Коррекционные воздействия в классическом психоанализе

Термин «психодинамика» был введен в 1918г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с психодинамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».

Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты – причины этих нарушений. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации , связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации – путь решения этих конфликтов.

Описанная З. Фрейдом«История маленького Ганса» положила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанализа его развитие шло в основном в двух школах, различающихся по теоретическим взглядам и техникам практического приложения, – школы М. Клайн и классической ( или фрейдистской), между которыми существовало расхождение в понимания механизма трансфера – центрального процесса определяющего успех коррекционного воздействия.

Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте ( а впервые работы проводились с детьми в возрасте 4 – 5 лет) заставили представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1)игротерапия и 2)арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов. Ряд авторов показывают эффективность недирективной игротерапии и использование методик игрового психоанализа для работы с детьми, страдающими страхами, фобиями, расстройствами сна.

Психоаналитики предъявляют ряд требований как к маленьким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители должны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком.

В работах А. Фрейд, М. Малера, П. Нолбауэрасформулированы условия проведения детского психоанализа:

Ø Адаптация психоаналитической техники к возрасту;

Ø Терапевтический альянс не только «аналитик – пациент», как при работе со взрослыми, но и «аналитик –родитель»;

Ø Информационный альянс «родитель –аналитик» (постоянный обмен информации между ними).

Цели коррекции.Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении – помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счёт их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и как сдледствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники.В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а так же личность психолога.

Наши рекомендации