ПО КУРСУ “Психолого-педагогическая диагностика”.

1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность.

2. Источники психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины. Современное состояние психодиагностики.

3. Основные виды психодиагностических обследований (кратковременное обследование и лонгитюдное изучение личности и группы разными методами).

4. Классификация психодиагностических методов, их характеристика и психологическое обследование. Методология диагностик: понятие метода, методики, теста.

5. Психометрические основания психодиагностики.

6. Надежность и ее характеристика. Особенности выявления надежности метода.

7. Валидность и ее характеристика. Особенности выявления валидности методики.

8. Репрезентативность и ее свойства. Определение репрезентативности метода.

9. Достоверность и стандартизация методов и методик.

10. Тесты, их разновидность и предназначение. Требования к пользователям.

11. Основные виды опросных методов в психодиагностике и этические принципы их использования.

12. Обоснование проективного метода. Преимущества и недостатки проективных методик.

13. Планирование психодиагностического обследования.

14. Психодиагностическое обследование и его основные этапы: сбор данных, переработка и интерпретация данных, диагноз и прогноз.

15. Особенности психодиагностики компьютерными и “ручными” методами.

16. Изучение детских графических проявлений.

17. Интерпретация диагностических данных и их синтез.

18. Психодиагностические средства.

19. Психологическое заключение и особенности его составления. Психолого-педагогическая характеристика.

20. Признаки и показатели. Их соотношение и содержание.

21. Требования к психодиагностическим методикам.

22. Требования, предъявляемые к профессиональным психологам. Основные принципы профессионально-этического стандарта.

23. Требования к использованию ЭВМ в психодиагностике.

24. Особенности использования и проведения наблюдения в психодиагностических целях.

25. Принципы построения комплексного психологического портрета личности.

26. Психолого- педагогическое обследование ребенка младенческого возраста. Психолого- педагогическая характеристика младенца. Особенности использования диагностических методов и методик.

27. Психолого- педагогическое обследование детей раннего возраста. Психолого- педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности использования психодиагностических методов и методик.

28. Психолого- педагогическое обследование детей дошкольного возраста. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Особенности использования психодиагностических методов и методик.

29. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Критерии готовности к обучению в школе детей с проблемами в развитии. Особенности проведения психодиагностики готовности детей к школьному обучению.

30. Психодиагностика младшего школьного возраста. Особенности использования психодиагностических методов и методик.

31. Психодиагностика подросткового возраста. Особенности использования психодиагностических методик.

32. Психодиагностика юношеского возраста. Особенности использования психодиагностических методик.

33. Психодиагностика внимания.

34. Психодиагностика мышления.

35. Психодиагностика памяти.

36. Психодиагностика воображения.

37. Психодиагностика мышления.

38. Психодиагностика способностей.

39. Психодиагностика самосознания.

40. Психодиагностика межличностных отношений.

41. Изучение детских графических проявлений.

42. Сравнительная характеристика методов диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний.

43. Использование эксперимента в целях диагностики личностных качеств.

44. Особенности построения, проведения и обработки результатов психосемантических методов.

45. Возможности комплектования психодиагностических батарей.

46. Психодиагностика одаренности и способностей личности и интерпретация результатов.

47. Свойства личности как предмет психодиагностического обследования.

48. Психодиагностика профотбора и профессиональной пригодности работника.

49. Диагностика умственного развития и общих способностей.

50. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогическо-психологическом консультировании.

51. Изучение и диагностика креативности.

52. Диагностика умственного развития и общих способностей.

53. Возникновение психологического тестирования. Стандартизация тестов.

54. Диагностика специальных способностей. Тесты специальных способностей и достижений

55. Диагностика психофизиологических особенностей человека.

56. Групповое тестирование и экспресс – тесты.

57. Классификация психодиагностических методик.

58. Корреляционный анализ и психодиагностика.

59. Корреляционный и факторный анализ.

60. Протокол обследования ребенка.

