Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону
Старость (от 65 лет) | интеграция разочарование в жизни | Достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Составляющие состояния души целостной личности: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э.Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Напротив, отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. |
Зрелость (26-64 г.) | творчество застои | Центральная стадия на взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Если складывается неблагоприятная ситуация развития, сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудение. |
Молодость (20-25 лет.) | интимность изоляция | Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек не боится теперь утраты своего "Я" и обезличивания. Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Уже не модус какого-то органа диктует содержание развития, а все рассмотренные модусы подчинены новому, целостному образованию эгоидентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Опасность этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития. |
Подростковый возраст (латентная ст.) (12-19 лет) | идентичность диффузия идентичности | Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Формирование первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Подросток должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. За кризисом следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности". Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе - "психический мораторий". Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности. |
Школьный возраст (латентная ст.) (6-12 лет) | достижение неполноценность | Время "психосексуального моратория", характеризуемое определенной дремотностью инфантильной сексуальности и отсрочкой генитальной зрелости, необходимой для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. Если в благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка. |
Возраст игры (фаллическая ст.) (от 3-х до 6 лет.) | инициативность чувство вины | Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает "экономический этос культуры", то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Чувство инициативности, по мнению Э. Эриксона, имеет всеобщий характер. Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. |
Ранний возраст (анальная ст.) (от 1 года до 3-х лет.) | автономия сомнение, стыд | Стадия начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за "сфинктерный контроль" в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение своего нового, автономного "Я". Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Появление чувства стыда, связано с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что "глаза мира смотрят на него". Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии. |
Младенчество (оральная ст.) (от рождения до 1 года.) | доверие недоверие | Важен оральный способ взаимодействия, который состоит не только в способности "получать через рот", но и через все сенсорные зоны. Рот - фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития. Модус органа - "получать" отрывается от зоны своего происхождения и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность поведения - "вбирать". Подобно 3. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э.Эриксон связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность "вбирать" становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом "кусать". Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, "количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта", определяется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. |
Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что "негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами "позитивных" чувств на протяжении всей жизни.
Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".
Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.
Представления о личности и ее развитии в гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Вклад логотерапии (В.Франкл), экзистенциализма (Ж.-П.Сартр), гештальттерапии (Ф.Перлз) в становление гуманистической психологии личности.
Олпорт:описал и классифицировал более 50 определений личности. Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, кот опредляют характерное для него поведение и мышление. Формирует концепцию черты личности. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черту нельзя рассматривать только как описательную характеристику особенностей поведения человека. Черта это определённая промежуточная переменная, которая обуславливает характер для каждого человеческого поведения. Благодаря наличию определённой черты человек начинает воспринимать множество разных стимулов как исходящие по смыслу. Все стимулы, входящие в это множество, способны активировать эту черту и вызывать характерное для человека поведение. Черта способна направить поведение – её можно рассматривать в качестве мотива поведения. Темперамент – это разновидность сырья – из которых формируются черты личности. Отличие черт личности от черт характера: при описании черт характера многие авторы используют оценочные суждения в которых содержатся не объективное описание особенностей поведения, а их субъективная оценка. В теории Олпорта черта личности – объективная характеристика индивидуальности, которая свободна от оценочных суждений. Личность – это лишенный оценки характер. Черты: индивидуальные, общие. Общие – это те стороны личности, в отношении которых может быть проведено осмысленное сравнение большинства людей, принадлежащих к данной культуре. Степень выраженности у человека какой-либо измеренной тестами черты определяется относительно среднестатистической нормы. Выявление и описание базовых черт – это такие общие черты, которые являются наиболее универсальными для представителей разных культур.
В качестве ядра личности Олпортом утверждается стремление функционировать таким образом, чтобы выжить физически и в то же время выразить свою самость. Предложил концепцию уровневого строения личности и выделил три типа диспозиций (расположение), определяющих личность:
1) Кардинальные диспозиции являются реально действующими у немногих людей, которые живут главной идеей своей жизни.
