Четыре компонента Я-высказывания

1) 2) 3) 4)
Безоценочное описание поведения другого «Когда ты…» Отражение своих чувств при этом   «я чувствую…» Причина чувств     «потому что…» Предложение альтернативного поведения «Я хочу, чтобы ты сделал … или …»

Например: «Когда ты не выполняешь домашнее задание, как обещал, я чувствую разочарование и возмущение, поскольку мне приходится заново повторять пройденное со всем классом. Я бы хотела, чтобы ты выполнял домашнее задание, как это принято в школе, дома после прогулки, либо, оставаясь, в группе продленного дня».

Памятка для разрешения конфликта

По: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М.: Стрингер, 1992.

1.«Выиграть/выиграть»

В чем мои подлинные нужды? И в чем их?

Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

2.Творческий подход

Какие возможности раскрываются этой ситуацией?

Вместо того, чтобы думать, «как это могло бы быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

3.Эмпатия

Как бы я чувствовал себя на их месте?

Что они пытаются сказать?

Выслушал ли я их как следует? Знают ли они, что я слышу их?

4.Оптимальное самоутверждение

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?

Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват? (Будь мягким с людьми и жестким с проблемой)

5.Совместная власть

Не злоупотребляю ли я своей властью?

Не делают ли этого они? Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?

6.Как управлять эмоциями

Что я чувствую? Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?

Что я хочу изменить?

Избавился ли я от желания наказать их?

Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац)

7.Готовность разрешить конфликт

Хочу ли я разрешить конфликт?

Вызвана ли моя обида:

каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?

какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?

чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?

8.Картография конфликта

В чем заключается вопрос, проблема или конфликт? Кто его главные участники?

Опишите потребности каждого человека (то есть: «какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?, «Каковы преимущества предложенных решений с точки зрения удовлетворения подлинных нужд участников?)

Опишите тревоги или опасения каждого участника. (То есть: «Какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?»)

Указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?

Над чем мы должны еще поработать?

9.Разработка альтернатив

Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может тем не менее подать хорошие идеи.

Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.

10.Переговоры

Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему. Как мы можем добиться справедливого результата – при взаимном выигрыше?

Что они могут дать мне? Что могу дать им я? Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения? Какие вопросы я хочу включить в соглашение? Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?

11.Посредничество

А. Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица? Кто может исполнить эту роль для нас?

Б. Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации? Как я должен подготовить сессию и разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

12. Расширение кругозора

Вижу ли я картину в целом, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы).

К чему это может привести в будущем?

«Конфликтные привычки»

Уход

Уход – выбор, который отнимает возможность принятия участия в дальнейшем развитии ситуации

+ не затрагивает ваших прямых интересов

- завышение требований, ответный уход, сдача позиций оппонента вместо принятия решения

- непомерный рост проблем за время вашего отсутствия

- уход как наказание оппонента

Применима ли к вам какая-либо из этих реакций?

1. Молчание

2. Демонстративное удаление

3. Обиженный уход

4. Затаенный гнев

5. Депрессия

6. Игнорирование обидчика

7. Едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной?

8. Переход на «чисто деловые отношения»

9. Индифферентное отношение

10. Полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной

Подавление

Отказ признать конфликт в том случае, если мы пытаемся поддержать добрые отношения любой ценой.

+ если конфронтация по поводу незначительных разногласий может внести чрезмерный стресс

+ если оппонент не готов вас выслушать

+ предпочтение такта честности для сохранения отношений

- трудности оппонента в понимании ваших чувств, интересов

В конфликте вы…

1. Делаете вид, будто все в порядке

2. Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

3. Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

4. Ругаете себя за вашу раздражительность

5. Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

6. Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

7. Подавляете все ваши негативные эмоции

Конкуренция

Предпочтение тактики «выиграть/проиграть» нередко есть неосознанное стремление оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения.

+ победитель

+ необходимость использования власти для наведения порядка ради всеобщего благополучия

- не приносит долгосрочных результатов – проигравший может не поддержать решение, саботировать его.

- отказ от сотрудничества завтра проигравшей стороны

Приходилось ли вам прибегать к таким способам?

1. Стремиться доказать, что другой человек не прав

2. Дуться, пока они не передумаю

3. Перекричать их

4. Применить физическое насилие

5. Не принимать явного отказа

6. Требовать безоговорочного послушания

7. Перехитрить их

8. Призвать на помощь союзников для поддержки

9. Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Компромисс

Требует определенных навыков в ведении переговоров. Справедливое решение, принимаемое на основе взаимных уступок.

- одна сторона может раздуть свою позицию, чтобы потом казаться великодушной

В конфликте можете ли вы…

1. Поддерживать дружеские отношения

2. Искать справедливого исхода

3. Делить предмет желаний поровну

4. Избегать самовластия и напоминаний о вашем первенстве

5. Получить что-то и для себя

6. Избегать столкновения в лоб

7. Уступать немного ради поддержания отношений

Сотрудничество

«Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!»

Не я против них, но я с ними»

Шаг 1. Узнать, почему они хотят того, чего они хотят

Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?

Шаг 3. Каковы варианты решений?

Шаг 4. Сотрудничество

§ Определите потребности всех участников

§ Постарайтесь их удовлетворить

§ Признайте ценности других, равно как и ваши собственные

§ Старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей

§ Ищите творческих и неординарных решений

§ Не щадите проблему, щадите людей

Наши рекомендации