Эволюция-брачно семейных отношений

Эволюция-брачно семейных отношений

Брак в древности являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Многие фараоны женились на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Распространен в первобытном обществеГрупповой брак – брачный союз нескольких М и Ж. Хар-ны свободные связи внутри рода (эндогамия). Позже возникла экзогамия–запрет браков внутри рода. Появилась кровнородственная среда. Брачные группы разделены на поколения. Связь родителей и детей исключена.Позднее сложилась пуналуальнаясемья – групповой брак братьев с их женами или группу сестер с их мужьями.Затемвозникполигамный брак – многоженство и многомужество.Моногамия– один М и одна Ж (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Возникло неравенство между М и Ж.Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод (легкоразводимая). На первых ступенях развития общества сущ-ла свобода брачных отношений, постепенно свобода интимной жизни ограничивалась, перейдя от группового брака к индивидуальному.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин

Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами.

возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем

Жизненный цикл семьи

Э. К. Васильева, 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

Дюбай:

1) Вовлечение. Встреча супругов, эмоц. притяжение др. к др.

2) Принятие и развитие новых родит. ролей

3) Принятие в семью новой личности. Переход от диадныхотношениц к отношению в треугольнике.

4) Введение детей во все сем. Институты

5) Принятие подростковости

6) Экспериментирование с независимостью

7) Подготовка к уходу детей из семьи

8) Уход детей из семьи. Принятие их ухода. Жизнь супругов «глаза в глаза».

9) Принятие факта ухода на пенсию и старости.

жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
1. Период ухаживания.
2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).
3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)
4. Фаза стабилизации или зрелого брака
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
6. Фаза «пустого гнезда»
7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.
Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу – это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.
Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?
подробнее

Жизненный цикл семьи.Период ухаживания
Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.
Жизненный цикл семьи. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)
Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами. Например, ожиданиями от супруга. Например, к психологу пришла на прием семья на стадии монады. Иван, 26 лет, в своей родительской семье привык, что жена встречает мужа горячим ужином, а муж рассказывает о трудном рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой семье, где ритуал совместного ужина был не столь важен, зато важным было вместе проводить выходные, что, в свою очередь, не практиковалось в семье Ивана. А поскольку Иван и Ирина «знали», что любящие люди должны вести себя именно по тому сценарию, к которому они привыкли, они подумали: « он (она) меня не любит, если не готовит ужин (не организует совместные выходные)».
Жизненный цикл семьи. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)
Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.
Жизненный цикл семьи. Фаза стабилизации
Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.
Жизненный цикл семьи. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55 л., обратились к семейному психологу именно в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг которого развивалась и сохранялась семейная жизнь, женился и переехал к жене, а родители остались, предоставленные сами себе. Такая близость и необходимость решать проблемы без привычного «посредника» оказались не под силу Леониду и Наталье. Хорошо, что они вовремя обратились за помощью.
Последние стадии жизненного цикла семьи
Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.
Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное – не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого:

8.Кризисные периоды в развитии семьи.

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.

На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:

Первый кризисный периодсвязан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:

 Возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;

 Смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;

 Несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;

 Трудностей в становлении ролевой структуры семьи — распределения ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. д.

 Возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;

 Материальных и жилищных затруднений.

Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:

 Необходимость изменения ролевой структуры — появляются родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей);

 Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем;

 Ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);

 Возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности;

 По-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищные затруднения.

Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме того, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа проявить себя на стороне, «пока не поздно».

Подходы к изучению семьи.

1.ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ.Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения.Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов,данных о семье:

1)сведения о семье,еесостоянии,возрасте членов семьи,соц.слой,что имеет отношение к семье;

2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи:

1) способность к решению проблем;

2)коммуникации в семье;

3) семейные роли;

4)аффективная отзывчивость, 5) аффект.вовлеченность;

6) контроль над поведением.

Цель данной модели-получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.

2. ПРОБЛЕМНЫЙ.-сем.психотерапевт,который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности,определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой.Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи.

«Трехосевая»классификация проблемных семей.

Основная цель сем.психотерапии-использ.данную диагностическую схему.В рамках проблемнога подхода-поиск признаков,проблем,а не анализ функции и структуры семьи в целом.Недостаток данной модели-нецельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи.

