Основные руководящие принципы.

1. Профессиональная компетентность. Специалист имеет право оказывать только компетентную помощь (в рамках своего образования).

2. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Специалист должен проводить лечение пациентов, следуя принципу уважения личности.

3. Информированное согласие. Терапевтические отношения основаны на доверии и информированном согласии

4. Конфиденциальность. Специалист должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить конфиденциальность по отношению к настоящему или бывшему пациенту и всем его высказываниям.

5. Запрет на злоупотребление пациентом (эксплуатацию пациента).

В силу достаточной уязвимости пациента, основанной на доверии специалисту, последнему стоит избегать всех форм эксплуатации пациента и злоупотребления его доверия, ограничивая личные интересы и желания в отношении пациента

6. Защита профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности. Специалисту следует защищать пациента от тех коллег, которые известны своей недостаточной компетентностью и способностью на вредить пациенту.

7. Социальная ответственность. Специалисту следует вкладывать свое время и способности только в ту деятельность, которая работает в интересах пациента и общественного блага.

Специалист ведет себя в соответствии с законом и требованиями органов, действующих в интересах пациента и общества. Но бывают случаи, когда сознательное неповиновение законам или органам являет собой наиболее этичное действие.

5. Подходы к составлению типологии взглядов на личность. Типология теорий личности К.Левина.
Курта Левина обычно не относят к гештальтпсихологии как таковой, но считают, что многие идеи гештальтпсихологии отразились и на его работах. В первую очередь речь идет о феномене динамического поля и так называемом галилеевском способе мышления.
Для перестройки психологии Левин обращается к естественным наукам, прежде всего к физике. Он считал, что в психологии должна быть проведена перестройка самого типа психологического мышления. Следует перейти от "вещных понятий" к реляционным (относительным).
Левин утверждал, что психология задержалась на аристотелевском уровне мышления, т.к. она ищет причины (детерминанты) поведения внутри отдельного индивида. Так же как и при аристотелевском типе мышления, в психологии имеется тенденция к разделению психических свойств на классы. Индивидуальные особенности и нюансы игнорируются и исключаются из анализа.
Такие замечания не были справедливыми по отношению к исследованию действия и образа, поскольку изучение действия шло в русле рефлекторной теории, а образа - в русле гештальтпсихологии, в схемах интерпретации поведения которых отсутствовала некая скрытая внутренняя цель.
Левиновские замечания относились к совершенно определенной области - к сфере мотивов и потребностей. Применительно к мотиву психология использовала античный способ мышления. Целью Левина стало утверждение галилеевского способа мышления в мотивации.
Несмотря на некоторые общие идеи с гештальтпсихологами, теорию поля Курта Левина следует отличать от этого направления. Главной категорией гештальпсихологов был образ, а для Левина таким понятием стал мотив. Конечно, эти категории относятся к одной реальности - психической, но тем не менее у гештальтистов образ рассматривался в отрыве от мотивации, а мотивация у Левина отрывается от предметно-смыслового содержания ситуации, т.к. это содержание может выступать только в форме образа, которым Левин не занимался.
Понятие поля у Левина охватывает внутренний (человека) и внешний (окружающее) факторы.
Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется.
Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.
Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение.
По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.





Наши рекомендации