Глава 1. Предмет и задачи консультативной психологии
Глава 3. Требования к личности психолога-консультанта, модель эффективного психолога-консультанта.
Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет.
Обозов Н.Н. [1993, с. 20 - 26] обращает внимание на следующие качества:
1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
q) Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.
r) Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.
s) Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на «срывы» клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить – терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.
t) Поддержание общей культуры поведения. Возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные «штампы» речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости – дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.
u) Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что, если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.
v) Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертированному, застенчивому индивиду бывает сложно, порой, выйти из «напряженной ситуации», он не всегда легко говорит «нет», а, оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Кочюнас Римантас-Антанас Броневич [1999, с. 25 - 32]пишет о следующих чертах:
2. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
w) Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
x) Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Но наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме консультативной психологии, из черт, рассмотренных Кочюнасом Р.-А. Б., нам представляются следующие:
3. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того, чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42 - 43] отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:
y) Доступность. Обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.
z) Экспрессивность. Обозначает степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.
4. Открытость собственному опыту.Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
5. Развитое самопознание.Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.
6. Сильная идентичность.Понятие «идентичность» относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем поподробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Антоновой Н.В. [1995] . Идентичность – сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий («Преждевременная идентичность») или в результате преодоления кризиса идентичности («Достигнутая идентичность»). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы, и, кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности – самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:
высокий уровень тревожности;
ощущение собственной беспомощности;
неверие в будущее;
пониженный эмоциональный фон;
ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.
Незнание причин своего состояния у такого человека, тем не менее, может выражаться в утверждениях, что у него все в порядке, ему не нужно что-либо менять в своей жизни. Описанный выше конструктивный путь достижения идентичности (вследствие личностного поиска и выбора) приводит к формированию того, что принято называть личностной идентичностью. Но возможен и другой путь. Столкнувшись с кризисом идентичности, пытаясь избавиться от негативных эмоциональных состояний, связанных с деструктивным вариантом последствий кризиса, человек пытается приобрести идентичность, присоединившись к группе, имеющей позитивный статус в обществе, и присвоить себе ее нормы и ценности, спрятаться за социальной ролью от необходимости личностного выбора. Такой путь характерен для формирования социальной идентичности. Антонова Н.В. [1995] описала две основных шкалы для измерения степени развития у человека качеств, связанных с идентичностью:
сила – слабость идентичности;
открытость – закрытость идентичности.
Исходя из этих двух шкал, можно выделить четыре крайних варианта развития идентичности:
aa) Открытая сильная идентичность – сложившееся в результате личностного выбора в ситуации кризиса идентичности представление о себе и своей жизни. При этом человек не теряет возможности воспринимать новое, изменяться, в чем собственно и проявляется открытость идентичности. Но, меняясь, он не теряет лучшее из своего прошлого «я», ощущает единство своего прошлого с настоящим и будущим, что создает у него ощущение целенаправленности, осмысленности своей жизни. В этом и проявляется сила его идентичности.
bb) Закрытая сильная идентичность – человек характеризуется раз и навсегда сложившимся, жестким, не меняющимся «образом я». Он предпочитает оставаться в рамках стереотипов и не желает меняться. Возможно, это связано со страхом, вновь пережить кризис идентичности, потерять идентичность. Такой страх видимо определяется тем, что выход из ситуации кризиса был не совсем сознательным. Возможно, идентичность была приобретена путем идентификации с группой.
cc) Открытая слабая (диффузная) идентичность – люди ощущают смысл своих страданий и активно идут путем приобретения идентичности. Пробуют различные способы поведения и общения, ищут литературу и так далее.
dd) Закрытая слабая (диффузная) идентичность – люди смутно ощущают, что делают что-то не так, но не знают, как надо, и не видят перспектив для самоизменения. Возможно, закрытость определяется неудачными, травмирующими последствиями некоей поисковой активности, бывшей в прошлом. Или можно предположить, что это связано с рудиментами преждевременной идентичности, усвоенной от родителей, когда в образе мира и себя в этом мире упор делался на том, что самостоятельный личностный поиск неэтичен, греховен. Другие компоненты идентичности практически не сформировались, что и объясняет страдания. Путь же к личностному поиску закрыт. Такие люди идут путем деструктивного кризиса. В нашей консультативной практике мы наблюдали стимуляцию у клиента изменений в ситуации подобного рода психосоматической симптоматикой.
Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением надежд других людей.
ee) Толерантность к неопределенности.Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через:
уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;
убежденность в правильности принимаемых решений;
способность рисковать.
Все эти качества приобретаются по мере личного и профессионального опыта.
ff) Принятие личной ответственности.Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
gg) Стремление к глубине межличностных отношений.Обычно этому препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». Шабалина В. В. [1998, с.17 - 18] предлагает интересный прием для того, чтобы блокировать у некоторых людей тенденцию к осуждению, «наклеиванию ярлыков», деланию из других «козлов отпущения». В момент подобных действий рекомендуется спросить у человека, их совершающего, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, то, может быть, проблема в нем?
hh) Постановка реалистичных целей. Имеется в виду, что человек вследствие неудач или удач не торопится слишком повышать или понижать планку притязаний, ни один консультант не всемогущ. Порой необходимо отказаться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведет к чувству вины. Следует не винить себя за ошибки, а делать полезные выводы. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели.
Таким образом, как подытоживает Кочюнас Р.-А. Б. [1999], эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Кочюнас Р.-А. Б. полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.
Кочюнас Р.-А. Б. [1999] также описывает особо вредные для консультанта черты: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротические установки в отношении денег.
Бондаренко Ольга Рифкатовна [1998]осуществила исследование, результаты которого показали, что большая часть ошибок начинающих психологов-консультантов связана с двумя противоположными тенденциями:
1. Сверзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные «таблетки» - слова консультанта, его внимание, с утопающим, которому требуется спасательный круг, даже с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается, как неспособный заботиться о себе.
2. Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с «катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки, и ты умеешь классно кататься». Консультант же сравнивается, например, со «сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло». Или с «ювелиром», «дворником, который хочет навести порядок в душе клиента».
Преодоление этих двух тенденций Бондаренко О.Р. [1998] связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с «индивидуальным способом переживания мира». Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь «знать точно», что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений. Это состояние близко состоянию аутентичности, присутствия, описанному Дж. Бьюдженталем [2001, с. 42 - 43], которое мы упоминали выше.
Самоукина Н.В. [1997, с. 142 - 145] описала типичные ошибки психолога-консультанта и дала рекомендации относительно того, как с некоторыми из них работать:
1. Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге. Ощущает и показывает себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожалеть, что пришел.
Работа с этим:
a) В ходе разговора вспоминать свои проблемы, кризисные периоды в жизни, душевную боль.
b) Укреплять в себе способность к состраданию, сочувствию.
c) Видеть в каждом клиенте своего брата или сестру.
2. Излишняя естественность (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад) поведения психолога-консультанта в диалоге. Естественность опасна тем, что не осуществляется процесс психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, с взаимными упреками, раздражениями и так далее. Искусственность (главное – «техника») опасна тем, что клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», нет ощущения встречи.
Как с этим работать:
a) Опишите, каким Вы представляете себя в профессии. Опишите внешне привлекательный для Вас образ психолога-консультанта.
b) Представьте себе, что Вы на сцене, играете свою профессиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события развиваются в спектакле? Какая роль в этих событиях принадлежит Вам?
c) Кто из знакомых Вам психологов вызывал у Вас чувство восхищения и желания подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог?
3. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.
4. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта:
a) С неуверенным клиентом психолог может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.
b) Это может быть также связано с тем, что консультант испытывает внутренний страх перед молчанием, поэтому он стремится собственной активностью заполнить каждую наступившую паузу. На какое-то время это снижает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.