3.ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ-Это диагностич.схемы,кот.выявляются факторным анализом.Это метод матем.статистики ,возможность «экономического описания» объекта,т.е. выявления таких характеристик объекта,кот.дают более полную информацию о нем.

Круговая модель (ОЛЬСОН)Выделяет 2 сем.фактора,кот.наиболее полно характеризуют семью:семейная согласованность и сем.адаптированность.

Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи.При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены.При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи.

Семейная адаптированность-характеристика того,на сколько гибки и выражены отношения в семье.

4.ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ.При данном подходе выделяются определенные группы семей,кот.сод-т нервно-психич.растройства.Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта.

Диагностика сводится к установлению того,к какому типу принадлежит исследуемая семья.

Типы семьи:1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствиемустойчивости, определенности ритма жизни.

2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру,ярковыражен.ипохондричность.

3)сверхустойчивая с доминир.значением жизни семьи устоявщихсяпривычек,сем.рутины,устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости.

4)летаргическая-ослабленностьмотивацион.сферсемьи,отсутствиеинициативы,нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни,идти по линии наименьшего сопротивления.

5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц.окружения.

Методы:

1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за кот. наблюдает. запись наблюдений- фактологическая, без выводов и интерпретаций

2) Метод анализа конкретных ситуаций- всесторонне исследование(тесты ,изучение биографии , проведение собеседования)

3) Опрос-работа с определенной выборкой(по телефону ,личная беседа, анкета по почте)результаты требуют кропотливого изучения.

4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей

5) Эксперимент – это единств. метод ,позволяющий достоверно установить ,что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого.

Юнгеанский подход к семье

Индивидуация - путь к себе, личностный рост (Юнг).

Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.

Архетипы жен и мужей.

Архетипы брачных отношений.

1. крестьянский брак - общее дело тянут за собой

2. брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)

3. политический брак

4. рабский брак (подчинение одного другим)

5.

Как измерить гендер

Самая ранняя система измерения маскулинности и фемининности была разработана американскими психологами ЛюисомТерманом и Кэтрин Кокс-Майлз в 1936 году. Чтобы скрыть главную цель своего опросника, они назвали его «Анализ отношений и интересов». В него входили вопросы о личностных качествах, интересах, склонностях, а также об ассоциациях, вызываемых различными словами. Исследователи относили к маскулинным такие черты, как наличие громкого голоса, любовь к охоте, непослушание в детстве, стойкость в перенесении физической боли... Фемининность определялась «прямо противоположными» качествами, а также наличием положительных ассоциаций по поводу таких слов, как «младенец», «воспитание» и (что бы вы думали?) «шарады»... Ответы опрошенных тогда мужчин и женщин в среднем вписывались в задуманные авторами модели маскулинности и фемининности.

Принципиально новый подход к определению маскулинности и фемининности разработала в 1974 году американский психолог Сандра Бем. В отличие от всех предшествующих исследователей, заранее определявших маскулинные и фемининные качества, она предоставила их выбор обществу. С этой целью двум достаточно большим группам студентов с равным представительством мужчин и женщин было предложено оценить 400 человеческих качеств, исходя из того, насколько они необходимы для современных мужчин (этим занималась первая группа) и женщин (вторая группа). По результатам такой оценки было отобрано 20 наиболее маскулинных, 20 наиболее фемининных и 20 нейтральных качеств (одинаково присущих как мужчинам и женщинам), половина из которых была положительными (например, «способный помочь в трудную минуту»), а половина — отрицательными (например, «тщеславный»).

Фемининными качествами оказались такие: уступчивая, жизнерадостная, застенчивая, нежная, падкая на лесть, преданная, женственная, умеющая сочувствовать, заботливая, понимающая других, сострадающая, способная утешить, говорящая тихим голосом, теплая (сердечная), мягкая, доверчивая, инфантильная, не любящая ругательств, любящая детей, спокойная.

Маскулинными качествами были признаны такие: верящий в себя, склонный защищать свои взгляды, независимый, спортивный, напористый, сильная личность, аналитичный, способный к лидерству, склонный к риску, быстро принимающий решения, полагающийся только на себя (самодостаточный), властный, мужественный, имеющий собственную позицию, агрессивный, склонный вести за собой, индивидуалист, соревновательный, амбициозный (честолюбивый).

