Семинар по теме № 5а. Общение как интеракция.
Доклад: «Социальные функции общения»
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая характеристика сторон (компонентов) общения.
2. Характеристика интерактивной стороны общения
3. Научные подходы к анализу интерактивной стороны общения
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. - М.: Межд. пед. академия, 1995.
3. Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Межд. пед. академия, 1994.
Семинар по теме №6а. Компетентность в общении и методы ее развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и структура компетентности в общении
2. Методы развития компетентности в общении
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
3. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1992.
Практическое занятие по теме № 6б. Компетентность в общении и методы ее развития.
Вопросы для практической отработки:
1. Методы диагностики компетентности в общении
2. Методы развития компетентности в общении
Рекомендуемая литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999.
2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998.
3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1992.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. СПб.: Питер, 2000.
Семинар по теме № 7а. Психология малой группы и ее изучение в социальной психологии. Концепция коллектива в социальной психологии.
Доклад: «Сравнительный анализ научных школ в исследовании малой группы».
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологическая характеристика малой группы..
2. Сущность стратометрического подхода к изучению коллектива
3. Особенности параметрического понимания коллектива.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М., 1921.
3. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
4. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
5. Уманский Л.И. Критерии диагностики общественной активности групп как коллектива // Социально-психологические вопросы активности школьников и студентов. Курск, 1971.
6. Макаренко А.С. Избр. соч. М., 1948.
Практическое занятие по теме № 7б. Психология малой группы и ее изучение в социальной психологии. Концепция коллектива в социальной психологии.
Вопросы для практической отработки:
1. Методы изучения социально-психологических явлений в малой группе и коллективе
2. Методы развития малой группы.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
3. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. СПб.: Питер, 2000.
5. Уманский Л.И. Критерии диагностики общественной активности групп как коллектива // Социально-психологические вопросы активности школьников и студентов. Курск, 1971.
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1
1. Сущность и виды научных школ в социальной психологии.
2. Общая характеристика научных школ в современной бихевиоральной социальной психологии.
3. Состояние научных исследований феномена социального научения (А. Бандура).
4. Характеристика взаимосвязи фрустрации и агрессии в работах Л. Берковица, Д.Долларда, Н. Миллера.
5. Анализ теории обмена в системе межличностных отношениий (Д. Тибо и Г. Келли).
6. Социально-психологические идеи З. Фрейда.
7. Сущность трехмерной теории межличностного поведения В. Шутца.
8. Сущность теории развития и функционирования группы В. Байнона, В. Бениса и Х.Шепарда.
9. Социально-психологическая характеристика индивидуальной теории личности А.Адлера.
10. Социально-психологическое содержание гуманистической теории личности Э.Фромма.
11. Эвристический потенциал социокультурной теории личности К. Хорни.
12. Социально-психологическая концепция личности Г. Салливана.
13. Вклад К. Левина в развитие социальной психологии.
14. Сущность теории коммуникативных актов Т. Ньюкома.
15. Теория когнитивного соответствия (баланса) Ф. Хайдера.
16. Характеристику концепции «психологики» (Р. Абельсон, М. Розенберг).
17. Социально-психологические аспекты теории когнитивного диссонанса (Л. Фестингер).
18. Сущность теории конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум).
19. Содержание и результаты экспериментальных исследований аттитюда и конформизма С. Ашем, Д. Кречем и Р. Крачфилдом.
20. Нравсенно-этический анализ экспериментальных исследований социального влияния С.Миограмом.
21. Анализ результатов исследования С. Милграмом и Ф. Зимбардо психологических условий жизни в городе.
22. Специфика символического интеракционизма в интерпретациях Г. Блумер и М. Кун.
23. Сущность этнометодология Г. Гарфинкеля.
24. Специфика походов к анализу сущности социальных ролей в концепциях Р. Линтон и Т.Сарбин.
25. Концепция внутриролевого и межролевого конфликта (Р. Мертона).
26. «Социальная драматургия» Э. Гоффмана.
27. Взгляды на ролевое развитие в психодраме Дж. Морено.
28. Исследования роли референтной группы в социальном функционировании личности в работах Г.Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Р. Мертона, Г. Келли.
29. Анализ содержания исследований социальных представлений С. Московичи.
30. Специфика исследования социальных установок М Аргайлом.
31. Современное состояние и перспективы исследований психологии коллектива.
32. Современные психотехнологии развития компетентности в общении.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
1. Сравните социологический, общепсихологический и социально-психологический подходы к пониманию личности.
2. Раскройте сущность и роль социальных норм в регуляции взаимоотношений личности с социальным окружением.
3. Раскройте сущность и структуру социальной установки, охарактеризуйте ее основные компоненты.
4. В чем состоит сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова?
5. Каковы социально-психологические условия возникновения и изменения социальных установок?
6. Дайте определение социализации индивида и сравните процесс социализации с развитием и воспитанием личности.
7. Каковы социально-психологические механизмы социализации индивида?
8. В каких сферах жизнедеятельности человека и социальных институтах осуществляется его социализация.
9. Дайте характеристику основных этапов социализации индивида.
10. Раскройте сущность, функции и виды социальных ролей личности.
