II. Исследование зрительных пространственных порогов различения.
Цель: оценка остроты зрительного ощущения.
Оборудование: плакаты с рисунками кольца Ландольта (Приложение 3). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм. Экспериментатору следует иметь 5-6 плакатов с разрывами в разные стороны. Необходима рулетка для измерения расстояния от испытуемого до плаката или соответствующая разметка по полу. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение.
Ход исследования:
В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего.
Инструкция испытуемому: «За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь».
Обработка и анализ результатов:
Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий.
Р1, Р2, РЗ – величины расстояний с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов.
Чем больше расстояние, с которого испытуемый увидел направление разрыва, тем ниже, а значит, лучше его абсолютный порог зрительного различения, выше зрительная чувствительность. Если разрыв определен с расстояния 5 м, то угол различения равен 1 и зрение в диапазоне средних показателей.
Оценка в условных баллах остроты зрительного ощущения производится по таблице «Оценка остроты зрительного ощущения».
Оценка в баллах | |||||||||
Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв (в см) | 620-640 | 590-620 | 550-590 | 500-550 | 430-500 | 330-430 | 200-330 |
Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла – свидетельство ослабленности зрения. В этом случае помимо обращения к офтальмологу важно, чтобы испытуемый проанализировал состояние собственного здоровья и обратил внимание на режим работы и отдыха, чередование физического и умственного труда.
Протокол исследования:
№ опыта | Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв (в см) |
Сделайте выводы по результатам исследования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
3. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
4. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
8. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
б) дополнительная литература
1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
2. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.
3. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
5. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.
2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики
4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Составьте схему, отражающую основные свойства ощущений
Лабораторное занятие № 6
Тема: Психология восприятия
Цель:знакомство с методами исследования восприятия; определение объема восприятия; оценка восприятия времени; исследование восприятия угловых величин.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Материалы и оборудование: секундомер, наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе), плакат с изображениями 10 углов от 35° до 135°, протоколы исследования.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие о восприятии. Восприятие как сложный перцептивный процесс.
2. Основные свойства (феномены) перцептивного образа.
3. Иллюзии восприятия. Виды иллюзий восприятия.
4. Предмет и фон в восприятии.
5. Взаимоотношение целого и части в восприятии.
6. Восприятие движения и времени.
Методические рекомендации:
У студента должно быть сформировано четкое представление о восприятии как сложном перцептивном процессе; студент должен знать отличие восприятия от ощущений, охарактеризовать явление объективизации в восприятии.
У студента должно быть сформировано четкое представление об основных свойствах образа, складывающихся в процессе и результате восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция).
Студент должен охарактеризовать явление иллюзий восприятия, рассмотреть виды иллюзий восприятия и теории, раскрывающие их природу, проблему соотношения объекта и фона в восприятии, охарактеризовать условия выделения предмета из фона, особенности восприятия целого и части; раскрыть опознавательные признаки предмета.
Студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие пространства», охарактеризовать пространственные свойства предметов (величина, форма, положения в пространстве), факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета; рассмотреть роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа; описать механизмы ориентации в пространстве.
Студент должен раскрыть содержание понятий «восприятие движения» и «стробоскопический эффект», охарактеризовать механизмы восприятия движения, признаки восприятия реального движения, основные теории восприятия движения; описать опыты Э. Маха, фи-феномен М. Вертгеймера, основные положения теории восприятия в гештальтпсихологии; иметь представление об относительном и безотносительном восприятии движения.
Студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие времени», описать процессы восприятия временной длительности и последовательности; механизмы и теории восприятия времени.
Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
Ход проведения лабораторного занятия: