Тематика практических занятий.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Вопросы для обсуждения

1. Объект, предмет психологии развития.

2. Задачи и проблемы психологии развития.

3. Развитие как процесс взаимосвязанных изменений организма, психики и поведения на протяжении жизни человека. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная.

4. Исторические аспекты проблемы развития.

Терминологический тезаурус: Психическое развитие. Онтогенез. Филогенез. Физическое, когнитивное, психосоциальное развитие, психомоторное и сенсорное развитие. Созревание, рост, естественное старение. Научение и социализация. Нормативное и индивидуальное развитие.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите объект и предмет психологии развития.

2. Что изучает возрастная психология? Выделите сходство и различия в объекте и предмете возрастной психологии и психологии развития.

3. Разведите понятия рост и развитие. Проиллюстрируйте сказанное примерами.

4. Поясните понятия нормативное и индивидуальное развитие.

Рекомендуемые темы докладов

1. Сравнительный анализ представлений об условиях, источниках, движущих силах психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору).

2. Развитие представлений о психическом развитии личности (исторический аспект).

3. История исследований развития.

4. Формы и сферы развития.

5. Принципы психического развития.

Литература для конспектирования

1. Хорни, К. Особая роль детства [12, с. 175-182].

2. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития [58, с. 21-47

3. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики [62, с. 84-90].

Дополнительная литература: [7], [11], [14], [15], [16], [18].

Тема 2. Детерминанты психического развития

Вопросы для обсуждения

1. Факторы, движущие силы и условия психического развития как предмет исследования в отечественной психологии.

2. Закономерности психического развития.

3. Показатели психического развития.

Терминологический тезаурус: Факторы, движущие силы и условия психического развития. Социокультурная детерминация развития. Закономерности психического развития. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность (Л.С. Выготский). Возрастной кризис. Процессы интеграции и индивидуализации в развитии. Идентификация. Обособление. Наследственность. Среда.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы психического развития. Проиллюстрируйте сказанное примерами.

2. Приведите примеры теорий к социогенетическому и биогенетическому научному направлениям. Приведите пример теории конвергенции.

3. Что является движущей силой развития с точки зрения отечественных ученых.

4. Перечислите закономерности психического развития.

5. Назовите показатели психического развития.

Рекомендуемые темы докладов

1. Биологический фактор и его роль в развитии.

2. Социальный фактор и его роль в развитии.

3. Активность личности как значимый фактор развития.

4. Роль обучения и деятельности в психическом развитии.

5. Критические и стабильные периоды развития.

Литература для конспектирования

1. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка [58, с. 47-50].

2. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [58, с. 4-7].

3. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии [60, с. 5-8].

4. Занков, Л.В. Обучение и развитие, метод и организация исследования [60, с. 8-12].

Дополнительная литература: [15],[16], [18], [38], [44], [51].

Тема 3. Периодизации психического развития

Вопросы для обсуждения

1. Стадии психосексуального развития в психоаналитической теории З. Фрейда.

2. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

3. Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже).

4. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского.

5. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

Терминологический тезаурус: Возраст (психологический, хронологический, биологический). Периодизация психического развития. Психосексуальное развитие. Я, Оно, Сверх-Я, детская сексуальность, эрогенные зоны (З. Фрейд). Защитные механизмы. Эдипов комплекс (комплекс Электры). Психосоциальное развитие. Эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип развития (по Э. Эриксону). Схемы, операции, ассимиляции, аккомодации и равновесия (Ж. Пиаже). Стабильные и критические возрастные периоды. Возрастной кризис. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Новообразование. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Интеллектуально-познавательная сфера личности.

Вопросы для самопроверки

1. Проясните строение психики по З. Фрейду. Назовите стадии психосексуального развития в психоаналитической теории. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

2. Назовите стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

3. Перечислитестадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

4. Проясните понятия стабильные и критические возрастные периоды, социальная ситуация развития. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Л.С. Выготского?

5. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Д.Б. Эльконина? Проясните понятие ведущая деятельность. Назовите стадии психического развития в периодизации Д.Б. Эльконина.

Рекомендуемые темы докладов

1. Классификации периодизаций психического развития личности.

2. Периодизация психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору).

3. Теория возрастного развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

4. Развития классического психоанализа в работах А. Фрейд.

5. Роль подражания в формировании нового поведения.

Литература для конспектирования

1. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [58, с. 201-208].

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [58, с. 120-131].

