Семинар № 2. Теории порождения и восприятия речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории порождения речи на грамматическом уровне.

2. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом.

3. Модель непосредственных составляющих.

4. Трансформационная модель И. Хомского.

5. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.).

Литература

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.

2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Изд-во Тривола, 1996. – 600 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Семинар № 3. Проблема исследования внимания в психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Разделение сознания на фокальную и периферическую области в субъективном опыте (характеристики содержания фокальной области сознания: ясность и отчетливость восприятия внешних объектов, острота и действенность содержаний сознания, эмоционально теплая окраска фокальной области сознания).

2. Различные состояния внимания и особенности переживаний, сопровождающих их: концентрация и абсорбция, "опыт потока",

3. Позитивное и негативное влияние внимания на деятельность, общение и состояние субъекта: феномен смыслового пресыщения, утомление, позитивные и негативные последствия концентрации на задаче и телесных ощущениях,

4. Невнимание и его причины. 1. Рассеянность, вызванная усталостью, бессонницей, головной боли, монотонной и однообразной деятельностью, сонливостью. 2. Мнимая рассеянность как следствие глубокой внутренней концентрации. Поэтическая и профессорская рассеянность. 3. Рассеянность как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. 4. Старческая рассеянность. Направленное невнимание.

5. Внешние проявления внимания.

6. Проблема соотношения внимания и других психических процессов.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – С. 11-48, 247-298.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд-во Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976

Семинар № 4. Свойства внимания и их экспериментальные исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.

2. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

3. Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на различные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Семинар № 5. Теории внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание как процесс апперцепции.

2. Внимание как отбор информации. У.Джемс о селективности внимания. Опыты К. Черри.

3. Внимание как перцептивное действие.

4. Внимание и моторное действие. Внимание как управление действием.

5. Внимание и деятельность.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Семинар № 6. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории ранней селекции. Модель ранней селекции Д. Бродбендта. Модель ранней селекции Э. Трейсман.

2. Теории поздней селекции. Модель поздней селекции Д Дойч и А. Дойч. Теория Д. Норманна.

3. Теории гибкой и множественной селекции. Развитие модели ранней селекции. Развитие идеи поздней селекции. Возникновение и развитие идеи гибкой и множественной селекции.

4. Внимание как умственное усилие.

5. Общее представление о метавнимании.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Наши рекомендации