61. Характеристика комплексного обследования человека.

62. Анализ продуктов деятельности как метод психологической диагностики.63. Репертуарные методы: специфика, способы построения, сферы применения.64. Показатели качества диагностических процедур.

Примечание: в экзаменационных билетах третьим вопросом обязательно раскрывается содержание и основные методологические аспекты конкретной методики.

Практическая часть:Ø Методика диагностики словесно- логического мышления.Ø Методы диагностики внимания.Ø Тест структуры интеллекта Векслера: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Тест цветовых выборов Люшера: структура построения, сферы применения.Ø Методика <Разрезные фигуры>.Ø Методы диагностики памяти.Ø Проективные рисуночные тесты.Ø Методика <Установление последовательности событий>.Ø Тест на фрустрацию Розенцвейга: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Методики для исследования субъективных межличностных отношений ребенка.Ø Методика <Исключение предметов>.Ø Методика исследования прогностической деятельности.Ø Методика <Классификация предметов>.Ø Методика <Несуществующее животное>.Ø Методика <Рисунок семьи>.Ø Прогрессивные матрицы Равена: структура построения, сферы применения.Ø Личностные опросники: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Проективные методы: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Диагностическое интервью: структура построения, сферы применения.Ø Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву.Ø Анализ продуктов деятельности как метод психологической диагностики.Ø Тесты достижений: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Репертуарные методы: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Тесты интеллекта: специфика, способы построения, сферы применения.Ø Школьный тест умственного развития (ШТУР).Ø Тест Р. Амтхауэра.Ø Методика диагностики силы и лабильности нервной системы человека.

UIII. Содержание тестовых заданий

и рекомендации к использованию тестов для контроля знаний

Тестовые контрольные вопросы могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового занятия.

Студенту предлагается ответить на 28 вопросов. На каждый вопрос даны варианты ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных.

Предлагаются следующие критерии оценок знаний:

90% правильных ответов - “отлично”;

70% правильных ответов – “хорошо”;

50% правильных ответов – “удовлетворительно”;

менее 50% правильных ответов – “неудовлетворительно”.

Примерные тестовые задания

1. Наука о конструировании методов измерения, классификации и ранжировании психологических и психофизиологических особенностях людей, а также использование этих методов в практических целях, называется . . .

а) психология;

б) психолого-педагогическая диагностика;

в) педагогическая психология.

2.Наука и практика постановки психологического диагноза, определяющая содержание основных методов, подходов и возможностей человека, требований к проведению исследований – есть …

а) социальная психология;

б) возрастная психология;

в) психолого-педагогическая диагностика;

г) психологическое прогнозирование.

3. Какая из отраслей психолого-педагогической диагностики направлена на опредление возможных нарушений и взаимодействия человека и болезни:

а) образовательная;

б) воспитательная;

в) профессиональная;

г) клиническая.

4.Психодиагностика в своем развитии в 20-30 гг. ХХ века понималась как:

а) тестология;

б) психофизиология;

в) психическое проектирование;

г) психопатология.

5. Автором культурно-исторической теории развития психики является:

а) Рубинштейн С.Л.

б) Леонтьев А.Н.

в) Выготский Л.С.

г) Эльконин Д.Б.

6. Кем впервые был введен термин психодиагностика, как наука и практика постановки психологического диагноза:

а) Роршах Г.;

б) Шмелев А.Г.;

в) Рубиншейн С.Л.

7.В каком году был обозначен термин «Психодиагностика», принадлежащий Г.Роршаху?

а) 1881 году;

б) 1900 году;

в) 1921 году;

г) 1951 году.

8.Как переводится с английского диагностика («dia» и «gnosis»)?

а) наука о душе;

б) знание о живом;

в) различительное знание.

9.В каком году принято было постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое привело к полному запрету использования тестов при обследовании детей:

а) 1921 году;

б) 1927 году;

в) 1930 году;

г) 1936 году.

10. Психолого-педагогическая диагностика - наука, разрабатывающая … выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.

