Тема: Мышление и особенности его развития
Цель: сформировать представления о мышлении как высшей форме познавательной деятельности; рассмотреть взаимосвязь мышления и речи; познакомиться с основными видами и типами мышления и их особенностями; изучить основные формы мышления; рассмотреть основные теории мышления в психологии; охарактеризовать основные виды умственных операций; рассмотреть основные этапы формирования мышления.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
2. Физиологические основы мышления.
3. Теории мышления в психологии, их типы и характеристика:
· представление о мышлении в ассоциативной эмпирической психологии, бихевиоризме и психоанализе;
· логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн);
· деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров);
· информационно – кибернетическая теория мышления.
4. Основные виды умственных операций.
5. Характеристика видов и типов мышления. Индивидуальные особенности мышления.
6. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
7. Теории и концепции, характеризующие развитие мышления:
· концепция детского интеллекта и этапов его становления Ж. Пиаже;
· концепция развития мышления Л.С. Выготского. Этапы формирования понятий;
· теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
· информационная теория когнитивного развития.
8. Особенности творческого мышления. Понятие креативности в психологии.
9. Понятие интеллекта. Факторная модель интеллекта Р. Кэттелла. Модель интеллекта Ч. Спирмена. Модель интеллекта Л. Терстоуна. Трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда.
10. Нарушения мышления.
11. Методы исследования мышления.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о мышлении как высшем познавательном психическом процессе опосредованного и обобщенного познания (отражения) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира; студент должен рассмотреть отличия мышления от восприятия и других психических процессов, охарактеризовать соотношение мышления речи. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, лежащей в основе процесса мышления, студент должен раскрыть роль второй сигнальной системы в обобщенном отражении окружающего мира. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По третьему вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть основные теории, объясняющие процесс мышления: представление о мышлении в ассоциативной эмпирической психологии, бихевиоризме и психоанализе, логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский), деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров), информационно – кибернетическая теория мышления. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных видах умственных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация; в ходе занятия студент должен охарактеризовать суть и ошибки операции сравнения (непосредственное и опосредованное), умозаключение по аналогии, взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями, особенности усвоения абстрактных понятий, суть и ошибки индуктивного умозаключения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По пятому вопросу: студент должен иметь представление о генетической классификации мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; о классификации мышления по времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов: аналитическое (логическое), интуитивное; о классификации мышления по функциям: творческое (созидательное), стереотипное; охарактеризовать различия между теоретическим и практическим видами мышления; рассмотреть качества мышления (самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность) и индивидуальные типы мышления: интуитивный и мыслительный (К.Г. Юнг), механически-ассоциативный и логически-ассоциативный. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По шестому вопросу: студент должен иметь представление о трех основных формах мышления: понятие, суждение, умозаключение; охарактеризовать общие и единичные понятия и процессы усвоения понятий, факторы, способствующие усвоению понятий, общие, частные и единичные суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По седьмому вопросу: студент должен иметь представление об основных теориях и концепциях, характеризующих развитие мышления: концепция детского интеллекта и этапов его становления Ж. Пиаже (стадии сенсомоторного интеллекта, операционального мышления, конкретных и формальных операций); исследования процесса формирования понятий, проведенные Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым (методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова); теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; информационная теория когнитивного развития Клара и Уоллеса. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По восьмому вопросу: студент должен иметь представление о понятии творческого мышления, его особенностях (оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость), условиях, способствующих или препятствующих творческому мышлению человека. В ходе занятия студент должен раскрыть значение термина «креативность», показатели и личностные детерминанты креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс), продуктивное и репродуктивное мышление (К. Дункер), основные направления исследования и теории креативности, методы диагностики. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
По девятому вопросу: студент должен иметь представление о подходах к изучению интеллекта (биологическая, педагогическая, структурный подход), о психологических теориях интеллекта: концепция структуры интеллекта Ч. Спирмена (генеральный фактор интеллекта G и фактор S), модель интеллекта Л. Терстоуна (7 первичных умственных потенций), факторная модель Р. Кэттела («кристаллический» и потенциальный интеллект), исследования Хебба (интеллект А и интеллект В), концепция иерархической модели интеллекта Ф. Вернона, трехмерная факторная модель интеллекта Дж. Гилфорда (содержание, операции, реакции). Студент должен в ходе занятия рассмотреть критерии развития интеллекта: социокультурный подход, генетический подход, процессуально-деятельностный подход, феноменологический подход, функционально-уровневый подход, регуляционный подход. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Спб.: Питер, 2002.
По десятому вопросу: студент должен иметь представление о клинической классификации расстройств мышления: нарушения содержания мышления (навязчивые, сверхценные и бредовые идеи), расстройства формы ассоциативного процесса (нарушения темпа – ускорение, замедление, подвижности – детализация, обстоятельность, вязкость, целенаправленности – витиеватость, соскальзывание, резонерство, разноплановость, аморфность, разопванность, грамматического строя речи – бессвязность, речевые стереотипии) и классификации нарушений мышления в патопсихологии:. нарушения операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения), нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления (актуализации латентных свойств понятий, «разноплановость», «разорванность» мышления), нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность (вязкость), лабильность мышления). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000; Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995;Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По одиннадцатому вопросу: студент должен иметь представление о методах исследования мышления: исследование темпа и особенностей течения ассоциативных процессов (ассоциативный эксперимент), классификации, выделения существенных признаков предметов (классификация геометрических фигур и понятий; выделение существенных признаков предметов и др.), процессов абстрагирования (понимание переносного смысла пословиц или понимание содержания сюжетных картин, коротких рассказов), формирования искусственных понятий (методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова, «Сложные аналогии» и др.), понимания силлогизмов (диаграммы Венна и др.), конструктивного мышления («кубики Косса», «куб Линка») и др. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Основные понятия:мышление, интеллект, понятийное мышление, образное мышление, конкретно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, абстракция, анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, понятие, суждение, умозаключение, инсайт.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::
а) основная литература:
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
9. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
б) дополнительная литература:
1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982. - №5. – С. 80-84.
5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.
7. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
8. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1982
9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
10. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
11. Психология мышления / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ, 2008.
12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1993.
13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Спб.: Питер, 2002.
14. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
3. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
5. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект «Мышление» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 309-338.
2. Конспект: «Мышление и речь» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. С.368-395.
3. Заполнить таблицу «Теории мышления в психологии»:
Название подхода | Содержание, представители |
Ассоциативная психология | |
Гештальтпсихология | |
Бихевиоризм | |
Психоанализ | |
Психология деятельности | |
Логическая теория | |
Информационно-кибернетическая теория |
4. Конспект: Г. Линдсей, К.С. Холл, Р.Ф. Томсон «Творческое и критическое мышление // Психология мышления / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ, 2008. С. 149-153.
5. Заполнить таблицу «Качества мышления».
Качество | Общая характеристика |
Глубина мышления | |
Самостоятельность мышления | |
Гибкость мышления | |
Критичность мышления | |
Быстрота мышления |
6. Конспект: «Формирование умственных действий» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. С.435-444.
7. Конспект: «Нарушения мышления» // Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 2003. С. 101-153
Темы рефератов
1. Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций.
2. Средства развития мышления.
3. Основные направления экспериментального изучения творчества.
4. Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация.
5. Методы исследования мышления.
Программированный контроль знаний:
1. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами – ...
Правильные варианты ответа: мышление.