Ощущения как способ познания действительности. Способы измерения и оценки чувствительности.

Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория установки Д. Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Виды памяти

По характеру целей деятельности память бывает:

Непроизвольная - память, которая запоминает информацию сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности или в ходе работы над информацией. Такой вид памяти сильно развит в детстве, у взрослых он ослабевает.

Произвольная - память, которая запоминает информацию целенаправленно с помощью специальных приемов.

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие, так как память основывается на повторении материала без его осмысливания.

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая). Эффективность этого способа в несколько раз выше и лучше, чем механическое дословное многократное повторение.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память бывает:

Двигательная - память, которая имеет способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает очень рано.

Образная - память, которая имеет возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией.

Эмоциональная - память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Вербальная(словесно-логическая или семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. Эта память, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.). Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.

По продолжительности закрепления и сохранения информации память бывает:

Кратковременная - запоминание информации происходит на несколько минут. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии повторения. Кратковременная память ограничена по объему, то есть в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации[1, стр.161]. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная- это память, которая обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

а) Долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

б) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности[1, стр.161].

Промежуточная память - память, которая обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и действиях

Существует четыре, так называемых «чистых» типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная (память тела) и эмоциональная.

Ощущения как способ познания действительности. Способы измерения и оценки чувствительности.

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного орга­низма, возникающий при непосредственном воздействии их на ре­цепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Чувствительность и ее измерение

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем более слабые раздражители могут вызвать ощущение, т. е. чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия, тем больше абсолютная чувствительность. Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Необходимым условием отчетливого осознания воздействующего на нас свойства предмета является передача возбуждения из корковой части того анализатора, на который действует раздражитель, в корковые клетки, участвующие в речевой деятельности. Только тогда мы сможем осознать действующий раздражитель, словесно его обозначить и, если необходимо, сообщить о нем другому лицу. В некоторых случаях возбуждение, захватывая корковые клетки данного анализатора, не передается в клетки, связанные со словесными раздражениями. Тогда действующий раздражитель не сознается нами. Однако и в этом случае он, как показали опыты Гершуни, может вызвать у нас некоторые реакции. Так, звуковой раздражитель, лежащий ниже порога ощущения, не приводя к словесной реакции, может вызывать, например, расширение зрачков, сужение кровеносных сосудов и другие реакции.

Существует несколько способов определения порогов ощущений. В качестве примера опишем один из них — метод минимальных изменений. В этом случае слабый раздражитель плавно или небольшими ступенями изменяют до тех пор, пака не обнаружится та или иная реакция на появление или исчезновение раздражителя. Путем постепенного увеличения раздражителя определяется порог появления реакции. При уменьшении величины раздражителя регистрируется момент прекращения действия раздражителя, т. е. определяется порог исчезновения реакции. Величина абсолютного порога есть среднее арифметическое между двумя этими порогами.

Измеряя порог ощущения, надо учитывать продолжительность действия раздражителя, так как в зависимости от нее энергия, поступающая на рецептор, меняется. При кратковременных раздражениях интенсивность раздражителя, впервые вызывающего ощущение, должна быть тем больше, чем меньше время его действия на рецептор. При определенном увеличении времени (для зрения это около 3 секунд) интенсивность, необходимая для возникновения ощущения, практически не зависит от времени действия раздражителя.

Существенное влияние на порог ощущения оказывает площадь раздражения. Опыты показали, что для кожи, сетчатки глаза и других органов чувств увеличение площади раздражения позволяет уменьшить интенсивность порогового раздражителя. Однако при большой площади раздражения ее дальнейшее увеличение практически перестает влиять на порог ощущения. Площадь раздражения и его интенсивность могут, следовательно, в известных пределах компенсировать друг друга.

При благоприятных условиях абсолютная чувствительность органов чувств может достигнуть поразительно высок о.й степени. С. И. Вавилов, экспериментально исследуя восприятие коротких вспышек света пороговой интенсивности, нашел, что глаз человека может реагировать всего на 7—8 квантов световой энергии (квант света или фотон — мельчайшая порция световой энергии, которая характеризует процесс излучения и поглощения света). Другие исследователи, применявшие метод Вавилова, установили, что глаз может реагировать всего на 2 кванта световой энергии. Это значит, что при условии прозрачной атмосферы глаз может воспринимать источник света, равный тысячным долям свечи, на расстоянии одного километра. Чтобы нагреть 1 грамм воды на ГС пороговой интенсивностью светового раздражителя, падающего на зрачок, эту энергию потребовалось бы накапливать в течение 60 миллионов лет.