Дополнительная литература: [11], [16], [18], [40], [41], [44].

Вопросы для обсуждения

1. Кризис новорожденности.

2. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве.

3. Развитие познавательной сферы в младенчестве.

4. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве.

5. Характеристика кризиса первого года жизни.

Терминологический тезаурус: Новорожденность. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Комплекс оживления. Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение. Акт хватания. Депривация. Госпитализм. Гуление. Лепет. Модулированный лепет. Автономная речь. Наглядно-действенное мышление. Кризис одного года. Ориентировочный рефлекс.

Вопросы для самопроверки

1. Почему период новорожденности называют кризисным? Что такое условный и безусловный рефлекс. Проиллюстрируйте примерами.

2. В чем особенность социальной ситуации развития в младенчестве?

3. Проясните роль ближайшего взрослого в психическом развитии младенца.

4. Назовите основные психологические новообразования младенчества.

5. Охарактеризуйте кризис первого года жизни. Выделите основное противоречие кризиса.

Рекомендуемые темы докладов

1. Перинатальная психология как новая область психологии развития.

2. Роль ближайшего взрослого в психическом развитии ребенка.

3. Роль отца в психическом развитии ребенка.

4. «Сущность и значение беспомощности» (Дж. Брунер) в развитии психики ребенка.

5. Критерии психического. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Литература для конспектирования

1. Божович, Л.И., Славина, Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту [58, с. 242-247].

2. Гальперин, П.Я.К вопросу об инстинктах у человека [61, с. 28-32].

Дополнительная литература: [15], [18], [24], [54].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве.

2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем детстве.

3. Двигательная активность и познавательное развитие.

4. Речевое общение и развитие речи ребенка в раннего возраста.

5. Развитие эмоций и чувств в раннем детстве.

6. Развитие личности в раннем возрасте.

7. Кризис трех лет.

Терминологический тезаурус: Раннее детство.Каприз. Упрямство. Негативизм. Обесценивание взрослых. Протест-бунт. Своеволие. Самосознание. Самооценка. Автономная речь. Активный словарь. Пассивный словарь. Предметно-манипулятивная деятельность. Орудийные действия. Соотносящиеся действия. Предмет-заместитель. Кризис трех лет. Ложь. Самостоятельность. Наглядно-действенное мышление.

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенностьсоциальной ситуации развития ребенка в раннем детстве.

2.Назовите ведущую деятельность периода раннее детство.

3. Назовите ведущую психическую функцию периода раннее детство.

4. Назовите основные психологические новообразования периода раннее детство.

5. Выделите основное противоречие кризиса трех лет. Перечислите симптомы кризиса трех лет.

Рекомендуемые темы докладов

1. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении раннего возраста

2. Эмоциональное развитие ребенка на протяжении раннего возраста

3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.

4. Формирование символических процессов в раннем возрасте.

5. Развитие мышления в раннем возрасте.

Литература для конспектирования

1. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития ребенка [60, с. 85-89].

2. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [59, с. 196].

3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [60, с. 55-60].

Дополнительная литература: [15], [16], [38], [42], [52].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития в дошкольный период.

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

3. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие речи.

4. Развитие эмоциональной сферы и высших чувств дошкольника.

5. Развитие личности и социального поведения в дошкольном возрасте.

6. Психологическая готовность ребенка к школе: структура и формирование.

7. Кризис семи лет.

Терминологический тезаурус: Дошкольный возраст. Центрация Познавательный эгоцентризм. Соподчинение мотивов. Игра. Игрушка. Сюжет. Роль. Правила. Содержание. Игровые отношения. Основные психологические новообразования дошкольного периода. Половая идентичность. Психологическая готовность к школе. Самоконтроль. Внутренняя речь. Контекстная речь. Наглядно-образное мышление. Непроизвольность психических процессов. Произвольность психических процессов. Словотворчество. Творческое воображение. Школьная зрелость. Эмоционально-волевая готовность. Интеллектуальная готовность. Личностная готовность. Внутренний план действий. Синкретичность. Обобщение переживаний. Переоценка ценностей. Кризис семи лет.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенность социальной ситуации развития в дошкольный период

2. Назовите ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Что такое игра?

3. Назовите ведущую психическую функцию и основные новообразования в дошкольном возрасте.

4. Проясните понятие психологическая готовность к школе. Назовите аспекты психологической готовности к школьному обучению.

5. Назовите основное противоречие кризиса семи лет, симптомы кризиса.

