Раздел 3. НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

3.1. Нарушения личности.

3.2. Нарушение восприятия.

3.3. Нарушение памяти.

3.4. Нарушение мышления.

3.5. Нарушения сознания.

3.1. Нарушения личности

Патопсихологическое исследование нарушений личности опирается на основные теоретические положения общей психологии.

В отечественной психологии выделяют три уровня личности: индивидный, включающий темперамент, задатки, половозрастные особенности; субъектный, включающий навыки, умения, способности и личностный, включающий социальный статус, ценностные ориентации, мотивы.

Для исследования патологии личности особенно важным является введение А.Н.Леонтьевым понятие «личностного смысла» и «значения». «Значение» представляет собой отражение действительности независимо от индивидуального личностного отношения к ней человека, является обобщением действительности, фиксированным в слове.

«Личностный смысл» - «единица» сознания, не совпадающая со значением - это субъективный личностный смысл сознаваемого содержания. «Личностный смысл» создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат. Центральная особенность смысловых образований является их производность от социальной ситуации, позиции человека в обществе, от взаимодействия мотивов, заданных этой ситуацией, от совокупности деятельностей.

Б.В.Зейгарник выделяет следующие виды нарушений личности при психических заболеваниях:

1. Нарушение структуры иерархии мотивов.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

3. Нарушение смыслообразования.

4. Нарушение саморегуляции и опосредования.

5. Нарушение критичности и спонтанности.

6. Формирование патологических характерологических особенностей.

Нарушение структуры иерархии мотивов проявляется фор-мированием ведущего мотива удовлетворения патологической потребности, изменением структуры потребностей, приобретающих характер влечения.

Формирование патологических потребностей и мотивов обусловлено сдвигом мотива на цель, формированием патологического смыслообразующего мотива.

Нарушение смыслообразования обусловлено ослаблением и искажением побуждающей и смыслообразующей функции мотива. Это нарушение проявляется следующими вариантами:

n смыслообразующая функция ослабляется, мотив превращается только в «знаемый»;

n сужение смысловых образований. Мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания;

n парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований;

Нарушение саморегуляции и опосредования обусловлено измененным отношением к окружающему миру и к себе, распадом мотивационной сферы больных.

Нарушение критичности и спонтанности поведения проявляется в виде нецеленаправленных действий и суждений, ситуационного поведения, внушаемости и подчиняемости. При этом человек не сравнивает свои действия с ожидающимися результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Формирование патологических характерологических особенностей обусловлено неудачной компенсацией первичных дефектов, ставших привычным способом действия, определенным отношением к окружающему миру.

Нарушения личности в патопсихологии изучаются с помощью таких методик как исследование уровня притязаний, уровень самооценки, тест Роршаха, MMPI, проективные методики.

3.2. Нарушение восприятия

В общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности, включающей в себя основную специфику человеческой психики - активность и пристрастность. Человеческое восприятие является обобщенным и зависит от направленности личности. Поэтому восприятие нарушается в разных характеристиках деятельности.

Виды нарушений восприятия:

1. Затрудненность узнавания.

2. Искажения воспринимаемого материала.

3. Обманы чувств.

4. Ложные узнавания.

5. Перестройка мотивационной стороны перцептивной деятельности.

К затрудненности узнавания относят агнозии. Среди них выделяют: агнозии предметов, агнозии на цвета и шрифты, пространственные агнозии.

Агнозии встречаются у больных с органическим поражением головного мозга и проявляются в двух видах:

n нарушение восприятия структуры (больные не узнают форму предмета, изображенного на рисунке);

n нарушение узнавания изображенных на рисунке предметов при сохранении узнавания их формы и конфигурации.

В то же время больные правильно показывают названные предметы. Включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. В основе этих видов нарушений восприятия лежит нарушение обобщающей функции восприятия. Причина затрудненности узнавания у больных с агнозией обусловлена обобщенностью, формализацией рисунка. Выделяют еще один вид затрудненности узнавания - псевдоагнозии, характерные для больных с деменцией. Эти больные не узнают силуэтных и пунктирных рисунков, а их восприятие отличается диффузностью и недифференцированностью. При этом нарушаются и смысловые и структурные элементы восприятия, страдает ортоскопическое восприятие.

К ложным узнаваниям в патопсихологии относят иллюзии.

