Тема: Детерминация девиантного поведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Биологические предпосылки девиантного поведения:

- антропологическая « теория» Ч. Лобразо;

- Теория «Хромосомных аномалий» Клайнфельтер;

- Клинический подход в борьбе с преступностью (в Росси и за ребежом).

2. Психологические теории девиантного поведения:

- Экзистенционально - гуманистические подходы и девиантному поведению (В. Франкл, К. Рожерс, Э.Фромм, А. Маслоу);

- психодинамические аспекты отклоняющего поведения ( З.Фрейд, А.Фрейд, А. Адлер);

- отклоняющееся поведение как результат научения ( Э. Торндайк, Дж. Уотсон, И.П. Павлов, Б.Ф. Скинер, Д. Вальпе, Г.Айзенк, А.Бандура);

- концепция диспозиционного поведения личности ( В.А. Ядов,1975);

- концептуальные модели девиантного поведения: личностная, ситуационная, средовая (Ю. Клейберг).

3. Социальные факторы девиантного поведения:

- теория социальной дезорганизации ( Э. Дюркгейм); теория аномин Р. Мертон;

- теория дифференцированной связи (Э. Сатерленд);

- теория множественных факторов ( М. И Э. Глюк);

- теория субкультур (Ф. Трэшер, А. Коэн).

Задания для самостоятельной работы:

2. Выпишиет в тетрадь схему анализа отклоняющего поведения из учебного пособия Змановской Е.В. (стр. 78- 80), проанализируйте по данной схеме какую- нибудь форму нежелательного поведения в личном опыте.

Литература.

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии..- М. : Ред. изд. центр консорциума « Социальное здоровье России», с. 7-19

2. Гиденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС , 1999. – с. 118 –130.

3. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 40-80.

4. Мертон Р.К. Социальная структура и аномалия /СоцИС. – 1992 № 3-4

5. Клейберг Ю.А. Психология (психология девиантного поведения).- М.:Владос ,2001г.

6.Муслимова Т.В. Социология девиантного поведения/ Борисов С.Б., Бритвина И.Б., Муслимова Т.В. Социология. Избранные лекции/Под ред. С.Б. Борисова.- Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута. 1995 – с. 36- 52

Семинарское занятие №3

Тема: Факторы формирования девиантного поведения

I. Субъективные психологические факторы девиантного поведения в подростковом возрасте:

- Возрастные психологические проблемы;

- Нервно- психологические нарушения поведения;

- Деятельностные деформации в подростковом возрасте;

II. Объективные факторы девиантного поведения:

А) тип взаимоотношений в семье;

Б) коммуникативно –эмоциональные связи с семьей и сверстниками.

Литература

1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС. 2001. – С. 71- 103.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. пособие / Под ред. М.И, Рожкова.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – с. 6-59.

3. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 97-115

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения литературы заполните таблицу;

Возрастные психологические поведенческие проблемы.

Дошкольник Младший школьник Подросток
1. 1. 1.

Семинарское занятие №4

Тема: Девиантное поведение как психолого- педагогическая проблема.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие « нормальной « и «деструктивной», «антисоциальной» личности в психологии.

2. Межличностные отношения людей, социальные позиции и деспозиционное поведение личности.

3. «Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения, их социально- психологические последствия.

4. Социально- психологические дезадаптированная личность, предпосылки и проявления дезадаптации.

5. Феномен « криминальной личности», «криминального общества».

6. Маргинальный тип личности, феноменология маргинального поведения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Тезисы: Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. Вопросы психологии. - 1997.- №3. – с.22-31

Литература.

1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для высших учеб. заведений / А.Д Гонеев, Л.В.Годовикова.- М.6 Издательский центр «Академия», 2008. с.5-42.

2. Маналыкова З. Системы преодоления дезадаптации в открытой школе/ Школ. Психолог: Прил. к газ. « Первое сентября» – 1999.- №4- с. 13 /Гильдия/

3. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование/ Вопросы психологии. – 1999.-№4 – с. 21-28

4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Основы психиатрических знаний.

5. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 5-39.

Семинарское занятие№5

Наши рекомендации