Рекомендуемые темы докладов

1. Детское словотворчество (по книге К. Чуковского От двух до пяти).

2. Роль родителей в формировании психологической готовности к школьному обучению.

3. Феномены Ж. Пиаже.

4. Общение со сверстниками как значимый фактор развития в дошкольном детстве.

5. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении дошкольного возраста.

Литература для конспектирования

1. Мухина, В.С. Игра как средство психического развития ребенка [58, с. 211-219].

2. Шадриков, В.Д. Готовность детей к обучению [12, с. 258-270].

3. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольника [60, с. 90-93].

4.Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [59, с. 143].

Дополнительная литература: [1], [4], [15], [23], [34], [53], [56].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность и развитие.

3. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

4. Развитие личностной сферы младшего школьника.

5. Основные психологические новообразования младшего школьника.

Терминологический тезаурус: Младший школьный возраст.Адаптация к школе. Школьная дезадаптация. Неуспеваемость. Рефлексия. Теоретическое мышление. Учебная деятельность. Учебная задача. Учебное действие. Контроль. Оценка. Учебная мотивация. Мотивы учения. Социальный статус школьника. Синтезирующее восприятие. Смысловая память. Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Уровень притязаний. Чувство компетентности.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенность социальной ситуации развития ребенка в младшем школьном возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность в младшем школьном возрасте.

3. Что такое учебная деятельность? Расскажите о структуре учебной деятельности.

4. Назовите ведущую психическую функцию в младшем школьном возрасте.

5. Назовите основные психологические новообразования младшего школьника.

Рекомендуемые темы докладов

1. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника.

2. Значение общения со взрослыми и сверстниками. как значимый фактор развития в младшем школьном возрасте.

3. Когнитивное развитие и особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

4. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

5. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте.

Литература для конспектирования

1. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младших школьников [12, с. 280-283].

2. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [12, с. 47-48].

3. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [12, с. 49-51].

Дополнительная литература: [2], [15], [33], [45], [48], [67].

Вопросы для обсуждения

1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.

2. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности.

3. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования младшего подросткового возраста.

4. Формирование самосознания как основное новообразование старшего подросткового периода.

5. Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Интересы и их изменения. Стабилизация интересов и проблема профессиональной направленности.

6. Когнитивные изменения в отрочестве.

Терминологический тезаурус: Подростковый возраст. Половое созревание. Пубертат. Потребность в общении. Чувство взрослости. Интимно-личностное общение. Девиантное поведение. Дружба. Комплекс неполноценности. Субкультура. Я-концепция. Образ физического «Я». Сленг. Интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Интеллектуализация познавательной сферы. Мировоззрение. Акцентуация характера. Алкоголизм. Наркомания. Идеальное «Я». Реальное «Я». Гипертрофированная потребность в общении. Самоидентичность. Секта.

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность подростка.

3.Назовите ведущую психическую функцию в подростничестве.

4. Назовите основные психологические новообразования в подростковом возрасте.

5. Раскройте суть понятий: самосознание, Я-концепция, идеальное «Я», реальное «Я».

Рекомендуемые темы докладов

1.Современная подростковая субкультура.

2.Зависимость самооценки подростка от внешнего (физического) Я.

3.Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

4.Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом возрасте.

5. Подростковый возраст как критический период развития.

Литература для конспектирования

1. Кле, М. Психология подростка [12, с. 349-355].

2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка [58, с. 283-288].

3. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста [59, с. 163].

Дополнительная литература: [9], [15], [16], [18], [32], [33], [38].

Вопросы для обсуждения

1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития.

2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности.

3. Особенности общения в юности.

4. Развитие личностной сферы в юношеском возрасте.

5. Кризис юности.

Терминологический тезаурус: Юность. Делинквентность. Профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность. Ценностные ориентации. Ориентация на будущее. Юношеский максимализм. Личностное самоопределение. Жизненный план. Самоуправление. Классификация профессий по предмету труда «человек-человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенность социальной ситуации развития в юношеском возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность в юношеском возрасте.

3. Что такое кризис юности? Назовите основное противоречие кризиса.

4. Назовите основные психологические новообразования в юношестве.

5. Раскройте суть понятий: юношеский максимализм, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение.

Рекомендуемые темы докладов

1. Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни.

2. Становление самосознания в юношеском возрасте.

3. Профессиональное самоопределение в юношестве.

4. Особенности личности в юношестве.

