Социально-психологические аспекты личности
В социальной психологии изучаются стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека: Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация.
В социальной психологии сложилась своя типология личности. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А и типа Б и другие.
Социально-психологические качества личности – это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. Оба ряда качеств формируются в условиях реальных социальных групп, в которых функционирует личность.
Вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности.
Предметом анализа перечня качеств часто являются качества, изучаемые при помощи личностных тестов (тесты Г. Айзенка, Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов. Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные», где в одном ряду перечисляются такие характеристики как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п.
Иногда выделяется особая группа качеств. Так, социально-психологические свойства личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам. Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей;
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству);
4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.) (Бобнева, 1979, С. 42-43).
Социализация личности
В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация -это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».
Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Он употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта. В этом смысле термин «социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которого человек с определенными задатками приобретает необходимые ему для жизнедеятельности в обществе качества.
В узком смысле под социализацией понимают процесс и результат освоения человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение его в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы.
Социализация в узком смысле является важным для общества и различных группсоциальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества и специальных средствгруппового влияния и контроля.
Институциональная и групповая социализация преследуют цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с их характером и требованиями она задает общие направление, характер и рамки формирования человека как представителя данной общности, группы.
Социализация специфична в том, что только социальные механизмы не могут обеспечить достижение заданных обществом или группой целей. Необходимо еще «срабатывание» сложных механизмов, связанных с социальной регуляцией поведения человека, интернализацией им норм и ценностей и т.п. Включение этих механизмов «переводит» социальный процесс на инойуровень социально-психологических процессов и закономерностей. На этом уровне социальное развитие личности не сводится к процессам социализации.
Важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций – типизации и индивидуализации. Они по-разному проявляются на стадиях социального развития личности, в отношении форм развития и у различныхиндивидов.
К ведущим феноменам социализации относят усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации личности:
· идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим;
· подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т.д.);
· внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
· социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);
· конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Психоаналитики выделяют четыре психологических механизма социализации:
· имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.;
· идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через нее дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные;
· стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
· чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
Стадии социализаци
Процесс социализации начинается с рождения человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.
Вопрос выделения стадий социализации пересекается с периодизацией психического развития человека (опирается на внутреннюю характеристику личности или на межличностные отношения). Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит на других основаниях - делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.
В отечественной социальной психологии сделан акцент на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Согласно этому выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
1. Дотрудовая стадия - охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:
· ранняя социализация - охватывает время от рождения до поступления в школу;
· стадия обучения - включает весь период юности.
2. Трудоваястадия - охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности. Особое значение этой стадии: личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его; идеи непрерывного образования, в том числе образования взрослых; актуализация исследований по акмеологии (наука о зрелом возрасте).
3. Послетрудоваястадия социализации представляет собой сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны. Первая: понятие социализации бессмысленно в применении к периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются; этот период нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта». Вторая: сохраняется социальная активность лиц пожилого возраста. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук. Увеличение продолжительности жизни, социальная политика государств приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место - увеличивается его удельный вес. Сохраняется трудовой потенциал пенсионеров. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона (8 стадия - зрелость).
Содержание понятий «социальная установка личности и «аттитюд»
М. Смитразработал трехкомпонентную структуру социальной установки (1942). В структуре социальной установки выделены:
1) когнитивный компонент (знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка);
2) аффективный компонент (эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом);
3) поведенческий компонент (реальные или потенциальные действия в отношении объекта).
В структуре одной социальной установки эти компоненты могут быть согласованными и рассогласованными. В согласованных социальных установках, их составляющие не противоречат друг другу. Например, социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. По отношению к человеку вызывает последовательные положительные или отрицательные действия по отношению к нему. В рассогласованной социальной установке отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его. Она порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку.
В ходе изучения социальных установок выделены три основные функции, которые они выполняют в обществе:
1. познавательная.Установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как они будут познаны. Реализуется через когнитивную составляющую;
2. выразительная.Установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу. Реализуется через эмоциональный компонент;
3. приспособительная. Установки (если они соответствуют реальному состоянию общества, группы) позволяют индивиду адаптироваться в обществе, в данной группе. Реализуется через поведенческий компонент.
Целостность социальной установки представлена в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» В.А. Ядова (1975).
Понятием, аналогичным понятию «социальная установка», является «аттитюд». Это создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредования. В.Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой аттитюд (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями.
Аттитюд - широко используемый в разных областях термин. Этимологию обычно усматривают во фр. - «поза» или в лат. - пригодность, соответствие.
В традиционной психологии личности аттитюд рассматривался как внутренняя эффективная ориентация (предварительная настройка), зависящая от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.
В социальной психологии аттитюд - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта определенным образом.
Многие аттитюды формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания. Неустойчивость аттитюдов активно и часто недобросовестно используют рекламные компании.