Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативных следствий развода
Данные исследований позволяют утверждать, что дисгармоничные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий. Возрастание числа проблем и реакций дезадаптации детей констатируется во враждебной конфликтной семье как до развода, так и длительное время после него. Иными словами, если вы хотите причинить меньше зла своим детям и ваш брак распался, — расставайтесь с супругом красиво. Типичной поведенческой реакцией детей младшего школьного возраста и подростков на развод является непослушание, негативизм, бунт, протест, антисоциальное поведение.
Э.М. Хетерингтон и В.Г. Клингемпел сравнивали на протяжении 26 месяцев три группы детей — из обычных семей, из разведенных и из семей, заключивших повторный брак.Было обнаружено, что дети в семьях, не переживших семейный кризис (развод и повторный брак), отличались большей компетентностью и наименьшим числом поведенческих проблем по сравнению с другими группами. Гармоничный тип воспитания во всех группах обеспечивал лучшие показатели социальной адаптации ребенка.
В другом исследовании на протяжении пяти лет изучалось влияние развода на развитие детей трехлетнего возраста. Было показано, что главные факторы, определяющие успешность преодоления ситуации развода, — это качество жизни семьи в постразводный период и характер отношений ребенка с матерью. Тем не менее почти 40% детей обнаруживали явные или умеренные признаки депрессии вследствие прерывания отношений с отцом, особенно если ранее была сформирована эмоциональная к нему привязанность. Другим симптомом реакции на сепарацию с отцом были признаки возрастного регресса. Тендерные различия состояли в том, что девочки первоначально выявили более выраженные реакции дистресса, чем мальчики, но динамика адаптации у них была более благоприятна.
Исследование особенностей реагирования детей дошкольного возраста на развод показало, что дошкольники из разведенных семей испытывали существенные трудности на протяжении года после развода, но на втором году их показатели эмоционального статуса и личностного развития оказались благополучнее, чем у детей из дисгармоничных семей. Первые два года после развода у дошкольников наблюдалась неблагоприятная симптоматика нарушений эмоционально-личностного развития, затем происходила оптимизация, и через 3—4 года при благоприятных условиях воспитания не наблюдалось никаких признаков перенесенной психологической травмы.
Факторами, влияющими на успешность адаптации детей 3—6 лет к разводу, оказались тип семейного воспитания и родительства, характер общения с отцом, особенности взаимоотношений разведенных супругов, информированность ребенка о разводе. Так, авторитетное родительство, эмоциональное принятие ребенка, забота и внимание родителя, общение и совместная деятельность с ним способствовали успешному преодолению ребенком ситуации развода. Возможность беспрепятственных встреч и общения с отцом, уверенность в его любви и расположении явились важным условием стабилизации эмоционального состояния ребенка. Напротив, конфликты и ссоры между родителями, агрессивное поведение, выяснение отношений, взаимные угрозы, вовлечение ребенка в сферу противостояния и борьбы, использование детей как средства шантажа, давления и запугивания бывшего супруга самым негативным образом сказывались на нервно-психическом здоровье ребенка и его эмоционально-личностном развитии. Положительное воздействие на успешность преодоления детьми психологической травмы развода оказывало открытое обсуждение с ними ситуации развода. Табуирование темы развода, уход от «лишних» вопросов, равно как и обвинения в адрес второго родителя, приводили к вытеснению и подавлению значимой для ребенка проблемы и в конечном счете к невротизации и искажению его личностного развития.
Результаты работы Д. Баумринд изучавшей особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей, позволили выделить следующие факторы, влияющие на характер переживания детьми развода: пол родителя, пол и возраст ребенка, особенности поведения родителей в постразводный период.
Пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние на эффективность преодоления ситуации развода. Значительно большее число поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети оставались в семье с родителем противоположного пола. Например, мальчики испытывали больше трудностей, чем девочки, если после развода оставались с матерью. Отношения мать—сын после развода складываются наиболее сложно, возможно из-за проекции на сына негативных качеств отца—виновника распада семьи, или чувства вины, которое неосознанно принимает на себя сын, идентифицируя себя с отцом, или чувства солидарности с отцом и негативной установки в отношении матери как виновницы разрушения семьи. Аналогично девочки тяжелее переживали развод, чем мальчики, если оставались жить с отцом. Однако в семьях с подростками,, независимо от их пола, всегда резко возрастало количество проблем, если дети оставались жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположение, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведение детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.
Влияние пола и возраста ребенка на характер переживания развода и адаптацию к его следствиям находит выражение в следующих тенденциях. Дети всех возрастов реагируют резким всплеском поведенческих проблем на развод родителей. Однако характер, выраженность, степень дезадаптивности реакции имеют возрастную специфику. В младенческом возрасте такое влияние неблагоприятно и сказывается опосредованно через ухудшение социальной ситуации развития, качества материнской заботы, эмоционального состояния матери. У младших школьников менее заметна негативная симптоматика — успеваемость, дисциплина, — но эти последствия более стабильны. Максимально неблагоприятно указанное влияние в подростковом возрасте, хотя у подростка уже есть ресурсы для самостоятельного переосмысления ситуации. Очень тяжело, когда дети сами взрослые, — развод родителей воспринимается ими как утрата стабильности мира. И повторные браки родителей тоже, даже после вдовства.
Итак, самыми уязвимыми оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки того же возраста адаптируются значительно быстрее. Однако чем старше дети, тем более совершенными стратегиями совладания с трудной ситуацией они владеют. Старшие подростки компенсируют проблемы сепарации, дефицита любви, принятия и интимности отношений с родителями в общении с друзьями, старшими товарищами, наставниками. Младшие, будучи ограничены в возможности получения поддержки вне семьи, испытывают серьезные эмоциональные проблемы. Очень часто для подростков развод родителей становится причиной крушения идеала романтической любви, следствием чего бывает уход подростка в собственные сексуальные — без любви — отношения.
Долговременные последствия развода для психического развития ребенка зависят от поведения матери и отца. На эффективности переживания детьми развода оказывают влияние эмоциональная стабильность родителя, с которым ребенок остался жить; возможность сохранения полноценного общения с родителем, покинувшим семью; характер отношений между бывшими супругами — родителями ребенка. Как правило, после развода дети оказываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чувство личностной несостоятельности. После развода матери часто меняются на глазах у детей — становятся возбужденными, напряженными, амбивалентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонными к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и пр. Нехватка времени приводит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспитательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивности, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок переживает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчемности. Пытаясь вернуть внимание матери, ребенок прибегает к социальным провокациям, его поведение еще более выходит за границы дозволенного, мать усиливает нажим, давление, использует силовые методы — и развитие отношений происходит по принципу порочного замкнутого круга.
Наличие братьев и сестер в семье неоднозначно влияет на характер совладания с трудной Жизненной ситуацией. Сиблинги могут усилить конкуренцию за «тающую родительскую любовь» и тем самым еще более дестабилизировать семейную жизнь. Ситуация соперничества и конфронтации сиблингов в разведенной семье более характерна для мальчиков. Альтернативой соперничеству сиблингов может стать ситуация возрастания их сплоченности и близости, когда братья и сестры ищут эмоциональной поддержки друг у друга.
Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмысления родителем ее значения и от аффективной окраски переживания этого факта. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личностной недостаточности, наконец вызвать трудности при создании собственной семьи. Вместе с тем подобный мрачный прогноз далеко не всегда становится реальностью. Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье. Родителю, проживающему отдельно, необходимо предоставить возможность равноправного участия в воспитании и полноценного общения и сотрудничества с ребенком. Ограничениями для такого общения могут быть лишь асоциальное поведение родителя, склонность к алкоголизму, высокая конфликтность, действия, представляющие угрозу физической, личностной и психологической безопасности ребенка.
