SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Свободный художник, ориентирован на действия.

Ищет перемен и разнообразия. Импульсивен. Охотно идет на риск.

«Легче получить прощение, чем разрешение».

Незаменим в кризисных ситуациях. Умеет обнаружить возгорание до пожара.

Ориентирован на процесс, на требования момента, действия.

Предпочитает непосредственный опыт, наиболее адаптирующийся.

Нуждается в свободе и пространстве. Имеет дело с реальными проблемами.

Лучше всего удается текущее, оперативное планирование.

Самый жизнерадостный.

Ахиллесова пята – рутина и однообразие.

SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - student2.ru

NT – «Почему? СТРАТЕГ

Объективное восприятие, самокритичность.

Любитель сложных проблем. Спорщик. Независим от авторитетов.

Разработчик систем, архитектор изменений.

Любит начинать проекты, но не всегда заканчивает.

Соревнование с самим собой и другими.

Любознательность. Высокие достижения. Принципы. Независимость.

Не всегда уверен в чувствах других людей.

«Что произойдет, если...?» Рассматривает возможности путем объективного анализа.

Ахиллесова пята – чужая некомпетентность.

SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - student2.ru

NF – «Кто?» СПЕЦИАЛИСТ ПО ОТНОШЕНИЯМ

Поддержка окружающих. Взаимоотношения. Сочувствие.

Понимает возможности организации и людей. Заинтересован в личностном росте.

Талант общения. Сотрудничество. Сверхчувствительность к конфликтам.

Нуждается в поощрении и признании. Все относит на свой счет.

Спонтанно хвалит других, выражает признательность и одобрение.

Яркое воображение. Таинственный.

Ахиллесова пята – чувство вины и критика в его адрес.

SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - student2.ru

ТЕМА 2. МОТИВАЦИЯ

Слово «мотивация» относится к разряду так называемых «модных» понятий. О ней принято говорить, даже спорить, ею принято заниматься в продвинутых компаниях, но нередко оказывается, что разные люди вкладывают в этот термин совершенно различный смысл (впрочем, то же происходит и с другими абстрактными словами и терминами). Апофеозом недопонимания для автора стала фраза, «подслушанная» от одного из руководителей предприятия: «У нас нет мотивации, у нас – зарплата!». Поэтому в начале раздела мы постараемся дать определения основным терминам, и в дальнейшем придерживаться этой трактовки.

Итак, что же такое мотивация? У этого термина существуют два понимания. Первое из них касается системы мотивов конкретного человека, побуждений, вызывающих его активность. Приведем, например, классическое определение Л. Якобсона: «Мотивация – весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека». То есть, в этом смысле слова мотивация – внутренняя особенность конкретного человека, и в самом простом варианте выражается словами «хочется – не хочется».

Второе понимание термина «мотивация», наиболее часто используемое в разного рода практических пособиях и учебниках по менеджменту, подразумевает определение мотивации как системы действий по активизации мотивов определенного человека, или, говоря проще, «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано». Для определения этой системы действий иногда используют также термины «мотивирование» и «мотивационный менеджмент».

Мотив– (от латинского movere – приводить в движение, толкать) –

1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

3) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Стимуляция – предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций. Стимуляцией могут быть, например, надежда на вознаграждение, угроза наказания, активизирующие внешние факторы (движущиеся изображения на мониторе, суета, быстрые передвижения людей, вскрики, вспышки, музыка, резкие звуки и т.д.). Стимуляция должна приводить к повышению уровня активированности, включенности людей в процесс.

Понятие «стимуляция» несколько уже, чем понятие «мотивация». Чтобы понять, почему это так, представьте себе человека, к которому применяется система стимулирования, т.е. премии, награждения или наказания и т.д. Реальные же мотивы же деятельности могут отсутствовать, соответственно, эффект от деятельности будет стремиться к нулю. Возможна и обратная ситуация: человек очень мотивирован, чрезвычайно заинтересован в результатах своей деятельности (энтузиаст, рационализатор), хотя никто из руководства его не стимулировал.

Уровень мотивации.

На первый взгляд может показаться, что чем выше уровень активированности организма, тем лучше. Однако, всегда ли высокий уровень мотивации способствует хорошему выполнению задачи? Ученые, изучавшие влияние уровня мотивации на успешность деятельности, выяснили, что это зависит от степени сложности задачи.

Законы Йеркса-Додсона – установление зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый закон утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму закону, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р.М. Йерксом и Дм. Д. Додсоном в 1908 году.

SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - student2.ru SP – «Когда?» АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - student2.ru

Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации, которая обычно не достигает максимума и тем больше, чем сложнее и труднее задача.

Таким образом, для более простой задачи требуется более сильная мотивация, а для более трудной – гораздо менее сильная. Трудная задача требует более высокой концентрации и координации усилий, чем простая задача. Излишняя активация приводит к тому, что субъект начинает переключаться с собственно задачи на свои переживания, как отрицательные – страхи, опасения, нервозность, - так и положительные – предвкушение успеха, страстное желание получить денежную премию, надежду «обойти» конкурентов.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Наши рекомендации