Значительное влияние на величину порога оказывает исходный уровень возбуждения в анализаторе. В условиях яркого дневного освещения мы не видим на небе звезд, но отчетливо видим их в темноте. При шуме движущегося поезда мы не слышим обращенную к нам шепотную, речь.

Французский физик Бугер показал, что отношение впервые замечаемого изменения яркости света к исходному ее уровню остается величиной постоянной, в то время как по абсолютной величине прирост яркости меняется. Мы замечаем, следовательно, не разность яркостей, а ее отношение к первоначальной яркости. В первой половине XIX века немецкий физиолог Вебер, исследуя ощущение тяжести, также пришел к выводу, что, «сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, но отношение различия к величине сравниваемых объектов». Равным образом и изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 люксов, то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 люкса. Если же освещенность составляет 1000 люксов, то прибавка должна составлять не менее 10 люксов. То же самое относится к слуховым, двигательным и другим ощущениям.

Отношение прироста раздражителя к исходному фону, необходимое для определения минимального различия между ними, в широких пределах остается величиной постоянной, составляя для зрения 1/100, для слуха 1/10, для проприоцепторов1/3. Это отношение называется разностным порогом, или порогом различения. Порог различения для каждого органа чувств есть постоянная относительная величина, показывающая, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к ней, чтобы получить едва заметное изменение ощущения.

Чувствительность к различению, или разностная чувствительность, подобно абсолютной чувствительности, характеризуется величиной, обратно пропорциональной разностному порогу.

Немецкий ученый Фехнер, исходя из опытов Вебера, сделал допущение, что едва заметный прирост раздражителя (разностный порог) является единицей ощущения и что, следовательно, величину любого ощущения можно характеризовать суммой всех порогов в пределах от абсолютного порога до уровня действующего раздражителя. Применяя исчисление бесконечно малых, Фехнер пришел к выводу, что величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздражителя (закон Фехнера).

Закон Фехнера выведен из предположения, что разностный порог остается величиной постоянной, не зависящей от интенсивности исходного раздражителя. Однако, как было указано, это не соответствует действительности. Поэтому закон Фехнера справедлив лишь для средних интенсивностей и передает лишь общую тенденцию более медленного роста ощущения по сравнению с ростом раздражителя.

10. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Сенсорная организация человека — этот термин впервые был предложен Ананьевым в 1960 г. По мнению ученого, сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям исторической природы человека и к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубинными слоями структуры человеческого развития и личности. В этом свете широко распространенное и в настоящее время представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к личности, является устаревшим.

В структуру сенсорной организации включается система постоянных межанализаторных связей, общий состав чувственного отражения. Определяющими для формирования сенсорной организации являются среда обитания, образ жизни и способ жизнедеятельности. Эти факторы обусловливают соотношение видов рецепции в данной сенсорной организации, определяют ее ядро, то есть группы анализаторов, специфичные для данной среды обитания. У рыб, например, такое ядро составляют орган боковой линии и хеморецепция. У обезьян кинестезия, зачатки активного осязания и зрение образуют сенсорную ось. Выделение ведущих органов чувств, составляющих сенсорную ось у животных, определяется видовой принадлежностью. У человека — индивидуальными особенностями, прежде всего характеристиками чувствительности, а также особенностями деятельности. В связи с этим, необходимо выделить такое свойство сенсорной организации, как сенситивность — уровень чувствительности анализаторов.

Уровень сенситивности и ведущие анализаторные системы определяют индивидуальные особенности человека. Структура сенсорной организации человека является условием успешной социализации. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность существенно связано с сенсорной организацией. Кроме того, сенсорная организация лежит в основе формирования способностей человека к различным видам деятельности. Знание и учет ведущей анализаторной системы очень важны при общении людей, организации обучения, так как несовпадение способов подачи информации и ее приема существенно затрудняет взаимодействие людей и понимание. Известно, что большая часть учителей, например, предпочитает зрительную подачу информации. При этом дети, у которых ведущей сенсорной системой является слуховая или кинестетическая, могут испытывать существенные трудности.

12. Основные свойства восприятия. Проявления свойств восприятия в иллюзиях различных видов.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства:

1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

§ объединение разных элементов в целом;

§ независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

13. Общая характеристика внимания. Вклад различных психологических теорий и современное понимание внимания.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Наши рекомендации