Заполните схему «Классификация видов мышления».

Заполните схему «Классификация видов мышления». - student2.ru Заполните схему «Классификация видов мышления». - student2.ru

2. Зарисуйте схему процесса решения мыслительной задачи и схему этапов мыслительного действия // Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006. // С. 181.

Лабораторное занятие № 9

Тема: Психология речи

Цель:знакомство с методами исследования речи; определение индивидуальных особенностей аудирования; исследование влияния речи на другого человека при совместной деятельности; оценка индивидуальной предрасположенности к речевой тревожности; исследование влияния артикуляционных помех на понимание речи говорящего.

Организационная форма занятия:лабораторное занятие.

Материалы и оборудование: 3 бланка с контурными рисунками, набор текстов, карандаш, часы (секундомер), протоколы исследований

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общая характеристика речи.

2. Функции речи.

3. Психологическая структура речи.

4. Виды и формы речи.

5. Свойства речи.

6. Речевая тревожность: сущность понятия и возможные пути преодоления.

Методические рекомендации:

У студента должно быть сформировано четкое представление о речи как одной из самых сложных форм высших психических функций, которая характеризуется подвижностью, многозначностью и связью со всеми другими психическими функциями; в ходе занятия студент должен охарактеризовать 2 роли, которые выполняет речь – речь, как собственно психический процесс, и речь, как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.

У студента должно быть сформировано четкое представление о значении речи в жизни человека, в его психологии и поведении, о функциях речи (коммуникативная, регулирующая, обобщающая, познавательная, номинативная, эмоционально-выразительная, эмотивная, диакритичексая, «маркирования», фатическая).

У студента должно быть сформировано четкое представление о 3-х уровнях организации структуры порождения речи – психологическом, лингвистическом и психофизиологическом (сенсомоторном) и уровнях ее реализации – произвольном и непроизвольном; в ходе занятия студент должен проследить процесс порождения высказывания (устная экспрессивная речь) и процесс восприятия и понимания речи, раскрыть значение понятия «интенция».

Студент должен иметь представление об основных видах речи - внешняя (устная – экспрессивная и импрессивная), письменная (письмо и чтение), внутренняя, и об основных формах речи – автоматизированная, рядовая, монологическая, диалогическая, групповая. Студент должен иметь представление об основных свойствах речи - содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Ход проведения лабораторного занятия:

Наши рекомендации