Практическое занятие № 5 по теме 11
«Организационное консультирование»
Цель занятия:познакомиться с содержанием и этапами организационного консультирования.
Задачи:
1. Изучить специфику организационного консультирования как метода практической работы организационного психолога.
2. Познакомиться с границами профессиональной ответственности психолога-консультанта.
3. Познакомиться со структурой и содержанием «Контракта на организационное консультирование»
4. Изучить методы и методики организационной диагностики.
Оснащение:бланки тестов «Социально-психологический климат группы» (Шейнис), «Удовлетворенность организационными условиями» (BIV), «Эффективность управленческих решений» (Шейнис), «Анкета увольняемого (увольняющегося)» (Калинина), типовая форма «Контракта на консультирование», кейсы.
Ход занятия.
1. Содержание и методы работы организационного консультанта.
2. Методы и методики организационной диагностики.
3. Профессиональная этика в работе организационной консультанта. Этические дилеммы консультирования. Анализ профессиональной позиции организационного психолога на конкретных примерах из практики – работа в микрогруппах.
4. Содержание «Контракта на консультирование».
5. Разработка проектов организационной диагностики на основе описания конкретных организаций – работа в микрогруппах.
6. Обсуждение проектов, подведение итогов.
Литература.
1. Социальная психология: Практикум / Под ред. Т.В. Фоломеевой М.: Аспект Пресс, 2006. с.384-425; 456 - 478.
2. Липатов С.А. Методы социально-психолоческой диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Академия, 1996. с. 248-264
3. жуков Ю.М. Позиции психолога –практика.// Введение в практическую, социальную психологию.
4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: Смысл, 2003. с. 14-48.
5. Емельянов Е.Н. Практика консультирования по организационному развитию и организационная психология. // Журнал практического психолога. 2000. № 5-6.
6. Иванов М.А. Организационное развитие как подход к управлению и консультированию // Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консайтинг. 2001. № 2, с.11-20.
7. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Бахрам – М, 2001. с. 26-50; 124-182.
8. Липатов С.А. Модели и методы организационной диагностики. // Методы практической социальной психологии. / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Амалтея, 2004. с. 48-62.
9. Филонович С.Р. Модели жизненного цикла организации. // Управление человеческими ресурсами. / Под ред. В.В. Щербины. М.: ЭКМОС, 2004. с. 51-60.
Литература.
Основная.
1. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000.
2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2001.
3. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Бахрам, 2001.
Дополнительная.
1. Авидон И.Ю. Тренинги формирования команды. Спб.: Речь, 2005 – 280 с.
2. Бланделл Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Спб.: Питер, 2000.
3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций. М.: МЗ-Пресс, 2001.
4. введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жуоква. М.: Академия, 1996.
5. Винокуров Л., Скрипюк И. Организационная психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003.
6. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Владос, 1995.
7. Гибсон Дж. Организации: поведение, структуры, процессы. М.: ИНФРА –М., 2000.
8. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб, Прийм-Еврознак. 2002.
9. Джуэлл Л. Индустиально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб., 2001.
11. Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб.: Речь, 2000.
12. Кирхлер Э. Психологические теории организации, Харьков.: ХГУ, 2005.
13. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. М.: Смысл, 2000.
14. Лебедева Н.М. Организационное консультирование:Гештальт –подход. Спб.: Речь, 2007. – 256 с.
15. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995.
16. Мильнер Б. Теория организаций. М.: Асвета, 1998.
17. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя. Спб.: Речь, 2006. – 219 с.
18. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Спб., 2001.
19. Огнев А.С. Организационное консультирование в стили коучинг. СПб.: Речь, 2003.
20. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. Спб.: Речь, 2003.
21. Покровская Е.А. Бизнес – коммуникации. М.: Наука –Пресс, 2007.
22. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2002.
23. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. Г.С. Никифорова и др. СПб.: Питер 2001.
24. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: Высшая школа, 2003.
25. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1989.
26. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб.: Смысл, 1999.
27. Спивак В.А. Корпоративная культура. Спб.: Речь, 2000.
28. Станкин М.И. Психология управления организациями. СПб.: Питер, 1999.
29. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Фолиум, 1996.
30. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента. М.: Сфера, 2003.
31. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. Спб.: Речь, 2003.
32. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Спб., Речь, 2000.
33. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. Спб.: Питер, 2003.
III. Справочная.
1. Власова Н. Справочник по психологии управления. В 3-х т.т. М., 1996.
2. Управление персоналом: Энциклопедический словарь./Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998.
3. Энциклопедический словарь по психологии труда, рекламы и управления./Сост. Б.А. Душков и др. М., 2000.
4. Царский В. Современный психологический справочник менеджера. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа (34 час) осуществляется студентами в 3-х направлениях:
I. Подготовка к семинарским, практическим занятиям и к экзамену – 18 час.
II. Самостоятельное изучение и конспектирование следующих вопросов - 8 час.
2.1.Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений. (По: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб, 2002. С. 140-152).
2.2. Гельштальт – подход, трансактный анализ и НЛП в организационном консультировании. (По: Методы и техники практической психологии. // Под ред. Л.М. Попова. СПб.: Речь, 2007. с. 105-111; 150-174; 198-210.)
2.3. Национальные особенности организационной культуры. (По: Волкогонова О.Д. Управленческая психология. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005, с. 236-255).
2.4. Положение о психологической службе организации. Должностная инструкция организационного психолога. (По: Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Бахрам, 2001. С. 20-48).
2.5. Этика консультирования и этические дилеммы. (По: Социальная психология: Практикум. / Под ред. Т.В. Фоломеевой М.: Аспект Пресс, 2006. с. 476-498.)
2.6. Изменение организационной культуры. (По: Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 391-413).
2.7. Меры преодоления организационных кризисов. (По: Огнев А.С. Организационное консультирование в стили коучинг. СПб.: Речь, 2003. с. 143-157).
2.8. Деловое общение по телефону (1. Там же с. 99-106; 2. Покровская Е.А. Бизнес – коммуникации. М.: Наука –Пресс, 2007. с. 167-180).
2.9. Основные пути развития социальной организации и формирование её имиджа. (По: Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова. М – Воронеж: МОДЕК, 1998. с. 221-238).