Тема: Девиации подростков в криминальных группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Криминальные группы подростков. Социально- психологическая структура криминогенных групп подростков, как результат взаимной агрессии подростков.

2. Особенности групповой агрессии подростков. Групповой подростковый вандализм.

3. Способы работы с криминогенной группой подростков.

4. Анализ педагогического опыта А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков в колонии.

5. Предупреждение появления криминогенных групп.

6. Детские и молодежные объединения в разных странах.

Литература.

1. Васильев А.В. Юридическая психология. Питер,1998

2. Завражин С.А. Подростковая делинквентность / Социс-1985 -№2.- 125-131.

3. Иванов В.Н. Девиантное поведение/ Соц.- полит. Журн. – 1995.-№2.- с. 47-57.

4. Кокорева Л.А. Проблемы девиантного поведения подростков/Вопр. психологиии.- 1998.- №6.- с. 104

5. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка.2-е изд. М., 1965.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Кн.1, М., 1998.

7. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Кн.2, М., 1998.

Задания для самостоятельной работы

- Прочитайте романы Ф.М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в ХIХ и ХХ вв.

- Прочитайте гл. 3 повести Л.Н. Толстого «Юность» и сравните с характером юношеского возраста кризисы, концепции Э. Эриксона.

Семинарское занятие№ 9

Тема: Психологическое обеспечение диагностики девиантного поведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Комплексная психологическая диагностика особенностей личностного развития подростка.

2. Социально- психологический статус, его оценка.

3. Психологическая диагностика акцетуаций характера у подростков, индивидуально – дифференцированный подход к ним.

4. Диагностика суицидального поведения подростков.

Задания для самостоятельной работы:

1. Вспомните какие диагностические методики вы использовали на психологической практике, доложите результат.

2. Опробируйте одну из предложенных методик на одном классе. Оформите протокол, выявите тенденции.

Литература.

1. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – 2003 с. 112-154.

2. Клейберг Ю.А. Психология (психология девиантного поведения).- М.:Владос ,2001г.,с. 206-280.

3. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для высших учеб. заведений / А.Д Гонеев, Л.В.Годовикова.- М.6 Издательский центр «Академия», 2008. С.86. – 121.

Семинарское занятие№10

Тема: Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков.

Вопросы для обсуждения:

1. Профилактика девиантного поведения: общая и специальная. Психологическая превенция.

2. Концепция « охранно-защитной профилактики» поведенческих нарушений.

3. Принципы профилактической работы с детьми и подростками.

4. Методы профилактической работы на уроках и вне уроков.

5. Программы профилактической работы с детьми в школе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте в группах по 2 человека проект программы оказания социально-психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения. Для защиты своего проекта подготовьте презентацию. Обязательные структры проекта: название проекта, его актуальность и теоретическое обоснование, объекты воздействия, субъекты, цели, задачи, направления деятельности, сроки.

Литература

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. гл.5

2. Виль Слат, Хан Спанярд. Помощь подросткам на пути к самостоятельности //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000, №3 с. 80-89.

3. Виль Слот, Хан Спонярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам ориентированная на социальную компетенцию //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000, №1, с. 60-75.

4. Дроздов В. Не начинай! Школьный психолог как руководитель молодежной антинаркотической программы //Мы и мир: психолог. Газета. – 1998, №23,24 , с.11 (Подросток и наркотики).

5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебн. пособие. - М., Академия, 1999.

6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) М.: Академия, 2003, с.160-179.

Семинарское занятие №11

Тема: Психолого-педагогическое обеспечение коррекции девиантного поведения (4 часа)

1. Основные принципы психологической коррекции (сравните два подхода Овчаровой Р.В. , Дубровиной И.В.)

2. Требования к коррекционно-развивающим программам (структура, критерии эффективности).

3. Методы психологической коррекции.

4. Коррекция и реабилитация социально-дезадаптированных детей методом игротерапии.

5. Социально-психологический тренинг как метод групповой коррекционной работы.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте книгу Шевченко Ю.С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом (М., 1997). Обратите внимание на предлагаемые автором приемы коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми (основные формы психологического воздействия, игры на развитие внимания, усидчивость, выдержки).

Литература

1. Беличева С.А., Кардашина О.В. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М., 1999.

2. Вахромов Е. Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения //Школьный психолог. – 2001., №28 с.5.

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.и. Рожкова. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001, с.135-174.

4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., Академия, 1999.

5. Основы сказкотерапии //Школьный психолог. 2001. №25, 26.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков //Под ред. С.А. Беличевой. М., 1999.

7. Клемберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М. ТЦ Сфера. –2001, с.99-112.

8. Овчарова Р.В. Принципы построения методов диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей //Проблемы практической психологии. Ч 2., Шадринск, 2000.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Академия, 1988.

10. Критерии и структура эффективности коррекционной программы //Газета «Школьный психолог», 2001. - №6.

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов

1. Выпишите из словарей определения родственных понятий: «девиация», «отклоняющееся поведения», «социальное отклонение», «асоциальное поведения», «антисоциальное поведение», «аутодеструктивное поведение», «дезадаптация», «десоциализация», проанализируйте чем они отличаются.

2. Выпишите в тетрадь схему анализа отклоняющего поведения из учебного пособия Змановской Е.В. (стр. 78- 80), проанализируйте по данной схеме какую-нибудь форму нежелательного поведения в личном опыте.

3. На основе изучения литературы заполните таблицу;

Возрастные психологические поведенческие проблемы

Дошкольник Младший школьник Подросток
1. 1. 1.

4. Тезисы: Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. Вопросы психологии. - 1997.- №3. – с.22-31

5. Сформулируйте условия, препятствующие становлению и проявлению агрессивного поведения личности.

6. Перечислите факторы, способствующие формированию аддикции.

7. Сформулируйте задачи индивидуальной работы психолога с учеником у которого была попытка суицида научно обоснуйте свою позицию.

8. Прочитайте романы Ф.М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в ХIХ и ХХ вв.

9. Прочитайте гл. 3 повести Л.Н. Толстого «Юность» и сравните с характером юношеского возраста кризисы, концепции Э. Эриксона

10. Вспомните какие диагностические методики поведения вы использовали на психологической практике, доложите результаты.

11. Апробируйте одну из предложенных методик на одном классе. Оформите протокол, выявите тенденции

12. Разработайте в группах по 2 человека проект программы оказания социально-психологической помощи в отношении профилактикиотдельных видов отклоняющегося поведения. Для защиты своего проекта подготовьте презентацию. Обязательные структры проекта: название проекта, его актуальность и теоретическое обоснование, объекты воздействия, субъекты, цели, задачи, направления деятельности, сроки.

13. Прочитайте книгу Шевченко Ю.С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом (М., 1997). Обратите внимание на предлагаемые автором приемы коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми (основные формы психологического воздействия, игры на развитие внимания, усидчивости, выдержки). Самое необходимое содержание поместите в таблицу или схему.

Тематика курсовых работ

1. Диагностика девиантного поведения в младшем школьном возрасте.

2. Работа школьного психолога с родителями по профилактике девиантного поведения у подростков.

3. Деятельностный подход к профилактике девиантного поведения.

4. Содержание профилактической работы со школьниками младшего школьного возраста.

5. «Если школа сформировала у ученика стойкий познавательный интерес хотя бы к одному предмету, она выполнила свою задачу» - В.А. Сухомлинский.

6. Роль администрации школы в профилактике девиантного поведения.

Наши рекомендации