Позитивное развитие ребенка в неполной семье определяется рядом факторов:
· Хорошее функционирование родителя. Альтруистическое самопожертвование матери — пренебрежение ею своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, — как правило, не порождает ответной готовности у ребенка и не делает его счастливым, поскольку подобная позиция находит выражение в искажении воспитания по типу потворствования и провоцирует искажение личностного развития ребенка, приводит к росту конфликтов и конфронтации в подростковом возрасте, в период автономизации ребенка. З. Матейчек писал о том, что для того, чтобы ребенок был счастлив, родитель тоже должен быть счастлив.
· Родители в неполной семье должны сохранять позитивные отношения и возможность сотрудничества в области воспитания ребенка хотя бы на паритетных началах. Категорически должны быть исключены любые попытки искажения образа экс-супруга, нельзя уходить от разговоров об отце и избегать упоминаний о нем. Родителям необходимо работать над завершением эмоционального развода с тем, чтобы можно было открыто сказать друг другу: «Мы больше не супруги, но мы по-прежнему остаемся вместе как мать и отец нашего ребенка. Он нуждается в нас обоих, а мы — в нем. Значит, мы нужны друг другу. У нас общие радости и общие горести. У нас общие интересы, и мы должны научиться работать вместе ради нашего ребенка».
· Необходимо расширять круг общения ребенка: Нужно создать условия для опробования и реализации его интересов — в клубах, кружках, секциях.
· Нельзя превращать ребенка в предмет торговли, в средство манипулирования супругом. Часто родители пытаются купить любовь ребенка (подарки, блага и т.д.). Как правило, если отцу не были предоставлены возможности для общения с сыном, он пробует завоевать его доверие и расположение «обходными путями» — игрушками, сластями, развлечениями, подарками, поездками и пр. Сообразив, что родители конкурируют за его симпатию, ребенок примет предложенную стратегию поведения и начнет сам спекулировать на чувствах родителей. Крайне неблагоприятная ситуация складывается в тех случаях, когда «война за ребенка» продолжается и после развода, принимая крайние формы вплоть до похищения. Профилактикой невротизации и нарушений личностного развития ребенка должна стать психологическая работа с родителями, направленная на решение двух задач — создания условий для благополучного завершения эмоционального развода супругов и формирования умения сотрудничать в решении задач воспитания ребенка.
Повторный брак
Семья, образующаяся в повторном браке, характеризуется более сложной картиной развития, чем семья первого брака. В случае повторного брака пересекаются две линии развития семьи. Первая — последовательность стадий жизненного цикла семьи, обусловленных реализацией воспитательной функции и возрастом членов семьи. Вторая — специфические для повторного брака этапы развития: сепарации/развода; неполной семьи; ухаживания и повторного брака
С. Кратохвил [1991] выделяет следующие типы повторных браков: 1) брак, где один из супругов ранее состоял в браке, а второй не состоял; обычно это брак разведенного мужчины со свободной и значительно более молодой женщиной; 2) брак разведенных супругов, прежде состоявших в браке; как правило, это брак разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми; 3) брак, в котором участвуют вдовцы или вдовы.
Каждый из перечисленных типов брака имеет свои отличительные особенности и проблемы. В исторической ретроспективе преобладали браки с участием вдов и вдовцов по типу брак — смерть супруга/супруги — повторный брак. В современном обществе большая часть повторных браков строится по принципу брак — развод — повторный брак. Повторные браки условно можно разделить на две группы: те, в которые вступают партнеры, не имеющие детей от предшествующих браков, и те, в которых у одного или обоих супругов есть дети от предшествовавших браков. В последнем случае говорят о воссозданных, или смешанных, семьях. Именно смешанные семьи, включающие такие роли, как отчим, мачеха, пасынок, падчерица, испытывают наибольшие трудности при формировании новой семейной системы. Принципиальное различие между браком, в котором один или оба супруги разведены, и браком вдовцов состоит в том, что бывший партнер по браку, являющийся отцом/матерью детей, жив. Особенно острая проблема установления адекватной системы отношений между родителем, проживающим без детей, и новой семьей возникает тогда, когда новый супруг претендует на активную реализацию своей роли отчима или мачехи и пытается конкурировать с бывшим супругом. Обычно требуют психологического консультирования и сопровождения случаи, когда новый супруг принимает решение юридически оформить опекунство (усыновление/удочерение) ребенка, тем самым «подводя черту» под историей первого брака.