К обманам чувств галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Нарушение мотивационного компонента восприятия часто обуславливает и изменение перцептивной деятельности. Больные с нарушением подконтрольности, произвольности деятельности не узнают рисунка предметов заштрихованных или наложенных друг на друга. Характерным для псевдоагностических расстройств является проявление отсутствия активного поискового процесса, невозможности сопоставления отдельных фрагментов целого, сличения своих действий, а также отсутствием смыслообразующей функции «мотива экспертизы». В силу этого непосредственная цель деятельности не приобретает самостоятельной побудительной силы.

Методы патопсихологического исследования восприятия: изображение предмета; наложенные, зашумленные изображения предметов; сюжетные картинки.

3.3. Нарушения памяти

Для смысловой памяти человека характерны: опосредованность, целенаправленность, мотивированность. Поэтому распад памяти приобретает различные формы.

Выделяют нарушение непосредственной и опосредованной памяти, нарушение динамики мнестического процесса, нарушение мотивационного компонента памяти.

К нарушениям непосредственой памяти относится Корсаковский синдром (в основе которого лежит нарушение процесса воспроизведения), прогрессирующая амнезия (обусловленная расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры, инертностью нервных процессов).

Нарушение опосредованной памяти обусловлено нарушением опосредованности процесса запоминания, что приводит к затруднению образования или к чрезмерной широте и беспредметности условной связи.

Нарушение динамики мыслительной деятельности выражается в колебании мнестической деятельности и сочетается с лабильностью всех психических процессов и аффективной сферы. Этот вид нарушения памяти является индикатором неустойчивости и истощаемости умственной работоспособности.

К методам исследования памяти относятся: исследование слуховой и зрительной памяти запоминание 10 слов, запоминание несмысловых звукосочетаний, запоминание предложений; метод пиктограмм для исследования опосредованной памяти; психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.

3.4. Нарушения мышления.

При анализе различных форм патологии мышления следует помнить, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

Выделяют следующиевиды патологии мышления:

* нарушение операционной стороны мышления;

* нарушение динамики мышления;

* нарушение личностного компонента мышления.

Чаще всего в структуре патологически измененного мышления больного наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений.

Нарушение операциональной стороны мышления проявляется:

1.Снижением уровня обобщения.

2.Искажением процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предмете и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. В результате операция обобщения становится для больных недоступной. Они не могут абстрагироваться от конкретных деталей.

Искажение процесса обобщения состоит в том, что больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей не учитывается. Это приводит к тому, что умственная деятельность больных доходит до уровня бессодержательной абстракции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в таких видах как:

1. Непоследовательность суждений, проявляющаяся неустойчивостью способа выполнения задания.

2. Лабильность мышления, проявляющаяся отсутствием определенной стратегии мышления, импульсивностью мыслительной деятельности.

3. Откликаемость, появляющаяся неспособностью удерживать ход своих суждений в установленном ранее направлении, реакцией на любой раздражитель не адресованный к ним.

4. Инертность мышления, проявляющаяся неспособностью изменить избранного способа работы, ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

К нарушениям личностного компонента мышления относят:

* разноплановость мышления;

* резонерство;

* нарушение саморегуляции мыслительной деятельности.

Разноплановость мышления заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. В мыслительной деятельности больных переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

В основе резонерства лежит не столько нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная эффективность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное явление под какую-нибудь концепцию.

Нарушение саморегуляции мыслительной деятельности выражается невозможностью целенаправленной организации своих мыслительных действий, обусловленной нарушением осознания и мотивационно-потребностной сферы, при сохранности осуществления логических операций.

Методы исследования мышления: складывание картинок из отрезков, понимание рассказов, понимание сюжетных картин, классификация предметов или геометрических фигур, исключение понятий, выделение существенных признаков, образование аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и поговорок, ассоциативный словесный эксперимент.

3.5.Нарушения сознания

Понятие «сознание» в психиатрии не совпадает с его философским и психологически содержанием. Оно является скорее «рабочим». Психиатры пользуются условным термином - «нарушения сознания», имея ввиду особые формы его расстройств.

К нарушению сознания относят различные степени оглушенности сознания и такие качественные нарушения сознания, как делирий, аменция, сумеречное расстройство сознания, онейроид.

Наряду с различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности при психических нарушениях встречается нарушение самопознания - деперсонализация. Деперсонализация характеризуется чувством отчужденности собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я».

В ряде случаев нарушение самопознания приводит к тому, что у больного самовосприятие физического состояния организма становится смыслообразующей деятельностью. Нарушается характерная для здорового человека оторванность иерархии деятельностей от состояния организма.

Литература:

1.Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - С. 119-179.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.

3. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: , 1998. – С. 36-219.

Наши рекомендации