Правильный вариант ответа: методы

11. С какими науками связана психолого-педагогическая диагностика:

а) психология;

б) зоология;

в) педагогика;

г) социология.

12.Закончите определение:

Психолого-педагогическая диагностика это раздел психолого-педагогических дисциплин, изучающий принципы, методические приемы, средства построения и применения диагностических процедур, позволяющих установить….

Правильный вариант ответа: диагноз

13. Соотнести определение психолого-педагогической диагностики и автора.

Дисциплина о методах классификации и ранжировании людей по психологическим и психофизическим признакам. Гуревич К.М
Наука и практика постановки психологического диагноза. Бодалев А.А. Столин В.В.
Наука о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной психологической информацией. Климов Е.А.
Наука, разрабатывающая и использующая разнообразные методы распознания индивидуальных психологических особенностей человека Шмелев А.Г.

14. Отрасль психолого-педагогической диагностики, которая широко использует разнообразные психолого-педагогические диагностики, предназначенные для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности) - ….. психодиагностика

Правильный вариант ответа: образовательная

15. Отрасль общей психолого-педагогическая диагностики, направлена на изучение индивидуально- психологических особенностей личности, оказывает существенное влияние на течение и исход болезни. - …..психодиагностика

Правильный вариант ответа: клиническая.

16. Отрасль общей психолого-педагогической диагностики, где используются диагностические методики, направленные на профориентацию и отбор персонала - …. психодиагностика

Правильный вариант ответа: профессиональная.

17. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был … , создавший инструмент для их измерения- тест.

а) Ф. Гальтон

б) Дж. Кеттелл

в) Т. Эббингауз

г) В. Вунд

18.Какой период в истории развития психолого-педагогической диагностики называют периодом клинических исследований?

а) начало Х1Х века;

б) конец Х1Х века;

в) начало ХХ века.

19.Объектом психолого-педагогической диагностики является:

а) сущность индивида, группы;

б) межличностные взаимоотношения между членами коллектива;

в) индивидуальные особенности и возможности человека.

20.Установите соответствие между автором и его научным трудом:

1. Ф Гальтон а) «Закон регрессии»
2. Дж. Кеттелл б) » «Умственный тест»
3. Л.С.Выготский в) «Учение о психологическом диагнозе»

Правильный вариант ответа: 1-а, 2-б, 3-в.

21. Метод исследования развития ребенка считающийся наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

а) опрос;

б) тестирование;

в) проективный метод;

г) эксперимент.

22. Установить соответствие между методом исследования и его содержанием:

Интроспекция наблюдение за самим собой
Проективные тесты совокупность рисуночных методик
Биографический метод особенности развития способностей (одаренность, талант, гениальность)
Лонгитюдный исследование испытуемого в течении длительного времени

23. Установить соответствие между психолого-педагогическим методом и его проявлением:

Естественный эксперимент исследование, проводимое в привычных испытуемого условиях
Лабораторный эксперимент исследование, проводимое в специально созданных условиях
Включенное наблюдение психолог (педагог) является непосредственным участником

24. Метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, которые проявляются в деятельности и поведении индивида, с обязательной их систематизацией называется …

а) эксперимент;

б) анкетирование;

в) наблюдение.

25. Метод сбора информации путем установления контактов с объектом исследования, называется:

А) наблюдение;

Б) анкетирование;

В) опрос.

26.Методический инструментарий, используемый для выяснения конкретной психолого-педагогической проблемы есть - ….

Правильный вариант ответа: средство.

27. Установите соответствие:

1. Объективный подход а) диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) способа выполнения действий
2. Субъективный подход б) диагностика осуществляется на основе сведений о себе, самооценивания особенностей личности, поведения в той или иной ситуации.
3. Проективный подход в)диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным материалом

Правильный ответ: 1-а; 2-б; 3-в.

