Тема: Проблема инстинкта и научения.

Цель: формирование представлений об инстинктах и их механизмах; о соотношении инстинкта и научения; особенностях языка и общения животных.

Организационная форма занятия:семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Современное понятие инстинкта. Свойства и элементы инстинктивной программы.

2. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения.

3. Структура инстинктивного поведения.

4. Стадии формирование поведения животных.

5. Общая характеристика процесса научения. Классификация форм научения.

6. Соотношение инстинкта и научения.

7. Роль языка и общения в эволюции животных.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен иметь представление об инстинктах, инстинктивном поведении; знать основные свойства и элементы инстинктивной программы. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006;Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По второму вопросу: студент должен иметь представление об основных чертах инстинктивного поведения; охарактеризовать внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения; дать понятие ключевым раздражителям, сверхстимулам, пусковой ситуации, эндогенной стимуляции. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о фазах инстинктивного поведения - поисковой и завершающей; об этапах поисковой фазы (ненаправленный поиск, направленная ориентировка); о фазах завершающего акта инстинктивного поведения; в ходе занятия студент должен усвоить понятие таксиса, рассмотреть виды таксисов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о стадиях формирования поведения животных (стадия элементарного поведения, стадия цепного поведения, стадия поведенческих навыков и предметного восприятия, стадия интеллектуального поведения); в ходе занятия студент должен иметь представление об особенностях психического отражения и поведения животных на каждой стадии поведения; об особенностях дифференциации органов чувствительности; студент должен охарактеризовать особенности сетевидной, узловой, трубчатой нервной системе; разграничить понятия условного и безусловного рефлексов, внешнего и внутреннего торможения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По пятому вопросу: студент должен иметь представление о научении, рассмотреть критерии классификации форм научения, охарактеризовать каждую из форм научения - неассоциативное и ассоциативное, облигатное и факультативное, классическое, инструментальное, дифференцировочное обусловливание, индивидуальное научение, научение по подражанию. охарактеризовать. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По шестому вопросу: студент должен дать характеристику понятиям «научение» и «инстинкт», рассмотреть соотношение инстинкта и научения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

По седьмому вопросу: в ходе занятия у студента должно быть сформировано четкое представление об особенностях языка животных, отличительных особенностях языка животных от языка человека; студент должен раскрыть понятие «ритуала», охарактеризовать сложные формы общения животных, живущих в сообществах. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.

Основные понятия: инстинкты, инстинктивное поведение, операции, таксис, ригидность, облигатное научение, факультативное научение, дрессировка, подражание, пусковая ситуация, ключевые раздражители, сверхстимул, ритуал.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

4. Моисеева Л. А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

7. Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005.

8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во: Издательский центр «Академия», 2009.

б) дополнительная литература:

1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. - М.: Молодая гвардия,1985.

2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 2000.

3. Вагнер В.А. Избранные труды по зоопсихологии. - М.: Наука, 2002.

4. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Прогресс, 1993.

5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001.

6. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981.

7. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

8. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа этологии и генетики поведения. - М.: Высшая школа, 2002.

9. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999.

10. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1994.

11. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

13. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»

2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»

3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы

4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»

5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»

6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Изучить главу 7. Научение // Ж. Годфруа. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С.302-326. Выписать основные виды научения и дать краткую характеристику каждому виду.

2. Заполнить таблицу «Типология поведенческих реакций»

№ п/п Типы адаптивных форм поведенческих реакций у животных Краткая характеристика
1. таксисы  
2. рефлексы  
3. инстинкты  
4. рассудочная деятельность  
5. приобретенные формы поведения  

3. Составить схему «Структура инстинктивного поведения»

Темы рефератов:

1. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения.

2. Исследование инстинктов и их механизмов (труды В.А. Вагнера, Ж.А. Фабра).

3. Гипотеза «ритуализации» в поведении животных как основа проявления смещенного поведения.

4. Импринтинг как научение

Программированный контроль знаний:

1. Таксис – это:

£ способ реагирования высших животных

£ способ реагирования животных имеющих периферическую и центральную нервную системы

R способ реагирования животных, не имеющих нервную систему

£ способ реагирования членистоногих

2. Тропизм – это:

R пространственная ориентация у животных в целом

£ способ реагирования у микроорганизмов

£ способ реагирования у земноводных

£ пространственная ориентацию у птиц

Наши рекомендации