Стресс и управление стрессом
Стресс – напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие.
Стрессоры (воздействия, вызывающие стресс) могут быть физиологическими и психологическими.
Физиологические стрессоры: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и т.д.
Психологические стрессоры: сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи и т.д. Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений.
Уровень стресса и эффективность деятельности:
Типичные симптомы стресса:
§ Нервозность и напряжение
§ Хроническое беспокойство
§ Проблемы со сном
§ Чрезмерное курение и/или употребление алкоголя и наркотиков
§ Неспособность расслабиться
§ Высокое кровяное давление
§ Проблемы с кишечником
§ Эмоциональная неустойчивость
§ Ощущение неспособности справиться с ситуацией
§ Негативные установки по отношению к сотрудничеству
Типичные причины стрессов в процессе труда:
§ Рабочие перегрузки
§ Давление факторов времени
§ Низкое качество управления
§ Атмосфера незащищенности на рабочем месте
§ Несоответствие полномочий и обязанностей
§ Ролевые конфликты и неопределенность
§ Различие между системой ценностей компании и работника
§ Изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)
§ Фрустрация (блокирование какого-то стремления, не позволяющее индивиду достичь желаемой цели)
Стадии стресса.
С биологической точки зрения можно говорить о трех стадиях стресса:
1. Стадия тревоги. Мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Выражается в реакциях надпочечников (выделение адреналина и норадреналина), иммунной системы и желудочно-кишечного тракта.
2. Стадия сопротивления. Признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.
3. Стадия истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя запасы адаптационной энергии истощаются. Вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы.
Что влияет на уязвимость перед стрессом:
§ Порог стресса – индивидуальная особенность человека, уровень напряжения, который человек может перенести до того момента, когда у него появятся негативные ощущения стресса.
§ Воспринимаемый контроль – два работника могут иметь объективно одинаковые возможности контроля над рабочей ситуацией, но при этом разное собственное восприятие своей свободы.
§ Индивиды типа А и типа В – индивидуальная характеристика сотрудника.
Тип А - агрессивные, склонные к конкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим, комфортно чувствуют себя в условиях жестких временных рамок. Могут предъявлять завышенные требования к себе даже на отдыхе. Из-за постоянных стрессов некоторые представители типа А более склонны к физическим заболеваниям, таким как сердечные приступы.
Тип В – выглядят более расслабленными и покладистыми, скорее принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, чем пытаются «плыть против течения». Меньше подвержены влиянию стрессов. Могут демонстрировать высокую производительность, соблюдая график работы – они идут к цели другим путем.
Правила поведения в острой стрессовой ситуации:
§ Не принимайте никаких решений! (кроме ситуации стихийного бедствия, когда речь идет о жизни людей)
§ Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, тоже через нос. Сосредоточьтесь при этом на ощущениях дыхания.
§ При малейшей возможности постарайтесь сменить окружающую обстановку: выйдите в другое помещение, на улицу, в туалет и т.д. Лучше, чтобы у вас при этом была возможность побыть там одному.
§ Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
§ Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
§ Набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
§ Попробуйте заняться каким-то простым видом деятельности, желательно требующей физической активности и сосредоточения.
УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Матрица Эйзенхауэра (работа с приоритетами)
ВАЖНОСТЬ
II 65-80% 15% Стратегическое планирование Профилактика Работа с людьми Восстановление сил, саморазвитие | I 20-25% 25-30% Кризисы, авралы Работа в условиях поджимающих сроков |
IV 1% 2-3% Рутинные дела «Поглотители времени» Склонность к пустым мечтам Дела, которые можно не делать | III 15%50-60% Некоторые телефонные звонки Входящая почта Некоторые встречи Мелкие неотложные дела |
С
Р
О
Ч
Н
О
С
Т
Ь