Семейные отношения как ведущая детерминанта развития личности в теории А.Адлера.

По мнению Адлера, человеку присущи и лежат в основе его существования два основных влечения:

1) социальное влечение;

2) и влечение к власти, превосходству, совершенству.

Социальное влечение имеет в своей основе органическое несовершенство человека, его слабость, что не

позволяет индивиду жить вне общества. Социальное влечение находит свое отражение в социальном интересе, который присущ индивиду. Социальный интерес включает в себя чувство идентификации с человечеством. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего

мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого

социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу.

По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям

как к равным, и вместе с женой принимает активное участие в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих,

как ни странно, одинаковые последствия.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. . Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес проявляется в межличностных отношениях, эмпатии, сострадании, кооперативном поведении людей. Проявлением социального влечения он считал развитие

кооперативного поведения.

8.Внутренний конфликт и психологические защиты в теории З.Фрейда Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях

адаптивным способом.

первичный источник испытываемой человеком тревоги

коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением.

Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому

последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной

тревоги. Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания

приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.

Основная психодинамическая функция тревоги — помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих

импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы ЭГО помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд

определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго.

Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения

конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Защитные механизмы личности:
- Сублимация - Замена неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые.
Проекция - Маскировка своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них.
- Замещение - Перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент.
- Peгрессия - Уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной.
- Рационализация - Выработка самооправдательных легенд, маскирующих истинные мотивы собственных поступков, постигших неудач.
- Подавление - Вытеснение или блокировка сознания от тревожных моментов.
- Отрицание - Отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности.
- Реактивная формация - Подмена фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.

Наши рекомендации