Общая хар-ка психич нарушений. Задержка психич р.их виды и причины. Особ-ти детей с ЗПР. Возможности и принципы психологической коррекции детей с ЗПР.

Отклонения в психическом развитии ребенка — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный, характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения в психическом развитии могут обусловливаться и незначительными первичными нарушениямиЗпр— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже об умственной отсталости. КлассификацииНаиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются: Классификация К. С. Лебединской была предложена классиф-я:1 ЗПР конституционального происхождения Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. 2 ЗПР соматогенного происхождения. обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). 3 ЗПР психогенного происхождения. связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1Недостаточная опёка, безнадзорность..2 Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. 3 Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие 4 ЗПР церебрально-органического происхождения. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ,недоразвитие интеллекта. Умственная отсталость иногда ошибочно приписывается детям с психотическими расстройствами. ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребёнок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями. Предупредить З.п. помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе и индивидуальном подходе к ребёнку, взаимодействие семьи и школы, создание условий, способствующих раскрытию способностей личности и признанию её в коллективе и т.п. Для предупреждения З.п. необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учётом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания.

Причины ЗПР выделяют следующие:-Биологические:патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;недоношенность;

асфиксия и травмы при родах;заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность.-Социальные:

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

31. Основные напр-я совр психотерапии. Групповая и инд-я форма психотерапии.
психотерапия (с т.з. психологии)-это особый вид межличностного взаим-я, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологич.ср-ми при решении возникающих у них проблем и затруднений психологич.хар-ра.Осн.напр-я психотерапии:1)динамическое(Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательноеПсихоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения).; 2)когнитивно-поведенческое(каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мирСторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние- конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент);3)экзистенц.гуманистическое(Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения).

Индивидуальная- в качестве осн.лечебного инструмента выступает сам психотерапевт. Психотерапевтическая процедура производится в диаде 1 психотерапевтом, реже двумя.

Групповая-идет целенаправленное исп-е в лечебных психотерапевтических целях динамики группы. Исп-ся потенциал группы-они помогают понять пациенту понять какую роль пациент играет в группе. Группа м.помочь осознать какие потребности хочет удовлетворить клиент, насколько успешным явл-ся его поведение, т.о. клиент хочет расширить сферу самопонимания.

33. Сущность брака и семьи. Особ-ти совр семьи: функции, структура, динамика развития.

брак и семья-это общественные формы регулирования отношений м\у людьми, состоящими в родственных связях. Брак ≠семья. Брак-это особый соц.институт, исторически обусловленная, соц.регуляируемая форма отношений м\у М и Ж, устанавлявающая их права и обязанности по отн-ю друг к другу и к их детям(Зацепин).соц. хар-р брака проявл-ся:1)в публичной форме его закл-я;2)в контролирующем обществом кол-ве брачных партнеров;3)в наследовании семейного имущества. Т.о., брак явл-ся основой форм-я семьи, которая предст собой более сложную систему отн-й.

семья-круг родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе(такое опр-е было раньше). Семья-это малая соц группа, важнейшая форма орг-ии личного быта, основанная на супружеском союзе и родственых связях,т.е. отн-ем м\у мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хоз-во(Соловьев). Родственные связи 3 видов: 1-кровное родство;2)порождение;3)брачные отношения.Функции семьи-напр-я ее деят-ти, выражающие сущность семьи, ее соц. Статус и соц.роль;это жизн-ть семьи, связанная с удовл-ем опр-х потребностей ее членов.-репродуктивная;-образовательно-воспитательная; -экономическая,хозяйственная, бытовая; -функция поддержки, принятия; - рекреативная, ф-ия духовного общения;- сексуально-эротическая.

Стр-ра семьи-это состав семьи, число ее членов, а также сов-ть взаимоотношений т.о. рапред-ны обязанности и права м\у ее членами. По составу:1)полная семья(отец, мать, дети);2)неполная семья(нет одного из род);3)фунционально неполные. По кол-ву поколений: 1)простая, ядерная или нуклеарная(2 поколения-род и дети);2)сложная или расширенная семья(вместе проживают и ведут хо-во предст неск-х поколений, по меньшей мере 3-х)

Динамика семьи: ф-ии и стр-ра семьи м.изм-ся в зав-ти от этапов и жизн-ти. Большинство периодизаций жизн цикла семьи основаны на критерии изм-я места детей в семейной стр-ре и реал.супругами воспит.ф-ии. Период-я Э.К.Васильевой(1975):1)зарожд.семьи;2)рождение и воспит детей);3)окончание вып семьей воспит ф-ии;4)дети жив с род и хотя бы 1 не имеет собств. Семьи;5)супруги живут одни или с детьми, имеющими собств семьи.

64. Технология работы психолога с младшими школьниками.Диагностика:

Интеллектуальная сфера: воспритяие(цветные матрицы равена, тест словаря, исключение слов); внимание(корректурная проба);память(10 слов лурия, узнавание фигур);воображение(скульптура из пластилина);интеллект(векслер, гит-Дж.Ванн)

Мотивационная сфера: методика изучения мотивации учения у первоклассника(Гинсбург), лесенка уроков(Асмолов)

Самосознание: три оценки (липкина), лесенка (смирнова), автопортрет.

Коммуникативная сфера: ДДЧ, неуществующее животное, фильм-тест(Р.Жиль), социометрия.

Эмоционально-волевая сфера: методика диагностики уровня шк.тревожности(Филлипс), тест кактус(Панфилова)-выявление эмоц. Сферы реб, выявл агрессии ее направл-ти и интенсивности; цветной тест Люшера, тест сказка.

Просвещение:

Тема: «р.мотивационной сферы у мл.школьников»-раскрыв-ся мотив, мотивация, психол.готовность, из чего складывается уч.мотивация, приемы р.мотивации. просвещение педагогов:1)создание учебной проблемной ситуации;2)формулировка осн.уч. задачи; 3)самоконтроль и самооценка возм-ей предстоящей деят-ти по изучению темы; 4)значение оценки в становлении мотивации уч. Деят-ти. Примеры приемов р. Мотивации.

Мл.шк.возраст называют вершиной детства. Период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происх-т смена образа и стиля жизни:новые требования, новая соц.роль ученика. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и опред-ый соц.статус. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Соц.сит.р: уч.деят-ть становится ведущей деят-ю;завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; отчетливо виден соц-ый смысл учения (отношение к оценкам); мотивация достижения становится доминирующией; происходит смена референтной группы; происходит смена распорядка дня; укрепляется новая внутренняя позиция; измен-ся сист-а взаимоотношений ребенка с окр.людьми. Ведущ.деят-ть .учебная деятельность(ее хар-ки: результативность, обязательность, произвольность).

Наши рекомендации