Характеристика массовых социально-психологических явлений
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.
Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.
Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами; интере-сы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других. Разумеется, нельзя вульгаризировать это обстоятельство. Но и нельзя сбрасывать его со счетов и подменять проблему объективного конфликта интересов разных социальных групп желанием построить человеческие отношения на основе общечеловеческих ценностей. В данном случае односторонний взгляд неприемлем, более того, вреден. Здесь принципиальное значение имеет движение навстречу друг другу двух обстоятельств:
а) мощное финансирование социальных программ, позволяющих снять реальные противоречия между социальными группами, преодолеть их неравенство;
б) психотерапевтический подход к организации отношений с позиции гуманистической психологии и ненасильственного общения.
К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценкуи отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций:
1) регулирует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения следующие:
а) оценка, жалобы;
б) советы, пожелания, одобрения;
в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают как обоснованные, так и необоснованные оценки, жалобы, несогласие и т. п.
Общественное мнение по своей сути - одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при определенных условиях, средство познания. Истина и ложь - это двекрайние точки, между которыми существует общественное мнение. Общественное мнение способствует достижению истины, использованию знаний и чувств людей для воздействия на социальную действительность.
Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер.
Посредством общественного мнения реализуется одна из его функций - аксиологическая, которая детерминирует оценку ситуации и определяет выбор линии поведения людей. Поэтому и в общественном мнении оценка окружающей действительности отражает позицию групп и слоев общества. Общественное мнение – это прежде всего групповое оценочное отражение действительности.
Вместе с тем здесь нет автоматизма. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений помимо коренных, групповых интересов оказывают существенное влияние многие другие факторы, в том числе степень осознания отдельными членами общества названных интересов, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения и т. д. [2].
Раскрытие природы и сущности общественного мнения открывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.
Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка. Последняя представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, кото-рое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или отдельных его сторон и свойств критериям, им выдвигаемым [5]. Эти критерии определяются объективным поло-жением человека в качестве представителя крупной социальной группы.
Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Как правило, оценочная деятельность подкрепляется эмоциями (радостью, враждебностью и т.д.). Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, событию реализуется только посредством оценки, социального стереотипа. По своему характеру (направленности) оценки могут бытьположительными (одобряющими), отрицательными (осуждающими), нейтральными (последние в ряде случаев могут выступать как сбалансированные оценки).
Оценки могут иметь разную интенсивность - от очень положительной до резко отрицательной. Интенсивность общественного мнения - свойство весьма динамичное, которое может довольно быстро изменяться в зависимости от объективных условий и субъективных факторов. Учет этого момента необходим в ходе изучения состояния общественного мнения.
Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, т. е. обладания ими определенной совокупностью сведений, представлений о различных явлениях действительности. Информированность может быть охарактеризована показателями диапазона, т.е. набором проблем, сфер деятельности, о которых осведомлен человек, и показателем глубины - количеством сведений по каждой проблеме. Именно поэтому элементы знания, содержащиеся в общественном мнении,обладают своей спецификой как по объему, так и по уровню. Это такие общие знания, которые дают возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в обще-ственном мнении.
В условиях демократического общества характерным является непрерывное повышение информированности населения. Это находит отражение в такой важной характеристике общественного мнения, как его компетентность.
Социально-психологическая компетентность населения – это прежде всего способность общественного мнения адекватно оценивать различные явления, процессы.
Кроме элементов рационального знания в структуру общественного мнения входят представления - обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментарность представлений может и дезориентировать общественное мнение. Спекулируя на особенностях процесса познания, средствамассовой информации могут манипулировать общественным мнением, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности.
Поскольку одна из важнейших особенностей общественного мнения - направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на проявления их мнения в поведенческих актах. Основной частью этого элемента является установка, которая связана с оценкой ситуации, а также с готовностью индивида действовать в соответствии с имеющимися оценкой и социальным стереотипом.
Из различных видов установок общественное мнение наиболее тесно связано с так называемыми фиксированными социальными установками, которые человек, как правило, осознает и которые представляют общие ориентации личности в отношении социальных объектов. В фиксированных социальных установках находят свое отражение ценностные ориентации индивидов как членовопределенных групп и общества в целом.
Тесная связь общественного мнения с поведением, переход от суждений к действиям практически невозможны без волевых усилий людей. Императивное «необходимо» способствует концентрации мыслей и энергии многих людей в едином направлении, оно «цементирует» и направляет общественное мнение.
Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его деформация приводит к неправильным стереотипам, оценкам поведения, созданию преступной субкультуры, установлению негативных традиций, искажению моральных ценностей, иначе говоря, к одобрению того, что аморально, и неодобрению того, что соответствует нормам морали и права. Подобное мнение как бы поощряет формирование общественного поведения, толкает на самоутверждение противоправным путем, делает из преступников «героев».
Формирование общественного мнения обусловлено прежде всего наличием общественного интереса. Создание и распространение информации на одном из первых этапов формирования общественного мнения связаны с решением таких задач, как привлечение внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности. На данном этапе, таким образом, решается задача общей информированности населения, в этом случае речь идет о постановке проблемы как таковой,раскрытии ее актуальности, злободневности.
Один из последующих этапов формирования общественного мнения - становление - характеризуется наличием относительно более определенно очерченных границ его распространенности. В связи с этим при информировании населения средства массовой информации сосредоточивают свое внимание на повышении уровня компетентности общественного мнения (соответствующегообъема и уровня знаний) в связи с предметом обсуждения. Эффективность формирования общественного мнения здесь во много определяется и деятельностью массово-информационных, пропа-гандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функционирования общественного мнения.
Значимый этап развития общественного мнения – достижение его возможно большей распространенности. Решив последовательно задачи по активизации общественного интереса, становлению общественного мнения и достигнув при этом определенного уровня информированности населения, средства массовой информации начинают осуществлять свою деятельность в направлениидальнейшего расширении границ общественного мнения, его тиражирования, трансляции. Получение таких сведений очень важно в связи с тем, что на этапе расширения границ общественного мнения по проблемам, поднятым средствами массовой информации, происходит более интенсивная трансформация суждений, мнений в рамках межличностного общения.
Существенным элементом, оказывающим непосредственное воздействие на достижение тех или иных эффектов информированности, является степень объективности содержания информа-ции, распространяемой прессой, радио, телевидением и массовой устной пропагандой. Различные этапы формирования общественного мнения, несомненно, характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче. Например, при решении задач, связанных с формированием, активизацией общественного интереса, информационные источники уделяют первоочередное внимание публикации, передаче в эфир материалов, носящих дискуссионный характер. Ведь в поле внимания общественного мнения могут находиться только те вопросы и проблемы, по поводу способов и путей решения которых еще существуют различия в оценках, мнениях, суждениях людей. Таким образом, момент спорности, дискуссионное™ является необходимым условием формирования общест-венного мнения.
Становление, активизация общественного интереса по предмету формирования общественного мнения теснейшим образом связаны с фактором личной заинтересованности человека в решении поднятой проблемы. Поэтому, ставя цель привлечь внимание общественности к актуальным проблемам, средства массовой информации и пропаганды стремятся полнее отразить в своих мате риалах такие элементы содержания, как значимость решения поставленной проблемы непосредственно для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т.п. Информация такого рода является важным катализатором процесса формирования общественного мнения.
Привлечение внимания аудитории к проблеме, показ ее значимости, актуальности осуществляются посредством использования так называемой фактографической информации. Раскрытие существа проблемы, вопроса происходит на основе подачи ярких, характерных фактов, примеров, образов, наиболее адекватно вводящих читателя, слушателя, зрителя в проблему.
Массово-информационные источники формируют общественное мнение через свои непосредственные аудитории. Абсолютное большинство из них входит одновременно в состав аудитории нескольких средств или источников массовой информации. Какой- либо изолированной аудитории, причастной только к одному средству, не существует. Границы аудитории подвижны. Она несуществует вне связи с источником информации, с которым вступает в определенные отношения и приобретает в силу этого специфические черты. Отношения аудитории с источником информации развиваются, могут прерываться и возобновляться. Сохранение стабильности аудитории, расширение ее состава способствуют более успешной реализации процесса формирования общественно-го мнения.
Итак, роль общественного мнения в обществе трудно переоценить. В тоталитарном обществе оно выступает в качестве демократического атрибута, ничего в действительности не значащего. В любом случае общественное мнение демонстрирует нерасторжимую связь партии, государства и народа.
