Тест-опросник субъективной локализации контроля

Опросник содержит 32 пункта (26 - работающих и 6 - маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показа­тель локуса контроля.

Опросник СЛК предназначен для измерения локуса контроля у сту­дентов.

Инструкция

Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым вы больше согласны и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.

Текст опросника

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней стро­гостью родителей;

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;

б) людские невезенья - результат их собственных ошибок.

3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связаны с тем, что мы плохо с ними боремся;

б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.

4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают;

б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. а) спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с начальником курса;

б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.

6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;

б) большинство студентов но сознают, что ихоценки в основном зависят от случайности.

7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;

б) если способный человек немногого добился, значит он не использовал свои возможности.

8. а) как бы вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности;

б) человека определяет его жизненный опыт.

10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это обязательно произойдет;

б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) в жизни студента, который всегда готовится к занятию редко бывает несправедливая оценка;

б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.

12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением;

б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. а) мнение студента будет учтено, если оно обосновано;

б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.

14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. а) ест определенные люди, в которых нет ничего хорошего;

б) что-то хорошее есть в каждом.

16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу мало зависит от обстоятельств;

б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. а) кто станет руководителем – часто зависит от того, кому повезет;

б) нужно специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно

18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не может управлять;

б) принимая активное участие в политике и общественных делах,

люди могут контролировать мировые события.

19. а) если в общежитии скучно, значит студком «никуда не годится»;

б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.

20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;

б) не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;

б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.

22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. а) неприятности, которые с нами случаются сбалансированы удачами;

б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, невежества и лени.

24. а) аспирант – это в прошлом способный, трудолюбивый студент;

б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».

25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки;

б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;

б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;

б) большинство великих научных открытий - результат непредсказуемого озарения.

28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;

б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так правишься.

30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкульту­ре;

б) занятие спортом – лучшее средство воспитания характера.

31. а) то, что со мной случается – это мои собственные действия и поступки;

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.

32. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;

б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.

Ключ опросника

Интернальные альтернативы: 2б, 3а, 4а,5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24б, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Экстерналъные альтернативы: 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.

Маскировочные пункты: I, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Так как опросник содержит 26 пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 - соответствует максимально интернальному контролю, 0 - максимально экстернальному контролю.

Таблица перевода "сырых" баллов в стены

«сырые баллы» 0-4 2-7 8-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
стены

Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности.

Шкала ИО - общая интерн,

Шкала ИД - интернальность в области достижений,

Шкала ИН - интернальность в области неудач,

Шкала ИС - интернальность в семейных отношениях,

Шкала ИП - интернальность в производственных отношениях,

Шкала ИМ - интернальность в межличностных отношениях,

Шкала ИЗ - интернальность в отношении здоровья и болезни.

Испытуемому предлагается ответить на каждый пункт опросника, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы:

полностью не согласен Тест-опросник субъективной локализации контроля - student2.ru -3 –2 –1 0 1 2 3 полностью согласен

Опросник УСК

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют ин­тереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает лю­дям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся от­ношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по ихвоспитанию часто оказываются беспо­лезными.

29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. . Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно раз­решить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, долж­ны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незна­ния или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ для обработки опросника УСК

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведен­ным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах "+" со своим знаком и ответы на пункты в столбцах "-" с обратным знаком.

1. Ключ к шкале ИО 2. Ключ к шкале ИД 3. Ключ к шкале ИН
+ - + - + -
+ -      
4.Ключ к шкале ИС 5. Ключ к шкале ИП  
+ - + -  
 
 
 
 
     
         
6. Ключ к шкале ИМ 7. Ключ к шкале ИЗ  
+ - + -  
 
 
 
 
 
 
                 

Перевод в стены

После получения сырых баллов по шкалам, следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок-стенов, в этой система средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стеков, а поло­вина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобра­зованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.

Шкала общей интернальности

от –132 до -14   от 33 до 44
от-13 до -3   от 45 до 56
от –2 до 9   от 57 до 68
от 10 до 21   от 69 до 79
от 22 до 32   от 80 до 132

Шкала интернальности в области достижений

от –36 до -11   от 6 до 9
от-10 до -7   от 10 до 14
от –6 до -3   от 15 до 18
от -2 до 1   от 19 до 22
от 2 до 5   от 23 до 36

Шкала интернальности в области неудач

от –36 до -8   от 8 до 11
от-7 до -4   от 12 до 15
от –3 до 0   от 16 до 19
от 1 до 4   от 20 до 23
от 5 до 7   от 24 до 36

Шкала интернальности в семейных отношениях

от –30 до -12   от 4 до 6
от-11 до -8   от 7 до 10
от –7 до -5   от 11 до 13
от -4 до -1   от 14 до 17
от 0 до 3   от 18 до 30

Шкала интернальности в производственных отношениях

от –30 до -5   от 12 до 15
от-4 до -1   от 16 до 19
от 0 до 3   от 20 до 23
от 4 до 7   от 24 до 27
от 8 до 11   от 28 до 30

Шкала интернальности в области межличностных отношений

от –12 до -7   от 2 до 4
от-6 до -5   от 5 до 6
от –4 до -3   от 7 до 8
от -2 до -1   от 9 до 10
от 0 до 1   от 11 до 12

Шкала интернальности в области здоровья и болезни

от –12 до -6   от 3 до 4
от-5 до -4   от 5 до 6
от –3 до -2   от 7 до 8
от -1 до 0   от 9 до 10
от 1 до 2   от 11 до 12

Построение профиля УСК

На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стеноп, со­ответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетель­ствуют об интернальном типе контроля над соответствующими ситуаци­ями, отклонения вниз - об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

Наши рекомендации