Предбрачное ухаживание

Особенности

1. Общение «масок»

2. Идеализация партнера («эффект ореола») 1 положительное качество распространяется на всю личность.

3. Возникновение симпатии (аттракция).

Аттракции способствуют

- внешняя привлекательность

- соц. демографич. принципы – особенности поведения, соц статус

- прописка, место проживания (не всегда).

- пространственная близость, частота встреч, длительность и интенсивность общения, сходство установок.

Ф-иипредбрачного общения:

1. Проекция совместной жизни. Важно вербализировать проблемы.

2. Накопление опыта совместных переживаний и впечатлений

3. Узнавание др.др, уточнение и проверка принятого решения об отношениях именно с этим партнером.

Это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С.В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

1. На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С.В. Ковалева, следует обратить внимание на:

особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания – проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания – это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патрии матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным – жена. В неоматриархальной – наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» – своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С.В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».

Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать на себя серьезные обязательства. В то же время последствия обычно не заставляют себя ждать: большинство беременностей у нерожавших женщин происходит вне брака – 61,7% от всех зачатий, причем в 16-17 лет – 95,6%, в 25-29 лет - 54,9%.

В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:

способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;

способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает В.А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Роли в семье

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

· рождение и воспитание детей,

· создание и поддержание дома,

· обслуживание семьи,

· преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

· приспособленность к зависимости,

· терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

· преданность матери своих детей,

· экономическая безопасность и защита семьи,

· поддержание семейной власти и контроля,

· принятие основных решений,

· эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

· обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

· сохранения внешней привлекательности,

· обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

· поддержания полезных для мужа социальных контактов,

· живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

· обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

· восхищения женой,

· рыцарского отношение к ней,

· ответной романтической любви и нежности,

· обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

· проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

· экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

· общей ответственности за детей,

· участия в домашней работе,

· распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

· готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),

· равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.

А от мужа:

· принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С.В., 1988, с. 137).Лидерство в семейных отношениях

Мужчина - глава семьи.Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.

Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.

Идеальным браком можно считатьравное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.

Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.

Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели - счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Сексуальные отношения в браке. Формирование сексуального сценария.

Сценарий— это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей., сценарием считается то, что человек еще в дет­стве планирует совершить в будущем; а жизненный путь — это то, что происходит в действительности1.

С первых месяцев ребенка учат не только что де­лать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А, кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме также прочно, как если бы они были про­граммами, заложенными в память компьютера. В бо­лее поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или автономии, является просто свободой выбора определенной программы, практически без из­менений. Некоторые люди получают чувство свобо­ды, что обычно означает одно из двух: 1) либо они используют несколько программ, заложенных в ран­нем детстве, просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они переворачивают некоторые программы наоборот и делают противоположенное тому, о чемони говорят.

В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчива­ет свой сценарий или жизненный план, в большинстве случаев продиктованный его родителями. Т. е. план на будущее составляется в основном по семейным ин­струкциям и образцам.

На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать ситуация зачатия. Она начинает скла­дываться тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы се­мьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают родить сына. Если рождается сын, сценарий вруча­ется ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает все время смут­ное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком.

Большое значение имеет, то каковы были обстоя­тельства и как подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители счи­тали секс пошлостью, развлечением или священнодей­ствием. Отношение родителей к интимной жизни мо­жет быть перенесено на ребенка.

Сексуальный сценарийявляется составной частью жизненного сценария. Компонентами сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сек­суальном плане1.

Интимный контакт давно уже утратил для челове­ка свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные смыслы. Он может быть средством

• релаксации (уменьшение общего напряжения), разрядки полового напряжения;

• прокреации (продолжение человеческого рода),

• рекреации (восстановления);

• получение чувственного удовольствия;

• познания, удовлетворения любопытства;

• общения (когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности);

• полового самоутверждения, проверки (и демон­страции) своих возможностей;

• достижения каких-то неэротических целей;

• поддержания определенного ритуала;

• привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционально­го удовлетворения.

Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленно­го много не физиологического, а психологического, глубоко личностного.

Супружеские конфликты

Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведе<

Наши рекомендации