28. Внутри каждого подхода могут быть выделены группы однородных методик. Соотнесите подходы и относящиеся к ним методики:

1. Объективный подход а) тесты интеллекта; б) тесты способностей; в) тесты достижений;
2. Субъективный подход г) личностные опросники;
3. Проективный подход д) моторно-экспрессивные методики; е) перцептивно-структурные методики; ж) апперцептивно-динамические методики.

29. Классификация тестов на входной, текущий, рубежный контроль и итоговый производится основываясь на:

а) цели;

б) результаты;

в) способу предъявления.

30. Выделяют типы диагностических методик по своему качеству (выберите правильные ответы):

а) формализованные методики;

б) малоформализованные методики;

в) проективные техники;

г) психофизиологические методики.

31. Какие из представленных методик включены в понятие «малоформализованные» методики:

а) метод наблюдения;

б) проективная техника;

в) беседа;

г) анализ продуктов деятельности;

д) опросники.

32. Установите соответствие между принципами проведения исследования и их характеристиками:

1. Объективность а) Необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей полученной информации.
2. Точность б) четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки испытуемым.
3. Тщательность в) детальное планирование каждого этапа исследования и качественное выполнение всех операций.

Правильный вариант ответа: 1 а, 2-б, 3-в.

33. Требование к психодиагностическим методикам, которое отражает характеристику качества методики и указывает на степень соотношения научной информации к диагностическому свойству – есть:

а) точность;

б) надежность;

в) валидность;

г) дискриминативность.

34. Сколько этапов предполагает психолого-педагогическое исследование?

а) 7;

б) 8;

в) 10.

35. Понятие … широко используется в разных областях науки, т.к. задача распознавания тех или иных явлений не считается прерогативой только медицины.

Правильный вариант ответа: диагноз.

36. Теоретическая система психологического диагноза, предложенная Я. Рейковским, предлагает различать общий аспект: … (скорость, адекватность действий) и…, т.е. характеристики, выражающие отношение субъекта к действиям.

Правильный вариант ответа: инструментальный и аспект отношений.

36. Конечный результат деятельности психолога и педагога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуальных особенностей личности с целью прогноза дальнейшего развития, разработкой рекомендаций есть …

а) психолого-педагогический диагноз;

б) медицинский диагноз;

в) клинико-психологический диагноз;

г) функциональный диагноз.

37.Специфические средства, позволяющие установить психолого-педагогический диагноз в соответствии с проблемой:

а) психологический тест;

б) диагностика;

в) педагогический тест;

г) диагностические методики.

38. Сколько этапов предполагает процедура разработки тестов:

а) 5;

б) 4;

в) 3.

39. Краткие, стандартизированные, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми называются:

а) методика;

б) норма;

в) тест.

40. Психолого-педагогический тест-это:

а) разновидность метода эксперимента;

б) метод, направленный на измерение психологических функций;

в) вид наблюдения;

г) метод моделирования.

41.Выберите из предложенных тесты, предназначенные для исследования взрослых, имеющие детские аналоги:

а) Кеттелл;

б) Айзенк;

в) Векслер;

г) Люшер;

д) ММРI

Е) Розенцвейг.

42. Первым исследователем, использовавшим в экспериментальной психологии тест интеллекта был:

а) Дж. Кеттелл;

б) А.Бине;

в) Т.Симоне;

г) Л.Термен

43.Установите соответствие между понятием и его характеристиками:

1. Опросник Представляет собой методический прием получения информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов.
2. Наблюдение Представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психологически особенностей, которые проявляются в деятельности и поведении учащихся на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией данных.
3.Анктирование Исследовательский метод, позволяющий особенности личности человека, характер, уровень познаний, его интересов, мотивов, действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
4.Беседа Это метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования.

44.Установите соответствие между частями структуры анкеты и ее описанием:

1. Вводная Высказывается уважительное отношение к опрашиваемому, указывается кто и с какой целью проводит исследование, сообщается инструктаж.
2. Контактная Предлагаются вопросы, преследующие цель ввести в круг изучаемых проблем.
3. Контрольная Содержит вопросы, позволяющие убедиться в достоверности данных.
4. Заключительная Содержит вопросы, снимающие у респондентов напряжение и завершается словами благодарности к испытуемому.

