Причины конфликтов в старшем школьном возрасте

При рассмотрении конфликтов в юношеском возрасте необходимо учитывать специфическую психологическую атмосферу накануне окончания старшеклассниками школы. Любые конфликты с учителями в этот период могут негативно сказаться на первых периодах вхождения выпускников во взрослую жизнь.

Нарушение дисциплины у старшеклассников может проявляться в следующих формах:

невыполнении ученических обязанностей, непослушании, неподчинении требованиям учителей;

курении, коллективных и индивидуальных пропусках занятий, обмане учителей в виде мошенничества;

межученической вражде, драках, групповых разборках, запугивании физически более слабых, психологическом и физическом терроризировании отдельных школьников сплоченными группами старшеклассников.

К конфликтогенному поведению педагогов в старших классах относится:

-неспособность управлять познавательной работой молодых людей во время урока;

-потеря учителем границы возможной близости к учащимся;

-научная узость и отсутствие эрудиции у педагога в преподаваемом предмете;

-противоречия при оценивании знаний учащихся,

-а также поведение учителей, которое приводит к нарушению нормальных человеческих отношений со старшеклассниками (вспышки по пустякам, крикливость, преследование школьников по пустякам, использование детских методов дисциплинирования, дискриминация по отношению к учащимся и т. д.).

Конфликты, которые вызываются бестактностью педагога, являются самыми распространенными в юношеском возрасте.

Наиболее часто встречающимися проявлениями педагогической бестактности являются (в порядке убывания удельного веса):

-публичные оскорбления старшеклассников;

-вторжение в личный мир девушек и юношей и осуждение взаимных симпатий;

-аффективное выражение оценок и требований в форме крика, ругани, угроз;

-злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов учащимся;

-любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия делиться и советоваться со старшими;

-межучительская бестактность в форме негативных оценок коллег за глаза с апелляцией к учащимся.

Цели конфликтной ситуации

Расчленение целей конфликтной ситуации на

деловые (профессиональные, служебные) и

межличностные (сугубо личные) способствует объективной оценке ситуации и выбору более рациональных путей и средств для корректировки или коренного изменения целей противостоящих или взаимодействующих сторон.

Но и здесь есть одна сложность, которую следует подчеркнуть особо. Нередко противопоставление сторонами целей вступления в конфликтную ситуацию обусловливается не подлинным содержанием целей, а недостатками взаимопонимания. Стороны как будто говорят па разных языках. Сущностная сторона позиций как бы размазана, как бы не схватывается, а порой и сознательно приглушается «оппонентами». В конфликтной ситуации нередко вследствие намеренной «глухоты» к восприятию информации со стороны «оппонента» снижается интеллектуальный и обостряется эмоциональный компоненты взаимного непонимания.

Понятийная схема конфликта

Большинство конфликтов, которые имеют место в системе образования (в континууме учитель—ученик и учитель—класс), имеют ярко выраженную социально-психологическую направленность.

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта,

условия протекания конфликта,

образы конфликтной ситуации,

возможные действия участников конфликта,

исходы конфликтных действий.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы (последствия, результаты конфликтных действий) органично вплетены в самый конфликт. Прежде всего, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение.

Наши рекомендации