2) Центральные диспозиции (близкие к периферическим) – это конкретные черты личности.
3) Вторичные диспозиции – менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействий окружающих и т.п.)
Самость –это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Олпорт ввел термин «проприум» (от лат. собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление. Олпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений (пример со слюной- плюют в стакан, если выпить – противно. Отчуждение части организма от личности и противопоставление себя ей. Расширение самости – противоположный процесс).
Критерии зрелой личности: широкое «Я», способность устанавливать теплые отношения с окружающими, самопринятие и эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию, дифференцированное религиозное чувство и совесть.
Роджерс: Т.зр. на структуру личности чела сформировалась у Роджерса, так же как и у Фрейда, из практики. Представлял человека как позитивные и разумные создания, кот искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Роджерс и Маслоу: и тот и тот считали, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования. Но в их теориях есть 3 ключевых различия – 1 – Р полагал, что личность и поведение являются функцией уникального восприятия человеком окружающего, М придерживался того, что поведение чела регулируется иерархией потребностей, 2-Р сформировал теорию на основе практики с больными людьми, М изучал психически здорового чела, 3- Р выделял опред формы развития, благодаря которым совершенствуется врожденный потенциал, а М почти игнорировал эти процессы. Роджерс выдвинул гипотезу, что все повед чела определяется тенденцией актуализации (это такой мотив). Важнейший мотив в жизни чела – это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя , максимально выявить лучшие качества личности, заложенные в ней от природы. Организмический оценочный процесс: поиска и оценки переживаний, содействующих их личности и развивающих ее, или избегание и оценка переживаний, препятствующих актуализации. Субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Т.о. Родж выступал против Скиннера и идеи о том, что поведение можно объяснитьреакцией чела на объективную стимульную ситуацию, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Самость, или «я-концепция» - организованный, последовательный, концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый. «я» - это часть феноменального поля, кот состоит из осознанного восприятия и ценностей «я». Я-идеальное – отражает те атрибуты, кот чел хотел бы иметь, но пока не имеет. самоактуализация – врожденное стремление человека к росту и развитию личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе в возможности.
Тенденция ядра личности – актуализировать потенциальные возможности человека. Каждая личность уникальна.
6 признаков гуманистического подхода:
1) Решающая роль творческой силы человека
2) Антропоморфная модель человека
3) Развитие человека определяют скорее цели, чем пути
4) Холистический подход к человеку
5) Принятие в расчёт субъективности человека, его уникальности, неповторимости
6) Психотерапия основана на хороших человеческих отношениях
Организмических опыт – тот опыт, который потенциально доступен осознанию и происходит в организме в данный момент.
Переживание (опыт) себя (self-experience) – тот опыт, который человек относит к себе и может назвать словами «сам», «моё», «я».
Феноменальное поле – индивидуальная система организации человека, его субъективная реальность (восприятие реальности самим человеком). Формируется по средством: осознавания, символизации (личностная переработка, осуществление через осознавание).
Феноменальное поле может в разной степени соотноситься с реальностью, любая реальность – это конструкция на основе прошлого опыта, гипотезы и прогноз на будущее.
2 механизма защиты:
1. Искажение
2. Отрицание.
Задача терапевта – стремление к реальности.
Актуализирующая тенденция - тенденция к развитию, относится к любому живому организму.
Самоактуализация – стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.
Самость (self) – внутренняя, центральная, неосознаваемая часть человека. Её нельзя описать, полностью осознать.
Состоит из 3-х характеристик:
1) Я – это процесс
2) Self – ощущение неосознаваемое.
3) Целостность.
Представление о себе формируется на основе «Я-концепции»- представления о себе, его гештальт, доступный для осознавания. В случае невроза переживания самости и «я-концепция» расходятся. В случае самоактуализации личности Я-концепция становится динамической и развивающейся. Я-концепция зависит от влияния опыта, от оценки окружающих людей.
Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты – «полноценно функционирующая личность». Характеризуется: открытость к переживаниям, экзистенциальный способ жизни (стремление наиболее полно проживать каждый момент, не убегая от настоящего в воспоминания о прошлом или мечты о будущем), организмическое доверие (полагаться на внутреннюю очевидность), эмпирическая свобода (субъективное переживание свободы выбора), творческая способность.
Маслоу: основатель гуманистической психологии. Назвал свой подход психологией третьей силы (остальные две – психоанализ и бихевиоризм). Гум пси – это не строго организованная теоретич система, лучше рассматривать ее как движение (т.е. особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Один из наиболее фундаментальных тезисов Маслоу – каждого чела нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Центральной характеристикой личности является непременное единство и общность. Маслоу рассматривал человека как нечто резко отличающееся от других животных, поэтому резко отрицал эксперименты на животных. Он полагал, что от природы в каждом челе заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, она дает возможность самовыражения и делает людей уникальными. Говорил, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье – стремился понять именно психически здорового чела. Иерархия потребностей: мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистич теории личности. основа личности – базовые потребности человека, образующие определённую иерархию. Потребность в самоактуализации – врожденное стремление человека к максимально полной реализации всех заложенных в его природе потенциальных способностей и возможностей. Актуализация этого развития является необходимым условием существования человека в качестве полноценного человека. Самоактуализирующаяся личность – идеал личного развития, к которому стремится каждый человек. 15 черт, характерные для самоактуализирующейся личности: эффективное восприятие реальности и комфортное взаимоотношение с ней; принятие себя и других природой; спонтанность, простота и естественность; служение – посвящают свою жизнь решению внешних проблем; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность; свежий взгляд на вещи; мистические переживания; чувство общности; особые межличностные отношения – могут сближаться только с подобными по личностному складу людьми; демократичность; умение отличать средство от цели; философское чувство юмора; креативность; сопротивление культурным влияниям. Пирамида (снизу вверх): 1-физиологические потребности, 2-потребности безопасности,3-потребности принадлежности и любви,4-потребности самоуважения,5-потребности самоактуализации.
Тенденция ядра личности заключается в более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачивается на двух ступенях: 1) актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму и 2) собственно самоактуализация. Выделял потребности дефицита(низшие потребности) и потребности роста (высшие потребности). Маслоу провел анализ личностных особенностей людей, которые достигли уровня самоактуализации.
Франкл: основатель 3й Венской школы – логотерапия Франкла. «Логос» для Франкла не просто слово, то есть слово не просто как вербальный акт, а как квинтессенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Логотерапия фокусируется на смысле человеческого существования и поиске этого смысла. Франкл придерживается идеи о том, что смысл есть всегда, его надо просто увидеть. Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.
Экзистенциальный вакуум– потеря смысла жизни, ощущение апатии, пустоты, скуки, цинизм. Невроз выходного дня. Пациенты, с которыми должны работать священники и философы.
Ноогенный невроз – присоединение к экзистенциальной фрустрирующей невротической симптоматики. Наличие у человека экзистенциального вакуума означает, что у человека есть иммунитет к бездуховности.
Критика Фрейда:
1)Психоанализ пытается освободить людей от мук совести. А Франкл считал, что это опасно.
2)В качестве мотивов – стремление к удовольствию и воля к власти. Франкл же отмечал волю к смыслу.
3)Франкл отрицает бессознательные человеческие мотивы. Мотивы и цели всегда осознаны.
4)Психоанализ сводит религию, искусство к патологии. Франкл понятие здоровья и нездоровья относит к их личности, а не к творчеству духа.
Три измерения человеческой жизни:Биологическое, Психологическое, Духовное (ценности и смысл)
Три принципа логотерапии:Свобода воли, Воля к смыслу,Смысл жизни
Смысл объективен и он заложен в конкретной ситуации. В поиске смысла человек движется вперед. Человек не выдумывает смыслы, они уже есть до него.
Нахождения смысла – инсайт.
