Процессы ретроактивного и проактивного торможения следов памяти

Вводные замечания. Запоминаемый материал в результате активной работы мышления перестраивается. Процессом, противоположным сохранению, является забывание. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Выделяют два направления тормозных влияний на имеющиеся или вновь создающиеся следы памяти: проактивное торможение действует вперед во времени, т.е. затрудняет, ухудшает заучивание некоторого последействующего материала, и ретроактивное торможение, которое действует назад во времени, т.е. ухудшает воспроизведение ранее заученного материала в результате запечатления в памяти некоторого нового мнемического материала.

Процессы памяти представляют собой непрерывное и сложное взаимодействие старых и новых, новых и старых следов. Интенсивность взаимодействия тормозных влияний двух смежных во времени деятельностей тем выше, чем более схожими являются эти деятельности. Тормозные влияния тем сильнее, чем более сложной является деятельность.

Цель работы. Исследование некоторых закономерностей ретроактивного и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов.

Ход работы. Работа осуществляется в группе. Экспериментатор зачитывает материал, подлежащий заучиванию на слух.

Последовательно и без значительных пауз заучиваются следующие ряды:

1-й 53 27 84 36 47 91 72 69 15 34;

2-й рыба совок нога власть песок окно кофта завод пиры чулки;

3-й 61 43 18 39 56 25 74 82 97 38.

После заучивания первого ряда всеми испытуемыми заучивается второй ряд - слова. По окончании его заучивания испытуемым предлагается вспомнить первый ряд, затем снова - второй. Далее заучивается третий ряд и предлагается вспоминать сначала первый, затем второй и, наконец, третий ряд.

Инструкция испытуемым. Для исследования процесса заучивания Вам будет зачитан ряд из десяти двузначных чисел (или слов), который вы должны запомнить как можно быстрее и точнее. После прочтения всего ряда, вспоминайте и записывайте в строчку то, что запомнилось. Перегнув лист, закройте написанное и слушайте повторное чтение запоминаемого ряда. Снова воспроизведите и продолжайте запоминать и воспроизводить материал, пока не будете абсолютно уверены в том, что он заучен. Если вы уже заучили числа и слова в предложенном порядке, то спокойно поднимите руку, прекратив записывать, сохраняйте заученное в памяти. Заучивание прекращается, когда все испытуемые выполнили задание.

Обработка результатов.1. Подсчитать число повторений, необходимых для заучивания до первого правильного воспроизведения каждого из трех рядов..

2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов) в соответствующей пробе.

3. Определить какой вид торможения - ретро- или проактивное выявлен в ходе опыта.

Анализ результатов.1. Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и третьего ряда (возможно проактивное торможение).

2. Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (выявление осмысленности).

3. Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опытам.

4. Проанализировать динамику ошибок, сопоставить эти кривые заучивания с кривыми, построенными по величинам объема запоминания.

Вывод. 1. Сделать вывод о наличии или отсутствии ретроактивного и проактивного торможения.

2. Сделать вывод о зависимости силы торможения от характера взаимодействующих рядов.

Литература

1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие . М., Просвещение, 1991. С.59-70.

2. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., Просвещение, 1979. С.51-58.

МЫШЛЕНИЕ

Лабораторная работа № 10

Влияние прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)

Вводные замечания. Исследования показывают, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М.Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей.

В определенных условиях, когда человек может в процессе обучения и практической деятельности усваивать лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружиться ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы "вязкость" мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях. Из трех видов ригидности - когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной в данной лабораторной работе исследуется когнитивная ригидность.

Цель работы. выявление ригидности мыслительных процессов в ходе сравнения результатов решения однотипных задач.

Оборудование. бланк протокола, бланк с десятью задачами каждый, секундомер.

Ход работы. Испытуемые получают бланк с задачами, которые они должны решать в строгой последовательности. Прямо на бланке они записывают последовательность арифметических действий, использованных для решения каждой задачи. На каждое решение отводится 2 минуты.

Бланк с задачами

№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л - используя их как отмерить с 10 л?

№ 2. Даны три сосуда 37, 24 и 2 л - как отмерить 9 л?

№ 3. Даны три сосуда 39, 22 и 2 л - как отмерить 13 л?

№ 4. Даны три сосуда 38, 25 и 2 л - как отмерить 9 л?

№ 5. Даны три сосуда 29, 14 и 2 л - как отмерить 11л?

№ 6. Даны три сосуда 28, 14 и 2 л - как отмерить 10 л?

№ 7. Даны три сосуда 26, 10 и 3 л - как отмерить 10 л?

№ 8. Даны три сосуда 27, 12 и 3 л - как отмерить 9 л?

№ 9. Даны три сосуда 30, 12 и 3 л - как отмерить 15 л?

№ 10.Даны три сосуда 28, 7 и 5 л - как отмерить 12 л?

Анализ результатов и выводы.1. Если испытуемый быстро (без подсказок) понял и решал задачи установленным способом - из большего объема вычитал меньшее, то выработку установки считают оптимальной. Если менял способы решения, давались подсказки для первых пяти задач, то выработка установки шла с затруднениями.

2. Степень чувствительности к установке определяют по задачам № 6 и № 7. Если из большей величины вычиталась меньшая, то степень чувствительности к установке высокая и, наобоpот, если использован дpугой способ, то степень чувствительности низкая.

3. Особенности фиксации установки опpеделяются по способу pешения задач № 8 и № 9. Если обе задачи решены установленным способом, то установка фиксированная, а степень фиксации высокая.

4. Ригидность или гибкость мышления определяется по решению задачи № 10. Задача имеет одно неустановочное решение 7+5=12. Если задача решена именно так, то мышление гибкое, то есть испытуемый смог переориентироваться на поиск нового неустановочного способа решения.

Лабораторная работа № 11

Наши рекомендации