45.Какие вопросы не относятся к закрытым вопросам?

а) Альтернативные;

б) Наблюдение;

в) С вариантом ответов;

г) неструктурированные.

46.Какой из данных видов вопросов относится к открытым?

а) С вариантом ответов;

б) Семантческий дифференционный;

в) Со шкалой Лайкерта;

г) Завершение рисунка.

47. Установите соответствие между функциями методик и тестов и их характеристиками:

1. Аналитическая определяет предназначение собирать сущностную информацию, проводить анализ и адекватную оценку с учетом взаимовлияния всех составляющих компонентов.
2. Диагностическая позволяет получить целостную информацию о состоянии подготовки испытуемых на разных этапах.
3. Прогностическая заключается в обосновании предположений о возможных изменениях в развитии объекта.
4. Организационно-управленческая предполагает контроль за состоянием полученных результатов и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-управленческих решений

Правильный вариант ответа: 1 – а, 2- б, 3- в, 4-г.

48. Установите соответствие между критерием научности методик и его характеристикой:

1. Надежность Характеристика качества теста, отражающая точность педагогических или психологических измерений, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов исследования.
2. Валидность Одна из психометрических характеристик методики, указывающая на степень соотношения полученной информации к диагностическому свойству.
3. Дискриминативность Способность теста в целом или отдельного задания, указать на способность теста разделять отдельные испытания по уровню выполнения.

Правильный вариант ответа: 1-а; 2-б; 3-в.

49. Какие три показателя принято брать за основу характеристики теста:

а) Объективность, стандартизация, дискриминативность;

б) Дискриминативность, стандартизация, валидность;

в) Валидность, дискриминативность, надежность.

50.Закончите определение: Статистический показатель соответствия разрабатываемого теста апробированной методике измерения данного признака есть - …валидность

Правильный вариант ответа: эмпирическая.

51.Вставьте пропущенную часть определения: Статистическая трудность задания теста – доля лиц репрезентативной выборки, …

Правильный вариант ответа: правильно решивших задачу.

52. Что служит оценкой трудности задачи согласно исследованиям Л.Ф.Бурлачука и С.М.Морозова?

а) индекс трудности;

б) количество испытуемых;

в) объем репрезентативной выборки.

53.Закончите определение: характеристика теста, отражающая точность измерения и стабильность результатов – есть….

а) дисперсия;

б) надежность;

в) дискриминативность.

54.Какими методами можно определить надежность теста:

а) тест-ретест;

б) метод расщепления;

в) равенства дисперсий;

г) коэффициент надежности.

55.Закончите определение: приведение оценок теста к виду, сопоставимому с результатами других методик, измеряющих данный признак – есть:

а) надежность теста;

б) ваидность теста;

в) стандартизация теста;

56.Сущность метода …. заключается в следующем: после первичного тестирования, через определенное время проводится вторичное. Оценкой надежности служит коэффициент корреляции (Пирсона, ранговый).

Правильный вариант ответа: тест-ретест.

57. Независимость первичных показателей проведенной методики, их оценки и интерпретации от поведения и субъективных суждений эксперта это:

1. Стандартизация;

2. Валидность;

3. Надежность;

Объективность.

58.Установите соответствие между термином и его определением:

1. Стандартизация Комплексная характеристика, включающая сведения о том, пригодна ли методика и для чего она создана, какова ее действенность, практичность, польза
2. Объективность Независимость первичных показателей проведенной методики, их оценки и интерпретации от поведения и субъективных суждений эксперта.
3. Ролевантность смысловое соответствие диагностического инструмента независимому жизненно важному критерию.

59. Закончите определение:

Значение изучаемого признака, который делит выборку упорядоченную по величине данного признака пополам есть –

Правильный вариант ответа: медиана.

