III. Измерение объема восприятия
Цель задания: Сравнить результаты измерения объема восприятия, полученные при использовании разных методов и различного по степени осмысленности материала. Задание состоит из двух опытов.
Опыт 1
Цель эксперимента – определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
В опыте используется классический метод полного воспроизведения.
Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Процедура эксперимента. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол.
Протокол исследования:
Номер предъявления | Предъявленные стимулы | Ответ испытуемого | Кол-во правильно воспроизведенных букв |
… | |||
Обработка и анализ результатов:
1. Определить среднее числоправильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т. п.).
3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.
Опыт 2
Цель эксперимента - сравнить результаты измерения объема зрительного восприятия по методике полного и частичного отчета.
В качестве тест-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в два горизонтальных ряда по 4 буквы в каждом. Всего в опыте 40 проб.
Процедура эксперимента. Опыт состоит из двух частей, по 20 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отчета. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемого - воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.
Вторая часть опыта проводится по методике частичного отчета. Одновременно с экспозицией тест-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуемому предъявляется звуковой тон - инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты - нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Количество тонов высокой и низкой частоты одинаково и в сумме равно 20. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения экспериментатор вносит в протокол.
Обработка и анализ результатов:
1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта (M1 и М2).
2. Определить фактический объем восприятия во второй части опыта (M3):
M3 = М2 ´ 2.
3. Сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике полного и частичного отчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти испытуемого при полном отчете.
По результатам исследования сделайте вывод.
IV. Методика исследования восприятия угловых величин (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984).
Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7—10°, линейные величины их сторон около 8—12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2—3°.
Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3—4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами, записывая ответы в порядке номеров, например: 1—Б; 2—В; 2—М и т. д.
Инструкция для группового обследования: «Перед вами плакат, на котором 10 пар равных или близких по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате). Начинайте по порядку от фигуры под № 1 и найдите соответствующую ей или наиболее близкую по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 и рядом — соответствующую букву, например «Б». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру». (После этого показать еще 2—3 пары фигур, равных или близких по угловой величине. Повесить контрольный плакат, включить секундомер. Через 4 мин подать команду «стоп», снять плакат.)
Протокол исследования:
№ | Соотношение углов | |
Числовое обозначение | Буквенное обозначение | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
Количество правильно соотнесенных пар: |
Обработка результатов:
Оцените результаты обследования с помощью таблицы:
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильных ответов |
По результатам исследования сделайте вывод.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
3. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
4. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
9. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
б) дополнительная литература
13. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
14. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
15. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.1.-М., 1982.
17. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.
18. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. - М., 1974.
19. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975.
20. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
22. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
23. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.
2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики
4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Заполнить таблицу «Основные свойства перцептивного образа»
Свойства восприятия | Краткая характеристика |
Лабораторная работа № 7
Тема: Психология памяти
Цель: знакомство с методами исследования памяти; определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобса; исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий; установление роли системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти; определение преобладающего типа запоминания; изучение динамики процесса заучивания.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Материал и оборудование: бланки с наборами рядов чисел, наборы слов теста для запоминания, лист для записи, ручка и секундомер, протоколы исследования.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Память как психический процесс.
2. Классификация видов памяти и их характеристика.
3. Процессы и механизмы памяти.
4. Индивидуальные особенности памяти. Типы памяти.
Методические рекомендации:
У студента должно быть сформировано четкое представление о памяти, о значении памяти в жизни и деятельности человека. Студент должен охарактеризовать основные подходы к классификации памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая), по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная), по продолжительности закрепления и сохранения материала (кратковременная, долговременная, оперативная); описать закономерности непроизвольного запоминания, приемы произвольного запоминания (повторение; образные и вербальные мнемотехники).
Студент должен иметь представление об основных механизмах памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция. В ходе занятия студент должен охарактеризовать основные виды запоминания (произвольное и непроизвольное, осмысленное и механическое, целостный, частичный и комбинационный способы запоминания), раскрыть понятие «заучивание» и роль метода повторения; описать динамическое и статическое сохранение информации, воспроизведение как процесс воссоздания образа (преднамеренное и непреднамеренное), разграничить понятия «припоминание», «узнавание» и «воспроизведение»; охарактеризовать основные формы и уровни забывания, проанализировать способы замедления процесса забывания.
Студент должен иметь представление об индивидуальных особенностях памяти, их качественных и количественных характеристиках, о различиях в продуктивности заучивания и объеме кратковременной памяти, о зрительной и эйдетической памяти (А.Р. Лурия), об индивидуальных типах памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная).
Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Эйдос, 1994; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Ход проведения лабораторной работы:
I.Измерение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)
Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция: «Вам будут названы несколько цифр. Слушайте внимательнои запоминайте их. По окончании чтения по команде «Пишите!» запишите то, что запомнили, в том порядке, в какомчитали цифры».
Процедура исследования:
Серия 1 | Серия 2 |
3 4 9 1 1 9 7 7 5 1 9 8 5 7 2 2 5 8 1 7 8 4 7 9 1 8 4 7 5 3 9 9 5 1 3 1 7 8 4 3 4 6 1 1 9 5 7 2 4 | 6 5 7 8 8 3 5 8 2 6 6 1 5 8 4 5 1 9 7 5 6 8 1 7 5 6 3 7 8 9 6 3 4 8 2 3 4 5 6 5 8 4 2 3 5 4 1 8 9 |
Серия 3 | Серия 4 |
9 8 1 6 2 7 6 3 8 8 4 6 7 8 3 7 8 6 4 3 7 9 5 6 7 8 3 8 3 5 7 5 1 3 4 9 8 6 7 4 3 2 8 7 4 1 2 9 5 | 6 4 8 7 3 7 3 6 2 4 1 9 6 1 9 4 5 7 1 9 3 5 7 8 8 9 1 9 3 5 9 6 7 5 9 8 2 3 4 9 5 1 3 5 7 6 4 2 8 |
Обработка результатов:
1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком (+) отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или не в той последовательности, в которой их читал экспериментатор, отмечаются знаком (–).
2. Составить сводную таблицу результатов всех четырех опытов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты.
Протокол исследования:
№ рядов | Длина ряда (количество цифр) | Воспроизведение серии | Количество воспроизведенных рядов | Процент воспроизведенных рядов | ||||
3. Вычислить объем памяти V формуле:
V = А + , где
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
n – число опытов (в данном задании n = 4);
m – количество правильно воспроизведенных рядов, меньших чем А.
4. Начертить график зависимости запоминания от количества материала (по процентам правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
Анализ результатов:
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти (Пк) | Уровень кратковременного запоминания |
очень высокий | |
8-9 | высокий |
средний | |
6-5 | низкий |
3-4 | очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на получаемые уровни запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается неприятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Заполните протокол исследования и сделайте выводы по результатам исследования.