Как с этим работать:
a) Если в ходе консультации возникла пауза, необходимо «включить» собственное интуитивное видение и почувствовать, какой эмоциональный заряд несет пауза. Если молчание клиента имеет мрачный, тяжелый эмоциональный оттенок, вызвано скованностью, зажатостью, то следует при помощи одного-двух вопросов активизировать беседу, но не вступать в собственный монолог.
b) Если же в период молчания собеседник переживает или размышляет – не мешать, отодвинуть себя на второй план, пусть возникнет одухотворенная тишина. Желательно, чтобы после паузы начал первым говорить клиент.
5. Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента. Например, одинокий психолог видит в клиенте одиночество и не замечает других, более актуальных для клиента проблем.
Как с этим работать:
a) Если психолог в момент беседы находится в состоянии внутреннего напряженного переживания и неосознанно для него срабатывает механизм психологической защиты в форме проекции, то необходимо настроить себя на рабочее состояние.
b) Психолог должен анализировать не только характер ответов клиента, но и характер своих вопросов. Необходимо стараться всегда видеть консультацию как бы со стороны, в зеркале.
6. Психолог оценивает клиента. Например, «Удивительно умный человек: сам все понимает» или «Двух фраз сказать не может!». Оценочное суждение психолога – барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента. Клиент соотносится с «нормой» - самим консультантом. Психолог имеет центр тяжести в самом себе, а не в клиенте.
7. Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внутреннее равновесие и не может в полной осуществить действенную психологическую помощь клиенту.
8. Многочасовая консультация как ошибка консультанта. Причина – внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Вторая причина – внутренняя установка психолога на выслушивание клиента.
Как с этим работать:
Консультант должен вовремя почувствовать «центр проблем» клиента, его основную «болевую точку» и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.
9. Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним, как мощное «дальнобойное орудие», как своеобразного «жизненного судью», как авторитет, мнение которого для обычных людей может выступать в качестве «закона поведения». Если психолог идет на это, то он превращается в слабого и безвольного человека.
Как с этим работать:
Нужно отказаться от выполнения подобных просьб и повышать собственную активность клиента в решении своих проблем. Например, можно сказать: «Я не могу быть судьей между Вами и Вашими близкими. Ваши проблемы Вы должны научиться решать самостоятельно, а я Вам в этом помогу».
I. Параллелирование чувств.
II. Акцент на чувствах.Усиление их.
III. Акцент на идее. Отказ от параллелирования чувств.
6. Параллелирование рамок, ракурса рассмотрения проблемы.
7.
Речь здесь идет о параллелировании ракурса рассмотрения темы или проблемы. Ракурс этот может меняться от высокой степени конкретности, детальности до высокой степени обобщенности, абстрактности. В речи психолога-консультанта призыв к клиенту стать более конкретным может быть выражен следующими словами: «Давайте рассмотрим это поподробнее». Призыв перейти к большей степени обобщенности может быть выражен следующими словами: «А какова картина в целом?»
Степени свободы здесь: параллель, сужение, расширение.
8.
7. Параллелирование локуса внимания собеседника.
9.
В консультативном диалоге применительно к локусу внимания можно выделить следующие степени свободы:
I. Внимание на межличностном: клиент – другие.Имеется в виду, что в поле внимания клиента в данный момент находятся его взаимоотношения с другими людьми или объектами, все, кроме самого клиента и психолога-консультанта.
II. Внимание на межличностном: клиент – консультант. В поле внимания клиента находятся его взаимоотношения со специалистом, оказывающим воздействие. Дж. Бьюдженталь [2001, с.135] указывает здесь на два полюса, создающих диапазон степеней свободы: интимность или конфликт. И то, и другое вызывает у клиентов тревогу, с которой они пытаются справиться либо нападками на консультанта, либо погружением в зависимость от него, чему соответствуют требования постоянного руководства, уговоров, решений.
III. Внимание на интрапсихическом.Речь здесь идет об анализе того, как клиент структурирует свою идентичность и природу мира, в котором он живет; исследовании его системы конструктов «я-и-мир». Что клиент чувствует в данный момент, что его заботит в данный момент, почему он хочет себя вести так, а не иначе. Каковы его типичные формы поведения, реагирования на разные аспекты ситуаций, в которые он попадает. С точки зрения Дж. Бьюдженталя [2001, с.138], наиболее фундаментальные личностные изменения происходят именно на этом полюсе внимания субъекта.
