Ролевая структура малой группы
В любой организации существует динамичное распределение определенных социальных ролей. Каждый из членов коллектива играет двойную роль. Первая роль - чисто функциональная и вытекает из формальной структуры организации. Но вторая роль – «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важно для успешной деятельности коллектива.
Путем обширных и тщательно разработанных десятилетних экспериментов были выдены и описаны всего восемь ролей, которые только и могут играть члены коллектива; других ролей в группе просто не существует. Эти восемь ролей в коллективе следующие: "лидер", "реализатор", "генератор идей", "объективный критик", "организатор или начальник штаба", "снабженец", "душа коллектива", "отделочник или контролер".
1)."Лидер" занимает главенствующее положение в группе, но добивается этого ненавязчиво и как бы небрежно. Он часто обладает тем, что называется личным обаянием и авторитетом, т.е. способностью заставлять других действовать, не применяя чрезмерно свою власть и права. Он должен обладать здравым умом, но блестящего интеллекта от него не требуется. "Лидер" отличается тем, что его интересы - главным образом цели и задачи. При обсуждении групповых задач он определяет вопросы, которые нужно обсудить, и приоритеты. Он обобщает прозвучавшие мнения и формулирует заключения группы. Если должно быть принято решение, он, дав возможность высказаться всем, твердо и однозначно принимает такое решение. Он знает, в какой сфере деятельности каждый из членов коллектива силен, а в какой слаб, и направляет внимание и усилия людей на те вопросы, в разрешении которых они могут принести наибольшую пользу. Именно "лидер" распределяет обязанности и секторы ответственности других членов коллектива.
2). "Реализатор" является лидером группы в реализации конкретно поставленной задачи. Его главная задача - придать четкую форму самой деятельности коллектива и ее результатам. Он не терпит разболтанности, неясности, нечеткости мышления. При обсуждении групповых задач он старается объединить идеи, цели и практические соображения в единый реальный проект и стремится быстрее начать действовать. Он жаждет действия, притом немедленного. Переубедить его могут только результаты. Его напористость, носящая характер принуждения, всегда направлена на достижение целей коллектива. "Реализатор" полон нервной энергии; он эмоционален, импульсивен и нетерпелив, он склонен опережать других, иногда придирчив, быстро разочаровывается и впадает в уныние. Его поведение бывает вызывающим, дерзким и ершистым. Он часто ссорится с коллегами, но ссоры эти краткие, и он не злопамятен. Он вполне способен сделать работу в группе неуютной, но именно он заставляет дело идти вперед.
3). "Генератор идей" поставляет коллективу оригинальные идеи, мысли, предложения; он человек идей. Конечно, и у других есть идеи, но его идеи отличаются оригинальностью. Из всех членов коллектива у него самый высокий коэффициент интеллектуальности и самое развитое воображение. Если коллектив увязнет в трудностях, то именно "генератор идей" скорее всего начнет искать совершенно новый подход к проблеме. Он вообще привносит с собой радикальный подход к разрешению проблем. Но у него есть два недостатка. Во-первых, его гораздо больше интересуют фундаментальные проблемы, крупные вопросы, а не детали; более того, он нередко упускает из виду детали и совершает ошибки по своей невнимательности. Во-вторых, он может слишком много творческой энергии отдавать идеям, захватившим его воображение, но вовсе не отвечающим потребностям группы. Он очень доверчив, непредвзят и доступен. Вместе с тем, он нелегко переносит критику своих собственных идей и быстро обижается, если его предложения отвергаются или принимаются лишь частично. Он способен обидеть других критикой их идей. Его критические замечания обычно расчищают почву для собственных идей. И все же, несмотря на все его недостатки, именно от "генератора идей" исходит живая искра.
4). "Объективный критик" вряд ли выступит с оригинальным предложением, но зато именно он скорее всего не даст коллективу увлечь себя неразумным планом и пойти по неправильному пути. Его вклад в общее дело заключается во взвешенном и беспристрастном анализе, а не в выдвижении творческих идей. Он критикует не из любви к этому искусству, а потому что видит ошибку в аргументах или просчет в планах. Он медлителен в принятии решений, он не любит, чтобы его торопили, но это самый объективный и беспристрастный ум во всем коллективе. Более того, у него, как и у "генератора идей", наиболее высокий коэффициент интеллектуальности, но в отличие от второго, "критик" должен быть флегматичным и хладнокровным. Одним из наиболее важных достоинств "критика" является умение поглощать, осваивать, интерпретировать и критически оценивать огромное количество сложных печатных материалов, умение анализировать и оценивать суждения и предложения других. Иногда он может делать это бестактно и обескураживающе, но и именно он возвращает коллектив с поэзии несбыточной мечты на прозу реальной жизни. Хотя он заслуживает доверия во всем и на него можно положиться, ему не хватает человеческого тепла, непосредственности и воображения. И тем не менее он незаменим в коллективе, потому что его суждения почти никогда не бывают ошибочными.
