсультация – психологическая помощь в выборе профессии за счет более глубокого соотнесения требований профессии с возможностями выбирающего человека.

В ходе профконсультации важно учитывать следующие факторы:

- Общую профессиональную направленность личности. Встречается направленность на одну или очень узкий круг профессий; встречается направленность на более широкий класс профессий.

- Соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии.

- Индивидуальные особенности, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.

С выбора профессии начинается процесс профессионального самоопределения специалиста.

Профессиональное самоопределение – поиск смыслов профессиональной деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, поскольку человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при выборе специализации, при определении путей повышения квалификации, при потере работоспособности или работы и т.д.). В течение всей профессиональной жизни человека продолжается профессиональное самоопределение – расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и своему месту в ней.

19. Профессиональная пригодность. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуальных психофизиологических возможностей человека. Профессиограмма.

Любая деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии.

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

Профессиональная пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его жизни.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека.

Профессиональная пригодность определяется также уровнем удовлетворенности человека процессом и результатами своего труда.

Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуальных психофизиологических возможностей человека.

На всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективные факторы- это требования, нормы, ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (зун). Субъективные факторы - это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

2 варианта взаимосвязи: 1) часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается » к профессиональным требованиям 2) Работник перестраивает систему требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Принципы составления профессиограммы:

1)специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;

2)поэтапность изучения деятельности — процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий»);

3)целенаправленность описания — соответствие конкретным целям изучения (диагностическим, информационным, методическим и др.) и конкретной практической задаче (профориентация, профотбор, профподготовка и др.);

4)селективность (избирательность) объекта изучения — концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса;

5)многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы деятельности;

6)динамичность изучения — с учетом развития субъекта и изменения деятельности;

7)системность — изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях (деятельность, действия и операции, нормальные и экстремальные условия и др);

8)идентичность методических приемов и программ изучения и описания — для корректного сравнения профессий;

9)использование качественно-количественных методов изучения — взаимное дополнение содержательной и статистической информации.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

В чем суть данной профессии?

Чем конкретно занимается сотрудник?

В каких условиях происходит труд?

Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

На какие заработки можно рассчитывать?

Каковы возможности для карьерного роста?

20.Классификация профессий. Основные требования к профессиональной деятельности специалистов в современных социально-экономических условиях.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессии, разработанная Е.А. Климовым.

В основу классификации профессии положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала.

1. "Человек - живая природа"

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, овощевод, зоотехник, ветеринар, эколог, лесовод и др.

2. "Человек - техника" (и неживая природа)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, технолог и др.

3. "Человек - человек"

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, экспедитор, юрист, следователь, и др.

4. "Человек - знаковая система"

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. "Человек - художественный образ"

Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.

К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, актер и др.

Классы:

1. пюстический – цель труда: узнать, распознать, оценивать, исследовать (критик);

2. преобразующий – изменить свойства, состояния предметов (учитель, чертежник, врач, педагог);

3. изыскательный – изобрести, найти нетрадиционный вариант решения.

Отделы (каким орудием труда):

1. ручные и механические – зубной врач, хирург, слесарь;

2. машинные с ручным или ножным управлением (машинист крана);

3. автоматические;

4. функциональные средства организма (голос, нервы – актер, певец).

Группы различают в зависимости от условий труда:

1. обычные бытовые условия (чертежник, бухгалтер);

2. условия открытого воздуха (резкие перепады температуры, влажности);

3. необычные условия труда (на высоте, под водой – водолаз, шахтер);

4. условия повышенной моральной ответственности как физических, так и материальных ценностей (судья, педагог продавец, прокурор).

Структура требований к личности специалиста любого профиля может быть представлена в виде трех уровней:

- требования-ориентиры к человеку труда;

- общие требования к личности специалиста;

- профессионально-личностные требования к специалисту определенного звена (начального, среднего, высшего) и профиля.

- Требования-ориентиры к человеку труда определяют основные характеристики специалиста в глобальном масштабе развития человеческой цивилизации. Они направлены на осознание человеком себя активным субъектом человеческого сообщества, способным через свой профессиональный труд влиять на прогрессивное развитие и нести общую ответственность перед мировым сообществом, объединенным идеей общей безопасности, свободы, гуманизма.

- В общих требованиях отражаются профессиональная и личностная характеристика специалиста нового типа. Анализ развития общественных отношений показывает, что сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. Обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда - важнейшая задача каждого специалиста. Уровень его образованности, профессиональной квалификации и компетентности выступают фактором социальной защищенности в условиях рынка.

- Специалист должен знать социальную сущность своей специальности, владеть навыками профессиональной деятельности, обладать профессионально важными качествами и свойствами. При этом виды деятельности работника (например производственная, управленческая и др.) должны адекватно отражать потребности общества в получаемых результатах деятельности. Поэтому сегодня востребованы специалисты, способные к разностороннему видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, к поиску новых решений насущных проблем, творчески и критически мыслящие.

Профессиональная подготовка специалиста включает:

1.квалификацию работника (образование, опыт);

2.личные качества (коммуникабельность, мобильность, мотивируемость, инициативность, упорство, гибкость мышления, целеустремленность, информированность, ответственность, физиологические и социально-психологические состояния, умственные и психологические характеристики).

К руководящему составу, управленцам возрастают требования к личностным характеристикам (уравновешенность, коммуникабельность, комфортность).

Наши рекомендации