Совесть – смысловой орган, позволяющий интуитивно отыскивать единственно возможный смысл в данной ситуации
Сверхсмысл – смысл нашего мира, вселенной, божественный смысл.
На все вопросы смысла должна отвечать религия. Атеистичному человеку сложно найти смысл. Божественная воля закладывает в каждом свой смысл.
Смысл:
- объективен (он заложен в конкретной ситуации)
- уникален
Сартр: одна из разновидностей атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, заведомо данной сущностью. Любое социальное установление, по Сартру, — это всегда посягательство на человека, любая норма — нивелировка личности, любой институт несет в себе косность и подавление.
Перлз: создатель гештальтпсихологии, Роджерс основывылся в своей теории на его идеях: самость – гештальт. Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит "здесь и теперь", является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения. Гештальттерапия, созданная Перлзом, основывается на идеях гештальтпсихологии, экзистенциального психоанализа и, в частности, теории Райха о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Собственно, главный вклад Перлза в развитие гуманистической психологии – создание нового оригинального метода – гештальттерапии.
21. Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе: «Личность рождается дважды». Три параметра оценки строения и развития личности (А.Н.Леонтьев).
Леонтьев выделил критерии изучения личности:
a. Объем (количество мотивов) – количество связей человека с миром, богатство внутреннего мира.
b. Устойчивость (иерархия мотивов)
c. Изменения иерархии. Личность всегда меняется.
Личность характеризуется:
1) Надситуативной активностью –стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Эксперимент В.И.Асина (достать конфету, рядом палка). Маленькие дети легко справлялись. Старший ребенок не использовал палку, отвечал, что «так каждый сможет!». Данный эффект назван «интеллектуальной инициативой». У ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить её своим оригинальным способом (сверхзадача).
2) Направленностью –устойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека.
3) Единицы анализа функционирования личностипредставлены устойчивыми смысламизначимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов. То есть смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей.
Основные положения теории деятельности
1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)
2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения)
3.Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)
4.Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельность.
А.Н. Леонтьев о личности:
· Личность производится деятельностью.Личность – это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности). Для понимания личности следует смотреть на неё через призму системы деятельностей, в которую включен человек.
Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов её деятельности. Для описания личности важно выяснить, что в наблюдаемом поведении человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что – мотивом и является ли этот мотив сознательным или нет.
Как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, личность начинает изменять и развивать саму себя. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. При этом личность не остается неизменной и сама развивается в процессе деятельности.
· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;
· личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:
а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;
в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;
· антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
· личностью не рождаются, личностью становятся;
· личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
· личность есть специальное человеческое образование;
· реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
· Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности.
· становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:
· личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности.
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
· личность рождается дважды:
Леонтьев предполагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива – социальный и биологический - стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. (Эксперимент с конфетой, «феномен горькой конфеты»). Старший дошкольник начинает плакать, когда предлагают в «награду» вторую конфету. Изменился личностный смысл действия. Личностный смысл – отношение мотива к цели действия. Социальное требование стало реально действующим мотивом личности.
а) первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов.
Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев) и периодизация психического развития личности (Д.Б.Эльконин).
Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством - усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль. Главным видом человеческой деятельности, определяющим само возникновение и историческое развитие человека, становление его сознания является труд; он представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Другие виды деятельности, такие как игра, учение, общение возникли в ходе истории в тесной связи с трудом, частично - как обслуживающие труд, частично - как формы подготовки к нему. В современном обществе, наряду с трудом, основными видами деятельности являются игра и учение. Эти основные виды деятельности не исчерпывают, однако, всего ее богатства и не на всех возрастных ступенях имеют одинаковое значение. Труд в его зрелых формах недоступен ребенку, что же касается игры и учения, то каждый из этих видов деятельности выступает в качестве ведущего лишь на определенной возрастной ступени, в то время как на других возрастных ступенях ведущей являются другие виды деятельности.
Ведущая деятельность –деятельность, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности. Она характеризуется тремя главными приз