5. Особенности интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.

Литература для конспектирования

1. Кон, И.С. Психология старшеклассника [58, с. 309-317].

2. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни [59, с. 239].

3. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник. [59, с. 266]. Дополнительная литература: [9], [16], [26], [29], [33], [42].

Вопросы для обсуждения

1. Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет.

2. Зрелость (40-60 лет) – вершина жизненного пути. Преемственность и изменения в развитии личности. Когнитивные возможности в зрелости.

3. Кризис 40 лет.

4. Психосоциальное развитие в поздней взрослости (после 60 лет). Когнитивные изменения в процессе старения.

5. Кризис пенсионного возраста.

Терминологический тезаурус: Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет. Акмеология. Взрослость. Зрелость. Ценностные ориентации. Когнитивные возможности. Геронтология. Поздняя взрослость. Старость. Депривация. Кризис пенсионного возраста.Жизненный путь человека.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите новообразования молодости.

2. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 30 лет.

3. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в зрелости.

4. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 40 лет.

5. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в старости.

6. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса пенсионного возраста.

Рекомендуемые темы докладов

1. Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей.

2. Взрослость и зрелость личности.

3. Проблемы геронтогенеза.

4. Личность старого человека.

5. Экзистенциальный кризис 30-40 лет.

Литература для конспектирования

1. Рыбалко, Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости [58, с. 333-345].

2. Развитие психофизиологических функций взрослых людей [47, с. 179-181].

3. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [57, с. 81-91, 214-223].

Дополнительная литература: [17], [22], [31], [35], [36], [63], [65].

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и формы психологического сопровождения

2. Задачи развития на каждом возрастном этапе: принцип нормативности развития в психологическом сопровождении

3. Ведущий тип деятельности: деятельностный принцип психологического сопровождения.

4. Невербальная символическая коммуникация в работе с детьми: проективный рисунок, игра, арт-терапевтические методы.

5. Вербальная коммуникация: психодиагностическое и психоконсультационное интервью.

Терминологический тезаурус:Психологическое сопровождение. Функции психологического сопровождения. Содержание психологического сопровождения. Формы психологического сопровождения. Задачи развития. Нормативность развития. Ведущий тип деятельности. Невербальная коммуникация. Проективный рисунок. Игра. Арт-терапия. Вербальная коммуникация. Психодиагностическое интервью. Психоконсультационное интервью.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие нормативность развития.

2. Как вы понимаете термин психологическое сопровождение?

3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения?

4. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива дошкольников (дошкольника с отсутствием мотивационной готовности к школьному обучению)

5. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива младших школьников (младшего школьника с трудностями в обучении).

6. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива подростков (подростка с проблемами общения).

7. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение юношеского коллектива (юноши с проблемами профессионального выбора).

Рекомендуемые темы докладов

1. Проблема профессионального самоопределения как объект профориентационной работы.

2.Психологическое сопровождение ранних периодов развития (новорожденность, младенчество, раннее детство)

3. Психологическое сопровождение дошкольника

4. Психологическое сопровождение подростка

5. Психологическое сопровождение юношества

Литература для конспектирования

1. Методы диагностики личности школьника [37, с. 36-55, 81-95].

2. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [68, с. 54-58].

3. Рабочая книга школьного психолога [45, с. 124-145].

Дополнительная литература: [8], [31], [35],[36], [39], [49], [50].

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст].- М.: Издательство Московского психолого–социального института: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.- 376 с.

2. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]. – М.: Творческий центр Сфера, 2006. – 464 с.

4. Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. Введение в психологию развития [Текст]. – М., Флинта МПСИ, 2008. – 214 с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. - М., 2010. – 460 с.

6. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: Академия, 2008. – 528 с.

7. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей, Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

Дополнительная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. – Екатеринбург, Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

3. Александрова, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208 c.

4. Аромштам, М.С. Дом, в котором живет малыш [Текст]. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 192 с.

5. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе [Текст]. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.

6. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст]. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.

7. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития: пер. с англ. [Текст]. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2000. – 350 с.

8. Битянова, М.Р., Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 238 с.

9. Вдовиченко, В.П. От детства к взрослости: юношество, социализация [Текст]. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 142 с.

10. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: ил. рук. / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2004. – 159 с.

11. Возрастная психология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М.В. Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000. – 40 с.

12. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия [Текст] / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.

13. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

14. Волков, Б.С, Волкова, Н.В. Возрастная психология [Текст]. - М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 366 с.