11. Дайте анализ соотношения Я-концепции личности и ее «ролевого набора», взаимовлияния личности и социальной роли.
12. В чем состоят личностно-ролевые конфликты и «ролевой стресс»?
13. Каково влияние социальных ожиданий на ролевое поведение личности?
14. В чем состоит социальная идентичность личности?
15. Что представляет собой потенциал лидерства?
16. Дайте определение социальной группы и общую классификацию групп.
17. Раскройте основные характеристики малой группы.
18. Каковы особенности трактовки коллектива в стратометрической и параметрической школах?
19. Дайте сравнительный анализ научных исследований малой группы.
20. Раскройте сущность социальной фасилитации, социальной ингибиции и социальной лености.
21. Дайте характеристику феномена деиндивидуализации и огруппления мышления личности в группе.
22. Охарактеризуйте нонконформистское поведение личности.
23. Дайте характеристику этапов развития личности в относительно стабильных группах.
24. Дайте характеристику механизмов восприятия личностью представителей своей и других социальных групп.
25. Какова роль социальных стереотипов в регуляции взаимоотношений личности с представителями чужих социальных групп?
26. Дайте характеристику расовых и этнических предрассудков и их роли в регуляции социального поведения личности.
27. Каково влияние ситуаций межэтнического взаимодействия на традиционные формы поведения личности?
28. Содержание работы Т. Шибутани «Социальная психология».
29. Новые подходы к анализу предмета социальной психологии с позиций школы системного анализа (С. Московичи, Г Теджфел).
30. Охарактеризуйте сущность этогенического подхода Р. Харре.
31. Дайте анализ попыток гибридизации социально-психологических идей К. Маркса и З.Фрейда (Ю. Хабермас, И. Израэл, К. Оттомайер).
32. Дайте анализ исследований феноменов влияния меньшинства и поляризации установок (С. Московичи).
33. Дайте анализ психологии межгрупповых отношений в работах Г. Теджфела, М. Биллига и В.Дуаз и др.
34. Охарактеризуйте исследования социальных стереотипов Г. Теджефелом и В. Дуаз.
35. Раскройте сущность и функции общения.
36. Дайте характеристику коммуникативной стороне общения.
37. Раскройте перцептивную сторону общения.
38. Раскройте интерактивную сторону общения.
39. Проанализируйте особенности массовидных явлений.
40. Дайте характеристику психологии больших социальных групп.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.
2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1999.
Дополнительная:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1994.
2. Аронсон Э. и др. Социальная психология. СПб., 2000.
3. Введение в социальную психолоию. Европейский подход. М., 2004.
4. Донцов А.И. психология коллектива. М., 1994.
5. Кричевский Р.Л, Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: МГУ, 1991.
6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.
7. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001.
8. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984.
9. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов- на- Дону, 2004.
10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 1999.
11. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. - Л., 1979.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.
Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.
Основные требования к лекции:
Содержание:
- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;
- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;
- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;
- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Организация занятия:
- контрольный опрос студентов;
- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;
- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.
Методика проведения:
- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;
- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;
- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;
- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;
- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;
- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.
На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы социальной психологии.
Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.
Основные требования к проведению семинара:
Содержание:
- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;
- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;
- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.
Организация занятия:
- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;
- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;
- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.
Методика проведения:
- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;
- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;
- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;
- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;
- культура и техника речи преподавателя;
- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;
- порядок подведения итогов семинара.
Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по социальной психологии, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа социальных явлений, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих социальное значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований социальной психологии.
В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по материалам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.
Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.
На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.
Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.
Методические рекомендации по контролю успеваемости.
Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.
Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:
- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;
- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;
- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.
Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.
Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.
Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.
Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.
Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.
Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.
Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета
На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:
- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);
- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);
- Критерии оценки ответов студентов;
- Зачетные книжки (полностью заполненные);
- Учебные карточки студентов;
- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);
- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;
- Листы письменного или устного ответа.
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.
Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:
- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.
- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.
- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.
- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;
При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.
7.2. Методические указания студентам.
Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание психологических
Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.
В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .
Изучив дисциплину студенты должны:
иметь представление:
- о значимости и возможностях использования социально-психологических знаний для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности в различных сферах общественной практики;
знать:
- социально-психологические характеристики личности человека, влияющие на эффективность его деятельности;
- психологические условия эффективного общения;
- социально-психологические закономерности функционирования социальных групп и межгруппового взаимодействия;
- специфику проявления социально-психологических явлений в группе;
- социально-психологические основы профилактики негативных процессов и явлений в трудовых коллективах;
уметь:
- компетентно организовывать взаимодействие с окружающими;
- анализировать социально-психологические явления и процессы, происходящие в социальных группах и организациях;
- использовать социально-психологические знания для компетентного управления социально-психологическими явлениями и процессами в социальных группах;
- разрабатывать рекомендации по обеспечению психологической совместимости членов групп, обеспечению их социально-психологической адаптации в конкретных условиях их функционирования;
иметь опыт (навык):
- организации работы по оптимизации межличностных отношений в социальных группах.
Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.
В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,
В процессе самостоятельной работы студенты должны:
· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;
· закрепить наиболее важные разделы;
· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;
· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;
· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.
Основные требования к содержанию реферата
Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).
При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.