IV. Внимание на специалисте, оказывающем воздействие. Речь идет о ситуации, когда персона консультанта или психотерапевта стала для клиента на первый план, составляет его заботу прежде всего.
8. Соотношение объективации и субъективного.
10.
Речь здесь идет о том, насколько клиент в диалоге готов взять ответственность за собственную жизнь на себя, насколько он не дистанцируется от своих проблем, ощущает свое авторство и силу, необходимую для изменений. Это выражается в формах, которые использует клиент для описания своей заботы – тех проблем, жалоб, вопросов, которые привели его в консультацию. Дж. Бьюдженталь [2001, с.148] описал эти формы или, иными словами, паттерны (образцы) представления своей заботы клиентами, расположив их в порядке нарастания субъективности, то есть готовности взять ответственность на себя, нарастания того уровня анализа, на котором более всего возможны личностные изменения:
1. Паттерны, объективирующие заботу.Под объективацией здесь имеется в виду постановка себя в позицию стороннего наблюдателя, человека, который не имеет возможности что-либо сделать со своей заботой. В этой группе представлены следующие образцы поведения:
a) Называние. Любой проблеме клиента можно присвоить каталожное имя – нерешительность, одиночество, депрессия. Процесс называния делает проблему предметом обсуждения, отодвигает ее. Часто при этом кажется, что тот, кто страдает от той же проблемы, страдает точно так же, страдание больше не кажется уникальным. Подчас название вообще отрывается от своей основы в процессе консультирования и начинает жить своей самостоятельной жизнью.
b) Описание. Это когда клиент не называет свою проблему, а начинает описывать ее характеристики по сравнению с каким либо иным известным ему состоянием. При этом предполагается, что любой другой человек, имеющий такие затруднения, опишет ее точно так же. Человек очень мало внимания уделяет своему личностному, уникальному переживанию проблемы, что означает потерю способности повлиять на состояние.
c) Оценивание. Человек приписывает своей проблеме некоторые свойства. Например, когда клиент говорит, что это делает его таким несчастным. Здесь проблеме придается некоторая власть.
2. Паттерны с тенденцией к объективации:
a) Функциональное ассоциирование. Имеется в виду ситуация, когда человек начинает рассуждать о том, как другие люди справляются с подобного рода проблемами. Почему у других людей подобные проблемы не вызывают страданий, а у него они вызывают. Человек заинтересован фактом существования индивидуальных различий в реагировании на подобного рода ситуации.
b) Причинное или аналитическое ассоциирование. Человек начинает рассуждать о причинах своих затруднений, исследовать свою уникальную историю. Здесь таится опасность развернутых каузальных построений, которые не могут вызвать заметных изменений в чувствах и поведении.
c) Детализация истории или жизненных событий. Предполагается, что силой обладает эпизод из прошлого, а не сам человек, который вспоминает этот эпизод. Человек ощущает себя жертвой происшествия, которое произошло давно. Осознание этого, как правило, недостаточно, чтобы вызвать изменения. Но, все-таки, это уже больший шаг на пути погружения в свою субъективность. Человек более погружается в свои эмоции, переживание, горе. Он уже менее отстранен от себя самого.
3. Паттерны с тенденцией к субъективности.Клиенты начинают в своем собственном опыте искать то, что поможет существенно изменить чувства, взгляды или действия. Сюда входят следующие образцы поведения:
a) Осознавание тела и ассоциирование. Человек начинает прислушиваться к голосу своего тела, сосредоточивает свое внимание на том, как он себя чувствует в данный момент. Есть ли в его теле напряжение, не нужно ли расслабиться, избавиться от него. Пытается понять, что он чувствует телом, а не разумом.