5). "Организатор или начальник штаба" преобразует принятые решения и выработанные стратегии в четко очерченные, конкретные и реальные задачи, которые можно начать выполнять. Его страсть - организовывать практическое выполнение заданий. Его главный вклад в общее дело - придать планам коллектива реальную, выполнимую форму. Он одержим стабильными структурами и всегда пытается их создавать. Дай ему решение - и он составит график выполнения. Поставь перед ним задачу и дай ему в подчинение группу работников - и он составит графическую схему организационной структуры. Он работает эффективно, методично и систематически, но иногда ему не хватает гибкости. Создать ему серьезные помехи может только внезапное изменение планов, потому что он склонен несколько теряться в неустойчивых, меняющихся ситуациях. Он обладает сильным характером, внутренней дисциплинированностью и логичным подходом к проблемам. Он отличается цельностью, искренностью, доверием к коллегам, его не так-то просто сбить с толку и обескуражить.
6). "Снабженец" выходит за пределы коллектива, вовне, и приносит с собой новые идеи, информацию и вообще сообщения о всяческих новостях. Этот человек наиболее по-человечески симпатичный из всех членов группы, он сразу вызывает к себе расположение. Он любит общество, очень раскован и общителен. На ситуацию или рассказ "снабженец" почти всегда реагирует положительно и с энтузиазмом, хотя склонен так же быстро бросать дела и занятия, как стремительно за них хватается. Многое, если не все в жизни, сразу же вызывает его интерес. "Снабженец" легко и быстро сближается с людьми и имеет множество контактов за пределами группы. Он редко находится на своем рабочем месте, а когда он все-таки там, то скорее всего с кем либо говорит. Его роль значительна: он предохраняет коллектив от загнивания, окостенения и потери связи с реальным миром.
7). "Душа коллектива" - самый чуткий и чувствительный из всех. Он лучше всех осведомлен о нуждах и заботах коллег. Он отчетливее других чувствует эмоциональные "подводные течения" в группе. Он больше всех осведомлен и о семейных делах, о личной жизни остальных членов коллектива. Он активнее всех осуществляет внутригрупповые коммуникации. Он ужасно не любит личной вражды и недоброжелательности, сам избегает конфликтов. Он симпатичен и приятен в обращении, скромен, примерен, ненавязчив, несамоуверен, популярен. Он умеет и любит слушать, легко и свободно общается со всеми членами группы, помогает и другим быть раскованными и свободными. Он способствует установлению единства, дружбы и гармонии отношений и этим уравновешивает трения и разногласия, которые могут вызвать другие. Его личный вклад в общее дело может быть и не так очевиден, как вклад других, но его отсутствие сразу становится заметным и влияет на дело отрицательно, особенно во времена неприятностей, стрессов, давления со стороны - словом, это цемент, связывающий группу.
8). "Отделочника или контролера" беспокоит все, что может "получиться неправильно". Он никогда не обретет душевного спокойствия, пока лично сам не проверит каждую деталь и не убедится, что все сделано, ничего не забыто, ничто не упущено. Если что-нибудь его и занимает в жизни серьезно, то это порядок. Он принуждает всех выполнять графики и укладываться в сроки. Он испытывает постоянное ощущение срочности, как бы давление времени, и передает это ощущение другим, побуждая их действовать активнее. Его одержимость деталями есть просто выражение внутренней тревоги за благополучный исход дела. Он обладает сильным характером, вполне владеет самоконтролем; с нетерпимостью относится к более небрежным и разболтанным членам коллектива. Бдительность - его отличительная черта. Но он склонен утрачивать перспективу общей цели и увязать в мелких, малозначащих деталях. Тем не менее, его безудержное стремление все проверять и все доводить до конца является исключительно полезным для организации качеством.
Рассмотрение перечисленных социальных ролей позволяет сделать ряд выводов, позволяющих управлять процессом эффективной деятельности коллектива:
1. Не в каждый коллектив непременно должно входить восемь членов - по числу ролей. Вполне возможно, а нередко желательно и даже необходимо, чтобы лицо, входящее в группу, играло более одной роли. Важно, что в успешно действующем коллективе каждую из восьми ролей играет, по крайней мере, один человек, и все восемь ролей оказывают свое влияние в процессе жизнедеятельности коллектива.
2. При формировании коллектива в нем должны быть представлены те, личностные характеристики которых охватывают весь диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей были реализованы. Если коллектив действует не очень успешно, следует проанализировать его состав в свете рассматриваемых ролей. Возможно, обнаружится, что в коллективе никто не играет какой-либо из важных ролей. Нужно постараться либо изменить состав коллектива, пополнив его соответствующими сотрудниками, либо сориентировать определенных членов коллектива на выполнение соответствующих ролей.
3. При укомплектовании штатов нельзя сосредоточивать внимание только на руководителе и его заместителях. Необходимо стремится подобрать таких людей, чтобы был обеспечен возможно более широкий охват всех ролей.
4. Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов коллектива, нежели другие роли. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли "лидера" и "генератора идей". "Лидер" должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие, выискивающим таланты и способности у членов группы и знающим, как их употребить на пользу дела. Для того, чтобы коллектив действовал успешно, в нем должен быть один сильный "генератор идей" (если в коллективе слишком много "генераторов", то коллектив погрязнет в бесплодных дебатах и дискуссиях.
49. Механизмы социального познания и их краткая характеристика.Вопрос № 30.
50. Виды больших социальных групп. Вопрос № 43 (уровни развития больших социальных групп)