Задачи повторного брака, определяющиеся основной целью создать условия объединения трех и более семей для образования новой семейной системы, таковы: 1) определение новых границ семейной системы, состава семьи, правил и норм взаимодействия; 2) создание новой ролевой структуры семьи с учетом прежнего опыта главенства, распределения ролей и осуществления функций контроля; 3) формирование нового семейного самосознания, семейной культуры и семейной истории.
История брака первого типа (разведенный мужчина — молодая свободная женщина), как правило, предполагает любовную связь будущих супругов, ставшую причиной или поводом распада прежней семьи. Генезис новой семьи, соответственно, сопровождается переживанием чувства вины различной интенсивности у обоих или одного супруга; разлуки и тоски по общению с детьми, обновления и радости освобождения от «двойной жизни» (чувство «начала новой жизни») у мужа; доверия и делегирования ответственности за благополучие семьи у жены. Достаточно часто отношения между супругами строятся по принципу ролевого взаимодействия муж—«родитель» — жена— «ребенок». Основные проблемы новой семьи связаны с реализацией супругом роли отца и необходимостью материальной поддержки детей в старой семье, что может существенно влиять на уровень жизни в новом браке. Чувство вины и неразрешенность эмоционального развода супруга, сохранение старой эмоциональной привязанности могут стать источником конфликтов, ревности, спровоцировать супружеские измены.
По-иному разворачивается сценарий семейной жизни в случаях, когда знакомство с будущей супругой и время ухаживания приходятся на период после развода. Факторами благополучия здесь выступают отсутствие чувства общей вины у супругов за крах старого брака и возрастание вероятности формирования партнерских отношений с прежней семьей в решении вопросов воспитания детей. Факторы риска — поспешность заключения нового брака без должного познания партнерами друг друга и установления подлинной интимности межличностных отношений, а также неадекватная гипертрофия мотива самоутверждения разведенного супруга посредством заключения нового брака.
Вероятность стабильности и устойчивости брака первого типа возрастает в том случае, когда в старом браке детей в семье не было. Вместе с тем во всех трех перечисленных вариантах жизнестойкость и судьба повторного брака определяются доброй волей супругов, их готовностью работать на благо нового союза, социальной и коммуникативной компетентностью и личностной зрелостью.
Повторный брак второго типа (разведенный мужчина — разведенная женщина, имеющая детей) основывается на неудачном опыте супружеской жизни обоих партнеров. В этом слабость и одновременно сила нового брачного союза. Слабость в том, что «приданым» обоих супругов являются разочарование, несбывшиеся надежды, ригидные и неэффективные модели ролевого супружеского поведения, деструктивные способы разрешения конфликтов. Сила — в надеждах, рациональности, большей толерантности и готовности пойти навстречу партнеру в решении проблем. Ключевым моментом здесь оказывается установление отношений отчима и детей от первого брака жены. Полноценное включение супруга в процесс воспитания детей при сохранении роли родного отца является одной из наиболее сложных проблем новой семьи. Однако без решения этой проблемы в условиях отстранения и дистанцирования нового супруга от детей по принципу «твои дети — ты их и воспитывай» новый брак оказывается нежизнеспособным и обреченным на распад. Нередко супруги связывают надежды на укрепление семьи и упрочение детско-родительских отношений с рождением общего ребенка. Однако его рождение часто приводит к противостоянию в семье и эскалации конфликта по поводу детей.