b) Описание снов и фантазий. При этом важно подмечать слова и образы, которые кажутся особенно мучительными для клиента, или которые произносятся так, что заставляют предположить их аффективную заряженность. Клиенту говорят об этом и просят позволить появиться любой реакции. Так клиент погружается в анализ себя, начинает работать на уровне истинной субъективности, если он не переходит к объективации как к механизму психологической защиты.
c) Эмоциональное ассоциирование. Человек осознает свою печаль и боль по поводу собственных проблем. Путь к этому лежит часто через лучшее осознавание потребностей своего тела. Другой путь – подробный рассказ об актуальных жизненных переживаниях.
d) Осознавание в процессе. Клиент самостоятельно или с помощью своевременных интерпретаций специалиста, оказывающего воздействие, осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо в процессе диалога. Например, он начинает осознавать свою нерешительность.
4. В основном субъективные паттерны.Здесь выделяются следующие образцы поведения:
a) Спонтанное фантазирование. Клиенту можно предложить не стараться о чем-то думать, просто открываться любым образам, которые приходят спонтанно. Необходимо позволить образу сформироваться, затем рассказать собеседнику. Дж. Бьюдженталь [2001, с.161] указывает на ряд случаев, в которых не следует обращаться к спонтанному фантазированию.
b) Свободные ассоциации. Клиент должен говорить все, что приходит в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных ограничений.
c) Поиск, ведомый заботой. Это развитие метода свободных ассоциаций. Клиент не может спонтанно говорить все, что приходит в голову. Для того, чтобы выбирать из множества возможностей, необходим критерий отбора. Эту функцию выполняет переживание заботы. Имеется в виду, что человек действительно заботится о каких-либо вопросах, что он готов вложить в это себя. Для эффективного поиска необходимы три вещи:
§ Клиент должен определить жизненный вопрос, который хочет исследовать более глубоко и полно, и подробно описать его консультанту (и делать это часто и много раз).
§ Во время этого описания клиент должен быть погружен в процесс настолько глубоко, насколько это возможно – оставаться на уровне критических обстоятельств столько, сколько сможет.
§ Клиент должен сохранять исследовательские ожидания, способность удивляться.
Полезны свободные ассоциации, которые возникают по ходу этого процесса.
9. Базовый подход к сопротивлению.
11.
Имеется в виду то, как специалист, оказывающий воздействие, работает с сопротивлением воздействию.
Сопротивление – это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной работе с клиентом, в работе, направленной на глубокие личностные изменения, сопротивление – это способы, с помощью которых клиент избегает состояния истинного субъективного присутствия – открытости и экспрессивности. Сопротивление проявляется в том, что клиент сопротивляется погружению в глубинную работу.
Зачастую практическому психологу приходится сталкиваться с тем, что имеют место серьезные «жизнеограничивающие» процессы, которые удерживают клиента от погружения в самого себя. Сопротивление для человека может быть типичной формой жизненного поведения. Человек часто выхолащивает мир до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным.
Дж. Бьюдженталь [2001, с.177] описывает следующие способы работы с сопротивлением:
I. Отслеживание. Психолог идентифицирует для себя одну, кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. Затем он снова и снова привлекает к этому паттерну внимание клиента.
II. Разъяснение эффектов сопротивления. Психолог не просто обращает внимание клиента на выделенный паттерн, но показывает клиенту, как он снижает его эмоциональную вовлеченность, концентрацию на субъективности. Мотивация сопротивления будет раскрыта на более поздних этапах.
III. Разъяснение случайности. По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления, имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием.
IV. Демонстрация альтернатив. Имеется в виду демонстрация альтернативного типичному поведения. Например, клиентке, которую смущение уводило от погружения в субъективность, рекомендуется задержаться на этом смущении, побыть в нем. Смущение начинает стимулировать в таком случае не уход от субъективности, а погружение в нее.
V. Разъяснение функций сопротивления. То есть показ той некоторой пользы, которую приносит клиенту сопротивление.
VI. Освобождение и перемещение. Клиент начинает сам идентифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задерживаться внутри него, с тем, чтобы, в некоторой степени, быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно работает. Получив возможность поиска ценности в сопротивлении, клиент начинает открывать в себе новые области.
