Семинар № 2. Теории порождения и восприятия речи.
Вопросы для обсуждения:
1. Теории порождения речи на грамматическом уровне.
2. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом.
3. Модель непосредственных составляющих.
4. Трансформационная модель И. Хомского.
5. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.).
Литература
1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.
2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Изд-во Тривола, 1996. – 600 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 3. Проблема исследования внимания в психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Разделение сознания на фокальную и периферическую области в субъективном опыте (характеристики содержания фокальной области сознания: ясность и отчетливость восприятия внешних объектов, острота и действенность содержаний сознания, эмоционально теплая окраска фокальной области сознания).
2. Различные состояния внимания и особенности переживаний, сопровождающих их: концентрация и абсорбция, "опыт потока",
3. Позитивное и негативное влияние внимания на деятельность, общение и состояние субъекта: феномен смыслового пресыщения, утомление, позитивные и негативные последствия концентрации на задаче и телесных ощущениях,
4. Невнимание и его причины. 1. Рассеянность, вызванная усталостью, бессонницей, головной боли, монотонной и однообразной деятельностью, сонливостью. 2. Мнимая рассеянность как следствие глубокой внутренней концентрации. Поэтическая и профессорская рассеянность. 3. Рассеянность как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. 4. Старческая рассеянность. Направленное невнимание.
5. Внешние проявления внимания.
6. Проблема соотношения внимания и других психических процессов.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – С. 11-48, 247-298.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд-во Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976
Семинар № 4. Свойства внимания и их экспериментальные исследования.
Вопросы для обсуждения:
1. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.
2. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.
3. Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на различные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 5. Теории внимания.
Вопросы для обсуждения:
1. Внимание как процесс апперцепции.
2. Внимание как отбор информации. У.Джемс о селективности внимания. Опыты К. Черри.
3. Внимание как перцептивное действие.
4. Внимание и моторное действие. Внимание как управление действием.
5. Внимание и деятельность.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 6. Исследования внимания в когнитивной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Теории ранней селекции. Модель ранней селекции Д. Бродбендта. Модель ранней селекции Э. Трейсман.
2. Теории поздней селекции. Модель поздней селекции Д Дойч и А. Дойч. Теория Д. Норманна.
3. Теории гибкой и множественной селекции. Развитие модели ранней селекции. Развитие идеи поздней селекции. Возникновение и развитие идеи гибкой и множественной селекции.
4. Внимание как умственное усилие.
5. Общее представление о метавнимании.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.