60.К методам оценки надежности тестов относят:

а) Метод эмпирического измерения;

б) Метод расщепления;

в) Метод субъективных оценок;

г) Метод повторного тестирования.

61.Определите 3 этапа стандартизации теста, исключите лишнее:

1.Создание единообразной процедуры тестирования.

2.Наличие стандартного стимульного материала.

3.Создание единообразной оценки выполнения тестов.

4.Определение норм выполнения теста

62. Среднестатистическое данное (в тестологии), полученное в результате предъявленного теста для выполнения есть …

Правильный вариант ответа: норма.

63. Из предложенных видов тестовых норм исключите те, которые к ним не относятся:

а) Статистические;

б) Социально-психологические;

в) Наблюдение;

г) Функциональные;

д) Типологические;

е) Профессиональные.

64.Группа упорядоченных по величине значений признака, заменяемая в процессе расчетов средним значением - это:

а) Мода;

б) Интервал;

в) Коэффициент усвоения;

г) Медиана;

Правильный вариант ответа:

65.Задачи, стандартизированные по отношению к определенному возрасту, называются…

а) критерием Пирсона;

б) тестами;

в) экспериментальными методами;

г) упражнениями.

Правильный вариант ответа: б.

66. Как называется количество баллов, которые непосредственно получают испытуемые после окончания исследования?

а) сырые баллы;

б) первичные баллы;

в) вторичные баллы.

67.Кто стал автором двухфакторной модели личности в качестве показателей основных свойств личности:

а) Г.Айзенк;

б) Дж.Кеттелл;

в) Спирмен;

г) Ричардсон.

68.Установите соответствие между измерениями личности и их характеристиками, предложенными Г.Айзенком:

1. Экстраверсия А) направленность личности на окружающих людей и события.
2. Интроверсия Б) направленность личности на ее внутренний мир
3. Нейротизм В) эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
4. Психотизм Г) склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности.

Правильный вариант ответа: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г.

69.Назовите типичные поведенческие проявления экстраверта:

а) общительность;

б) замкнутость;

в) несдержанность;

г) импульсивность;

д) погруженность в себя.

70.Назовите типичные поведенческие проявления интроверта:

а) терпимость к сенсорной депривации;

б) трудности к социальной адаптации;

в) пессимистичен;

г) контролирует свои чувства и эмоции.

71.Закончите определение.

Устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций личная - ….

Правильный вариант ответа: тревожность.

72.Кем предложена единственная методика, способная дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство:

а) Ч.Д.Спилберг;

б) Ю.Л.Ханин;

в) Н.Эпштейн;

г) А.Меграбян.

73.Закончите определение: Происходит от греч. «сопереживание» - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Правильный вариант ответа: эмпатия.

74.Кем впервые был предложен опросник оценки свойств эмпатии:

а) Ч.Д.Спилберг;

б) Ю.Л.Ханин;

в) Н.Эпштейн;

г) В.К.Гербачевский.

75. Из перечисленных принципов профессионально-этического стандарта, выберите те, которые Р.С. Немов отнес к основным принципам психолога диагноста:

а) соблюдения тайны;

б) научной обоснованности;

в) не нанесения ущерба;

д) эффективности предлагаемых рекомендаций;

е) хорошая теоретическая подготовка;

ж) доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения;

з) наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

76.Психодиагностика – это:

А) наука и практика постановки психологического диагноза,

Б) наука, изучающая человека,

В) наука, изучающая тайны психики ребенка.

77.Предмет психодиагностики – это:

А) индивидуальные проявления психики и поведения человека,

Б) тесты, В) особенности жизнедеятельности человека.

78. В качестве основных источников психодиагностики выступают:

А) экспериментальная и дифференциальная психологии,

Б) психология и философия, В) математика и статистика.

79. Психологический диагноз – это:

А) распознание любого отклонения от нормального функционирования,

Б) совокупность симптомов психических болезней,

В) особенности человека, его психики и поведения.