VII. Понимание глубинной цели сопротивления. По мере того, как клиент знакомится с механизмами своих потребностей сопротивления, он учится видеть их как части самого себя, а не как чужеродные интроекты, осознает, что у него есть возможность выбора и более регулируемого контроля над их действием.
10. Забота как источник силы и направляющий фактор.
12.
Забота – название для комплекса чувств и отношений человека, всерьез задумавшегося о своей жизни и о том, какое течение она приняла. Дж. Бьюдженталь [2001, с.193] выделяет в заботе клиента четыре грани: боль, надежда, ориентация и внутренние обязательства. На практике все четыре подсистемы заботы одновременно и оптимальным образом работают редко. Если бы они работали как надо, никакая работа психолога была бы не нужна. Чаще всего проявляется более или менее ощутимо только боль. Дж. Бьюдженталь [2001, с.194] описал следующие возможные реакции специалиста, оказывающего воздействие, для того, чтобы использовать параметры заботы в работе с клиентом:
I. Понимание боли клиента.Консультант реально воспринимает боль клиента, чувствует ее всем телом, понимает ее власть над клиентом, то, как она мешает его полноценному функционированию, то, как он ее боится. Это делается для того, чтобы клиент не пошел по пути отрицания своей боли.
II. Понимание надежды клиента. Обращение к психологу уже свидетельствует, что у клиента есть некоторая надежда на то, что может стать лучше. Тем не менее, для многих клиентов характерно отрицание надежды, что является их защитным механизмом. Психологу, так или иначе, предстоит вступить в конфронтацию с этим отрицанием.
III. Мобилизация обязательств клиента.Клиента необходимо настроить на обязательства по отношению к своей проблеме или заботе. Речь идет о частоте встреч, о затратах, о необходимости прилагать усилия, выполнять то, что необходимо. Как это делать Дж. Бьюдженталь [2001, с.199-203] описывает достаточно подробно.
IV. Пробуждение внутренней ориентации.Речь идет о смене ориентации на изменения других на ориентацию на изменение себя, на анализ себя.
В заботе специалиста, оказывающего воздействие, Дж. Бьюдженталь [2001, с.208] описывает следующие четыре грани:
I. Потребности специалиста, оказывающего воздействие.Речь идет о потребности выполнять свою работу. Если, например, у психолога нет такой потребности, то он должен оставить работу. Одной из самых главных потребностей специалиста, которые можно удовлетворить в психологической работе, Дж. Бьюдженталь [2001, с.209 - 210] считает ощущение причастия к тому, что человек, с которым ты установил глубокие отношения, начинает жить заново, полнее реализует силы или же достигает большей внутренней умиротворенности.
II. Видение специалиста, оказывающего воздействие.Речь идет о том, что у психолога формируется в процессе работы ощущение или образ той личности, которая скрыта в клиенте. Это интуитивное представление о том, каким может стать клиент, если совместная работа будет максимально эффективной.
III. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие.То есть быть по-настоящему доступным и по настоящему экспрессивным. Признаком потери присутствия является ощущение скуки.
IV. Сензитивность специалиста, оказывающего воздействие.В развитой формесензитивность означает:
возможность различать такие оттенки чувств и смыслов, которые совершенно недоступны любым попыткам внешней фиксации;
делать такие выводы, которые до тонкости совпадают с переживаниями клиента и которые невозможно выразить словами;
так формулировать свои интервенции, чтобы они полностью совпадали с потребностями клиента, как актуальными и долговременными.
Такая сензитивность формируется благодаря:
1. Разнообразному жизненному опыту (часто горькому), существенно превышающему опыт среднего человека.
2. Обучению и супервизии.
Сензитивность является продуктом разнообразных человеческих контактов, открытости перед эстетической стороной жизни, близким знакомством с экзистенциальными условиями собственного существования. Возраст может порождать ригидность, которая противоположна сензитивности, и вообще, возраст – не гарантия развития.
11. Интенциональность и воодушевленность
13.
Инт