Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Базовые понятия:

Познавательные психические процессы - ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чувственное познание - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Логическое познание - ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ощущения - _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Восприятие - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Память - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мышление - _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Речь - ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Воображение - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Внимание - ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 4 часа, сам. работа. – 6 часов):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Психологическая характеристика восприятия. Виды и свойства восприятий. Иллюзии восприятия. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Компенсации в области ощущений и восприятий. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 4. Общая характеристика памяти. Теории памяти. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 5. Процессы памяти. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 6. Виды памяти. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 7. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Качества ума. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 8. Взаимосвязь мышления и речи. Функции речи. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 9. Основные формы мышления. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 10. Мыслительные операции. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 11. Мышление как процесс решения задач. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 12. Общая характеристика воображения и его виды. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 13. Основные приемы создания образов воображения. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 14. Психологическая характеристика внимания, его виды. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 15. Основные свойства внимания. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:





1.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

4.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.1, 2 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5.Лях, Т.И. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6.Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7.Общая психология: Учебник для студентов пед ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

8.Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2007. – (Серия «Мастера психологии»).

10.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11.Хрестоматия по вниманию – М.: Изд-во МГУ, 1979.

12.Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

13.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА - student2.ru Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Получение первичных образов обеспечивают…

а) процессы мышления

б) сенсорно-перцептивные процессы

в) процесс воображения

г) процессы представления

2. Сквозным психическим процессом считается

а) внимание

б) восприятие

в) воображение

г) мышление

3. Чувственное познание не осуществляется с помощью…

а) мышления

б) ощущений

в) восприятия

г) представлений

4. Отражение предметов и явлений действительности в совокупности их свойств, т.е. в образах, при их непосредственном воздействии на органы чувств человека – это…

а) ощущение

б) восприятие

в) представление

г) внимание

5. Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития – это…

а) память

б) восприятие

в) мышление

г) внимание

6. Форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении данных нашего опыта – это…

а) воображение

б) восприятие

в) память

г) внимание

7. Принцип специфической энергии органов чувств выделил…

а) В.М. Бехтерев

б) Дж. Беркли

в) И. Мюллер

г) К. Юнг

8. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется…

а) анализатором

б) проводящим нервным путем

в) рецептором

г) рецепцией

9. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются…

а) афферентными

б) эфферентными

в) эффективными

г) аффективными

10. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются…

а) проприоцептивными

б) интероцептивными

в) экстероцептивными

г) внутренними

11. К экстерорецептивным относятся ощущения…

а) органические

б) зрительные

в) вибрационные

г) температурные

12. Ощущения, обеспечивающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции, называются…

а) интероцептивными

б) проприоцептивными

в) экстероцептивными

г) контактными

13. К основным свойствам ощущений не относится…

а) качество

б) интенсивность

в) длительность

г) объем

14. К основным свойствам восприятия относится…

а) объем

б) качество

в) длительность

г) предметность

15. Ошибочное восприятие реальных вещей или явлений называется…

а) иллюзией

б) галлюцинацией

в) сенсибилизацией

г) бредом

16. Основанием разделения восприятия на восприятие пространства, времени и движения служит…

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) целенаправленность характера деятельности субъекта

17. Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал …

а) В.М. Бехтерев

б) Л.С. Выготский

в) П.И. Зинченко

г) А.Р. Лурия

18. К основным процессам памяти относятся…

а) запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

б) запоминание, обобщение, сохранение, воспроизведение

в) запоминание, воспроизведение, забывание, обобщение

г) анализ, запоминание, сохранение, забывание

19. Генетически первичной считается память…

а) двигательная

б) эмоциональная

в) образная

г) вербальная

20. Наиболее активное воспроизведение, которое связано с напряжением и требует определенных волевых усилий называется…

а) узнаванием

б) произвольным воспроизведением

в) непроизвольным воспроизведением

г) припоминанием

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…

а) кратковременной

б) долговременной

в) оперативной

г) мегавременной

22. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов – это…

а) понятие

б) рассуждение

в) суждение

г) умозаключение

23. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется…

а) индукцией

б) дедукцией

в) понятием

г) суждением

24. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам называется…

а) анализом

б) синтезом

в) обобщением

г) конкретизацией

25. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления…

а) индуктивного

б) словесно-логического

в) наглядно-действенного

г) наглядно-образного

26. Практическое мышление направлено на…

а) нахождение общих закономерностей

б) решение практических задач

в) выявление законов

г) установление причинно-следственных связей

27. К качествам ума не относится…

а) форма

б) широта

в) глубина

г) быстрота

28. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…

а) произвольным

б) непроизвольным

в) послепроизвольным

г) зрительным

29. К основным свойствам внимания не относится…

а) устойчивость

б) концентрация

в) качество

г) объем

30. «Склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей называется…

а) гиперболизацией

б) схематизацией

в) типизацией

г) агглютинацией

Наши рекомендации