Тема: Проблема инстинкта и научения.
Цель: формирование представлений об инстинктах и их механизмах; о соотношении инстинкта и научения; особенностях языка и общения животных.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Современное понятие инстинкта. Свойства и элементы инстинктивной программы.
2. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения.
3. Структура инстинктивного поведения.
4. Стадии формирование поведения животных.
5. Общая характеристика процесса научения. Классификация форм научения.
6. Соотношение инстинкта и научения.
7. Роль языка и общения в эволюции животных.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление об инстинктах, инстинктивном поведении; знать основные свойства и элементы инстинктивной программы. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006;Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По второму вопросу: студент должен иметь представление об основных чертах инстинктивного поведения; охарактеризовать внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения; дать понятие ключевым раздражителям, сверхстимулам, пусковой ситуации, эндогенной стимуляции. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о фазах инстинктивного поведения - поисковой и завершающей; об этапах поисковой фазы (ненаправленный поиск, направленная ориентировка); о фазах завершающего акта инстинктивного поведения; в ходе занятия студент должен усвоить понятие таксиса, рассмотреть виды таксисов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о стадиях формирования поведения животных (стадия элементарного поведения, стадия цепного поведения, стадия поведенческих навыков и предметного восприятия, стадия интеллектуального поведения); в ходе занятия студент должен иметь представление об особенностях психического отражения и поведения животных на каждой стадии поведения; об особенностях дифференциации органов чувствительности; студент должен охарактеризовать особенности сетевидной, узловой, трубчатой нервной системе; разграничить понятия условного и безусловного рефлексов, внешнего и внутреннего торможения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По пятому вопросу: студент должен иметь представление о научении, рассмотреть критерии классификации форм научения, охарактеризовать каждую из форм научения - неассоциативное и ассоциативное, облигатное и факультативное, классическое, инструментальное, дифференцировочное обусловливание, индивидуальное научение, научение по подражанию. охарактеризовать. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По шестому вопросу: студент должен дать характеристику понятиям «научение» и «инстинкт», рассмотреть соотношение инстинкта и научения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По седьмому вопросу: в ходе занятия у студента должно быть сформировано четкое представление об особенностях языка животных, отличительных особенностях языка животных от языка человека; студент должен раскрыть понятие «ритуала», охарактеризовать сложные формы общения животных, живущих в сообществах. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
Основные понятия: инстинкты, инстинктивное поведение, операции, таксис, ригидность, облигатное научение, факультативное научение, дрессировка, подражание, пусковая ситуация, ключевые раздражители, сверхстимул, ритуал.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
4. Моисеева Л. А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
7. Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005.
8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во: Издательский центр «Академия», 2009.
б) дополнительная литература:
1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. - М.: Молодая гвардия,1985.
2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 2000.
3. Вагнер В.А. Избранные труды по зоопсихологии. - М.: Наука, 2002.
4. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Прогресс, 1993.
5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001.
6. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
8. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа этологии и генетики поведения. - М.: Высшая школа, 2002.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999.
10. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1994.
11. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
13. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»
2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»
3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы
4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»
5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»
6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Изучить главу 7. Научение // Ж. Годфруа. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С.302-326. Выписать основные виды научения и дать краткую характеристику каждому виду.
2. Заполнить таблицу «Типология поведенческих реакций»
№ п/п | Типы адаптивных форм поведенческих реакций у животных | Краткая характеристика |
1. | таксисы | |
2. | рефлексы | |
3. | инстинкты | |
4. | рассудочная деятельность | |
5. | приобретенные формы поведения |
3. Составить схему «Структура инстинктивного поведения»
Темы рефератов:
1. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения.
2. Исследование инстинктов и их механизмов (труды В.А. Вагнера, Ж.А. Фабра).
3. Гипотеза «ритуализации» в поведении животных как основа проявления смещенного поведения.
4. Импринтинг как научение
Программированный контроль знаний:
1. Таксис – это:
£ способ реагирования высших животных
£ способ реагирования животных имеющих периферическую и центральную нервную системы
R способ реагирования животных, не имеющих нервную систему
£ способ реагирования членистоногих
2. Тропизм – это:
R пространственная ориентация у животных в целом
£ способ реагирования у микроорганизмов
£ способ реагирования у земноводных
£ пространственная ориентацию у птиц