80. Понятие, обозначающее измерение и количественное определение психических явлений – это:

А) дифференциальная психометрия,

Б) диагностика, В) психологическая оценка.

81.Стандартизация – это:

А) единообразие процедуры и оценки выполнения теста,

Б) шаблон выполнения исследования и обработки результатов,

В) набор определенных критериев анализа методик и результатов исследования.

82.Характеристика, показывающая, что тест измеряет то, для чего предназначен – это:

А)валидность, Б) надежность, В) достоверность.

83.Устойчивость измерительной процедуры и результатов к фальсификации – это:

А)достоверность, Б) надежность, В) валидность.

84.Оценка степени согласованности показателей, получаемых при нескольких исследованиях – это показатель:

А)надежность, Б) достоверность, В) валидность.

85.Определение количества заданий теста – это:

А)спецификация, Б) стандартизация, В) валидизация.

86.Метод, связанный с целенаправленным систематическим исследованием человека в естественных условиях – это:

А)наблюдение, Б) эксперимент, В) тестирование.

87.Испытание, стандартизированное, ограниченное во времени исследование – это:

А)тест или тестирование, Б) наблюдение, В) опрос.

88.Метод, связанный с получением данных на основе вербальной коммуникации – это:

А)беседа, Б) биографический метод, В) метод анализа процесса и результатов деятельности.

89.Метод, используемый для диагностики личности с помощью неопределенных стимулов – это:

А)проективный метод, Б) эксперимент, В) тестирование.

90.К специфическим методическим средствам диагностики относят:

А)бланки и диагностические карты, Б) беседы, В) тетради.

91.В психологическом заключении отсутствует:

А)медицинское заключение,

Б) рекомендации по дальнейшей коррекции и развитию,

В) описание особенностей развития ребенка.

92.Обязательным условием эффективности диагностики является:

А)наличие доверительных отношений и эмоционального контакта с испытуемым,

Б) соответствующая внешность экспериментатора,

В) создание ситуации успеха.

93.К принципам диагностики не относится:

А) принцип обходного пути,

Б) принцип единства сознания и деятельности,

В) принцип развития.

94.Качественный анализ, объяснение полученных данных - это:

А) интерпретация данных,

Б) обработка данных,

В) принцип развития.

95.В оформлении варианта теста, предлагаемом испытуемому для работы, отсутствуют:

А) формальные данные об испытуемом,

Б) блок основной информации (название и формальные вопросы),

В) требования и критерии обработки полученных данных.

IX. Глоссарий

Адаптация теста— комплекс мероприятий, обеспечивающих соот­ветствие теста новым условиям его применения. Выделяют основные этапы А.т.: 1) анализ исходных теоретических положений автора теста; 2) перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, который завершается экспертной оценкой их соответствия оригиналу; 3) проверка валидности и надежности теста в соответствии с психометрическими требованиями; 4) стандартизация теста на требуемых выборках.

Анкета— методическое средство для получения первичной социо­логической и социально-психологической информации на основе вербаль­ной (словесной) коммуникации.

Беседа— диалогический метод получения информации на основе вер­бальной коммуникации.

Бланк обследования— специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования; подразделяется на: 1) рабочие лис­ты для испытуемых и 2) формы для обработки и интерпретации данных обследования экспериментатором.

Близнецовые исследования— метод фиксации сходства близнецов для оценки относительной роли наследственности и среды в проявлении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака.

Валидность (от англ. valid — действительный, пригодный, имеющий силу) — комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности психодиагностиче­ской процедуры по отношению к ним. Понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Валидность диагностическая(конкурентная) оценивает способность теста различать (дифференцировать) субъектов по изучаемому признаку. Анализ В.д. имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Примером определения этого типа валидности мо­жет быть исследование по методу контрастных групп.

Валидность конструктная— оценивает степень представленности ис­следуемого психологического конструкта в результатах теста.

Валидность критериальная— комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающ

Наши рекомендации