Что же касается подлинно демократического общества, то здесь неизмеримо возрастает знание общественного мнения. От него зависит судьба любого политического деятеля. В конечном счете демократия держится и проявляется через общественное мнение. Особую важность приобретает проведение референдумов – опросов общественного мнения по наиболее значимым вопросам жизниобщества.
В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества. Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.
Массовое настроение - это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настрое-ниям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.
Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными. Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаимосвязанных этапа или момента: операционный – воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия объектом; результат, т. е. ответные реакции - последствия пере-стройки психики объекта, которые выполняют функцию обратно-го воздействия ОПВ на СПВ.
Чаще всего слухи воздействуют на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики, путем создания невыносимой, экстремальной в психологическом плане обстановки.
За основу типологии слухов обычно берут две характеристики: информационную и экспрессивную. Первая представляет собой. объективную степень достоверности сообщения, вторая определя-ет тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии.
В соответствии с информационной характеристикой слухи условно подразделяются на четыре типа: 1) абсолютно недостоверные; 2) недостоверные с элементами правдоподобия; 3) правдоподобные; 4) достоверные с элементами неправдоподобия.
С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой; эмоциональной реакции слухи можно подразделить на слух-желание, пугающий слух, агрессивный слух. По происхождению слухи бывают стихийные или умышленно сфабрикованные. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами.
По силе влияния слухи подразделяются на будоражащие групповое мнение; вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение; разрушающие связи между лицами и группами.
Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распространения слухов, выраженность которых определяется в основном ин-к'нсивностью циркуляции [5].
Первым из этих условий является интерес аудитории к некоюрой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных (аиногда трагикомичных) ситуаций подобного рода можно обнаружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. Так, самые невероятные гипотезы приобретали силу бесспорности среди обитателей города N. После скандального разоблачения странных махинаций Чичикова с мертвыми душами. Он оказывался похитителем шестнадцатилетней губернаторской дочки, фальшивомонетчиком, шпионом нового губернатора и даже Наполеоном, выпущенным англичанами с острова Святой Елены и засланным в Россию.
Однако никакой интерес сам по себе недостаточен для возникновения слуха. Необходимое условие возникновения слухов неудовлетворенный интерес. При наличии исчерпывающей и неподлежащей сомнению информации о некоторой теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю. Отсюда второе условие - дефицит надежной информации.Подчеркнем, что речь здесь идет не об объективной достоверности имеющихся сведений, а о субъективной оценке степени собстиенной осведомленности. Самые точные сведения, полученные изисточника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов. Поэтому если речь идет о достаточно масштабных аудиториях и о политически значимых событиях, проблемах (большую часть сведений о которых люди часто получают не эмпирически, а через различные каналы массоной публичной и межличностной коммуникации), то дефицит надежной информации определяется отношением двух переменных: количества официальных сообщений по данному предмету на данный момент времени и степени доверия к источнику официальных сообщений [5].
Интенсивность циркулирования слуха прямо пропорциональна интересу аудитории к теме и обратно пропорциональна количеству официальных сообщений на данный момент и степени до-иерия к источнику сообщения. Это касается только содержательных условий возникновения и распространения слухов. Относительно функциональных мотивов следует сказать, что циркулирование слухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс, и поэтому косвенным условием возникновения слухов становится депривация функциональной потребности в общении. Устная передача «неофициальных сведений подчеркивает подчас социально психологический статус передающего, престижную близость к источнику, поэтому распространению слухов способствует неудовлетворенная потребность индивидов в социально-психологическом самоутверждении. Циркулирование слухов, в том числе даже пугающих, как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряжение в большой группе (через идентификацию по аналогии «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе служит дополнительным фактом возникновения слухов. В то же время невыносимой для людей может стать эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при которой потребность во впечатлениях реализуется за счет циркулирования слухов.
Итак, мнения и настроения как социально-психологические; явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.
Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблюдаются статичные, т.е. устойчивые, неподвижные, явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей.
Традиции - способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции.
Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому - Англия. Институт «королевы» не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности.
Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.
Литература
1. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М, 1978.
2. Георгиев Я. Пульс жизни народа // Проблемы мира и социализма. -1979.-№6.
3. Кульчар К, Необходимы глубокие теоретические исследования // Проблемы мира и социализма. - 1979. -№ 2.
4. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
5. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю.А.Шерковича. - М, 1975.
6. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.
Глава 14 ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