Основные этапы развития малой группы. Механизмы развития малой группы

Психологические механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от того, о каком классе групп идет речь.

Образование формальных групп, как правило, происходит вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться в рамках именно данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или существующую группу. К числу таких механизмов относят, в первую очередь, привлекательность.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. В их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности. А также механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.

А.С.Макаренко выделял стадии:

§ первичного синтеза

§ дифференциации

§ вторичного синтеза или интегрирования

В концепции Л.И.Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональных сферах. Признаками развития группы выступают:

§ направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей)

§ организованность

§ подготовленность к выполнению совместной деятельности

§ интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность

§ стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками группы выступают также: референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континиууме, высшую точку которого занимает коллектив (команда) – реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности. Крайнюю низшую точку развития группы представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собранная группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

Уманский Л. выделяет такие этапы развития группы в коллектив:

1. номинальная группа (внешнее, формальное объединение индивидов вокруг поставленных социальных задач);

2. группа-ассоциация (начало межличностной интеграции в сфере эмоциональных отношений);

3. группа-кооперация (преобладание интегративных тенденций в сфере деловых отношений);

4. группа-автономия (внутреннее единство в сфере деловых и в сфере эмоциональных отношений);

5. группа-корпорация (изоляция группы и концентрация активности её членов на узкогрупповых целях);

6. коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели).

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям:

§ степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности;

§ общественная значимость деятельности.

В западной социальной психологии существует ряд моделей развития групп. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов:

§ этап ориентировки в ситуации

§ этап конфликта

§ этап достижения согласия или равновесия.

Б.Такмен предложил модель развития малой группы, выделив две основные сферы групповой жизнедеятельности: деловой (связанной с решением групповой задачи) и межличностной (связанной с развитием групповой структуры).

В сфере деловой активности, по мнению Такмена, группа проходит следующие стадии развития:

1. ориентировка в задаче и поиск оптимального способа её решения;

2. эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

3. открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив

4. принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

1. «проверка и зависимость» (ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения);

2. внутренний конфликт» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства в группе);

3. «развитие групповой сплоченности» (преодоление разногласий и разрешение конфликтов);

4. «функционально-ролевая согласованность» (образование ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи).

Механизмы развития малой группы:

§ Разрешение внутригупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;

§ «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в её жизнедеятельность;

§ «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным её членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.


Наши рекомендации