15. Волков, Б.С, Волкова, Н.В. Психология развития человека [Текст]. – М., Академический проект, 2004. – 224 с.

16. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]. – М.: Смысл, Эксмо, 2006. – 113 с.

17. Глуханюк, Н.С., Гершкович, Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 112 с.

18. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]. - М., Аспект Пресс, 2005.- 175 с.

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. Руководство практического психолога. – М.: Комплекс-Центр, 2000. – 268 с.

20. Детская практическая психология: учебник [Текст] / под ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 238 с.

21. Дилео, Д. Детский рисунок [Текст]: диагностика и интерпретация / Д. Дилео; [Пер. с англ. Е. Фатюшиной]. - М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 2002. – 262 с.

22. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст]. – М.-Воронеж: МПС, МОДЭК, 2004. – 278 с.

23. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

24. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст]. - СПб, Питер , 2002. – 416 с.

25. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие [Текст] / пер.с франц. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

26. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

27. Кон И.С. Дружба [Текст]. 4-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. – 330 с.

28. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст]. – М.: Время, 2009. – 496 с.

29. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей [Текст]. - М.: Просвещение, 1990. – 238 с.

30. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.

31. Краснова, О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию [Текст]. – М.: Эксмо, 2000. – 115 с.

32. Кривцова, С.В., Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст]. – М.: Генезис,1999. – 191 с.

33. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]. – М., Изд-во УРАО,1998. – 176 с.

34. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ. [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

35. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Эксмо, 2005. – 414 с.

36. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.

37. Методы диагностики личности школьника [Текст] / под ред. В.Ф. Сафина. - Уфа: Изд-во БГУ, 1991. – С. 36-55, 81-95.

38.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

39. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]. – М., ТЦ Сфера, 1996. – 420 с.

40. Периодизации психического развития человека [Текст] / сост. Г.Р. Шафикова. – Уфа, БГПУ, 2005. –124 с.

41. Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. – 256 с.

42. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Н.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРО, 2005. – 522 с.

43. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

44. Психологический словарь / под ред. В.М. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006. – 480 с.

45. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

46. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]. 8-е международное изд. – СПб.: Питер, 2000. – 642 с.

47. Развитие психофизиологических функций взрослых людей [Текст] / под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. – М.: Универс, 1997. – С. 179-181.

48. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет // Вопросы психологии. – 1986. - №4.

49. Сафин, В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника [Текст]. – Уфа, БГПУ, 1990. – 94 с.

50. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции [Текст]. - 4-е изд., перераб., доп. - Уфа, 2006. – 94 с.

51. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И.. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности [Текст]. Учеб пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

52. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст]. – М., ТК Велби: Проспект, 2005. – 288 с.

53. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]. – М., Школа-пресс, 1997. – 442 с.

54. Сорокоумова, Е.А., Возрастная психология. Краткий курс [Текст]. – СПб: Питер, 2007. – 208 с.

55. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 560 с.

56. Фромм, А. Азбука для родителей [Текст]. – М.: Знание, 1994. – 288 с.

57. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст]. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – С. 81-91, 214-223.

58. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк. – М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – С. 21-47.

59. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 196 с.

60. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Московский университет, 1981. - С. 5-8.

61. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г.В. Бурменской. – М.: Институт практической психологии, 1996 – С. 28-32.

62. Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997 – С. 84-90.

63. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

64. Чуковский, К. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти [Текст]. – М.: Терра - Книжный клуб, 2001.

65. Шихн Гейл, Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. – СПб: ООО «Каскад», 2005. – 436 с.

66. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

67. Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы / под ред. И.В. Дубровиной [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

68. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1999. - №6. – С.54-58.

Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Тема 2. Детерминанты психического развития

Тема 3. Периодизации психического развития

Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие новорожденного и в младенчестве

Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в раннем детстве

Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Тема 7. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Тема 8. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в подростковом возрасте

Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в юношеском возрасте

Тема 10. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в молодости и зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза

Тема 11. Психологическое сопровождение развития человека. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах


Семинарские занятия
 
  Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты  
  Тема 2. Детерминанты психического развития  
  Тема 3. Периодизации психического развития  
  Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие новорожденного и в младенчестве  
  Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в раннем детстве  
  Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в дошкольном возрасте  
  Тема 7. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в младшем школьном возрасте  
  Тема 8. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в подростковом возрасте  
  Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в юношеском возрасте  

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Наши рекомендации