Введение в специальную психологию.

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. Связь специальной психологии с дисциплинами психолого-педагогического цикла. История становления специальной психологии как науки. Предмет, задачи, принципы и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, судопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации.

Психологические особенности формирования аномалий личности.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Психологический аспект проблемы «норма-аномалия». Критерии явления «норма-аномалия». Предметная норма. Социально-возрастная норма. Индивидуальная норма. Психологическая норма. Факторы психического развития человека. Диагностика отклонений в развитии.

Типы нарушений психического развития и их причины.

3.1. Недоразвитие (психология умственно отсталого ребенка).

Определения понятия «умственная отсталость», причины, критерии, признаки умственной отсталости, степени (идиотия, имбецильность, дебильность). Психологическая характеристика детей с задержкой умственного развития. Особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Формирование самооценки и характера у детей с ЗУР.

3.2. Задержанное психическое развитие.

Понятие задержки психического развития в отечественной психологии, причины её проявления, критерии и признаки. Классификация детей с ЗПР:конституционального происхождения, психогенного происхождения, соматогенная задержка психического развития, церебрастенического генеза Психологическая характеристика детей с ЗПР. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР. Эмоционально-волевая сфера и её развитие, привычки и формы поведения у детей с ЗПР.

3.3. Поврежденное развитие (шизофрения, эпилепсия, органические нарушения). Клинико-психологическая характеристика шизофрении и ее причины (эндогенные, экзогенные). Характерные признаки проявления шизофрении на различных стадиях, клинические симптомы (знаки) и синдромы. Формы протекания шизофрении. Особенности мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы при шизофрении. Эпилепсия, характеристика припадков (больших и малых). Проявление психических нарушений при эпилепсии в виде психических эквивалентов (дисфория, сумеречное расстройство сознания, амбулаторный автоматизм, сомнамбулизм). Первая помощь при эпилептических припадках. Влияние заболевания на личностное развитие.

3.4. Искаженное развитие (ранний детский аутизм) Понятие и клинико-психологическая структура раннего детского аутизма и его причины. Особенности поведения аутичного ребенка. Психологические особенности аутичного ребенка. Степень тяжести РДА. Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма.

3.5. Дисгармоничное развитие.

Психопатия как форма дисгармонии личности. Этиология психопатий. Классификаций психопатий: конституциональные, органические психопатии. Патологическое формирование личности. Механизмы формирования патохарактерологического развития. Основные варианта патохарактерологического формирования личности (аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый).

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

Тема: Диагностика отклонений в развитии.

Цель: Рассмотреть основные принципы и приемы изучения ребенка с отклонениями в развитии.

Основные понятия: задержка психического развития, аномальный ребенок, инфантилизм, умственная отсталость, возрастной кризис, тревожность, развитие.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль выявления отклонений в развитии на ранних этапах онтогенеза.

2. Принципы и приемы изучения ребенка с отклонениями в развитии.

3. Основные направления диагностики.

Литература:

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.– СПб.: Питер, 2006.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учеб.пособие. - М., 2001.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений) /Под ред. Б.П. Пузакова. –М., 1998.

4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.

5. Основы специальной психологии: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

6. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.

7. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

8. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Задание на СРС:

Конспектирование: Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. - М., 1984. Т.5, с.181-187, 196-218.

Практическая часть:

1. Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-10 лет)

Описание методики: Наибольшие успехи в коррекции и компенсации нарушений у детей могут быть достигнуты только путем совершенствования дифференциального обучения и применения индивидуального подхода, который невозможен без исследования уровня психического развития ребенка, контроля возрастной динамики.

В настоящее время в 1 и 2 классах общеобразовательных школ обучается некоторое число умственно отсталых и детей с задержкой психического развитии испытывающих большие трудности в обучении и требующие не только индивидуальной коррекционно-восстановительной работы, но и своевременного выявления направления в соответствующие учебно-воспитательные учреждения. Для решения этого вопроса необходимо заблаговременное диагностирование особенностей умственного развития детей,

Для исследования уровня умственного развития младших школьников на основе некоторых методик теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра разработана экспериментальная методика.

Описание методики. Методика состоит из 4-х субтестов, предназначена для детей 7—9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения “пятого лишнего”. Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к родному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест

1. У сапога есть (шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица) 1,9

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 2,8

3. В году (24, 3, 12,4,7 месяцев) 2,7

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, 1, ноябрь, март) 2,3

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 2,6

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда) 2,2

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 2,8

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 3,4

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 2,8

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 2,6

2 субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2,6

2. Река, озеро, море, мост, болото. 2,3

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 2,7

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 2,6

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник. 2,4

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 2,5

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 2,3

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 2,5

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 2,7

3 субтест

1. Огурец __________георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля 2,0

2. Учитель _________сад

ученик забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 2,4

3. Огород _________врач

морковь очки, больные, палата, больной, термометр 2,2

4. Цветок ___________птица

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 2,6

5. Перчатка __________сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка 2,4

6. Темный __________мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 2,1

7. Часы ________термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач 2,5

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна 2,2

9. Стул _________игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 2,2

10. Стол ______________пол

скатерть мебель, ковер, рыль, доска, гвозди 2,2

4 субтест

1. Метла, лопата... 2,6

2. Окунь, карась... 3,0

3. Лето, зима... 2,1

4. Огурец, помидор... 2,2

5. Сирень, шиповник... 2,6

6. Шкаф, диван... 3,0

7. День, ночь... 2,8

8. Слон, муравей... 2,2

9. Июнь, июль... 2,4

10. Дерево, цветок... 2,2

Обработка результатов

1. Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий—100 баллов.

2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам 1, 2 субтесты—по 26 баллов 3 субтест — 23 балла 4 субтест — 25 баллов

1 3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:

1 группа—75—100 баллов (высший уровень умственного развития).

2 группа—50—74 балла (средний уровень умственного развития).

3 группа—25—49 баллов (низкий уровень умственного развития).

Наши рекомендации