Соотношение этнической и национальной идентичности
Этническую идентичность можно рассматривать как важнейшую основу внутригруппового и межгруппового взаимодействия и призму, через которую преломляется окружающий мир. Этничность возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами. Поэтому она как зависимая переменная эффективно используется этническими элитами в борьбе за власть в качестве идеологического маркера этнических границ. Эта ключевая характеристика этничности явилась еще одной причиной ее рассмотрения в качестве инструмента, с помощью которого можно не только укреплять границы, но и регулировать их проницаемость.
Служа внутриэтнической интеграции, этничность одновременно оказывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в полиэтническом обществе в целом. Этничность выполняет функцию культурной отличительности, но этнические границы становятся более плотными и искусственными, когда этнокультурная вариативность групп сменяется нарастанием противоречий в их требованиях. В этом случае этническая граница представляет уже линию столкновения этничностей. Из оборонительной, защитной она способна превращаться в психологический инструмент отчуждения и этнической дезинтеграции в обществе. На основе социально-перцептивных механизмов, регулирующих межгрупповое восприятие, происходит накопление негативной информации, избирательность восприятия на этносоциальной основе, уменьшение внутригрупповых и усиление межгрупповых различий, генерализация эмоций по этническому критерию, перенос ответственности и вины на другую группу и внешние обстоятельства, переоценка различий в культуре. А естественная любовь к своему народу трансформируется в политическую доктрину этнонационализма, поддерживаемую массами.
В силу каких особенностей этничности это происходит и почему ее можно рассматривать как инструмент очерчивания этнических границ? Этничность имеет свою специфику, которая определяет особенности приграничья, характер этнической границы и ее проницаемость. Во-первых, этничность связывает и солидаризует на основе группового членства. Солидарность в качестве одного из главных признаков этничности выделяется большинством исследователей, начиная от Т. Парсонса. Р.Г. Абдулатипов определяет этничность прежде всего как «своеобразную форму солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач».
Во-вторых, этничность мифологична и в этом ее мобилизующая сила. Ее главная опора - идея или миф об общих культуре, происхождении, истории. Г. Лебон писал, что из всех факторов развития цивилизаций иллюзии составляют едва ли не самый могущественный. Своей квазирационалъностью миф (особенно научный) вербует новых сторонников, убеждает их, мобилизует на коллективные действия; миф искажает факты, тем самым устраняя «неудобную» реальность, разрушая рациональные аргументы оппонентов. В связи с этой особенностью важными индикаторами этнической границы являются интенсивность и характер этномобилизационных процессов, а также различия между группами в базовом наборе психокультурных характеристик или психологических универсалий.
В-третьих, этничность в функции отношений с другими этническими группами, складывающихся по принципу оппозиции, может быть конфронтационна. Всякое объединение противопоставляет, как подчеркивал Б.Ф. Поршнев. Чрезмерно возрастающая этничность связана с усилением этнической нетерпимости, являющейся одним из проявлений конфронтационности. Важнейшим фактором гиперэтничности является также желание отделиться от других.
В-четвертых, этничность – «родом из прошлого». Даже если это «возрожденная», «навязанная» этничность, которая в значительной степени формируется этнократической политикой и мало считается с «естественными» факторами. Как известно, в смутные времена, когда настоящее кажется хаосом, а будущее непредсказуемо, целые народы обращаются к своей истории. Именно там мы оставляем самые проверенные и надежные жизненные ориентиры и туда возвращаемся не только когда становится неуютно в настоящем, но и в поисках виновников реальных и воображаемых обид.
В-пятых, этничность обладает, по образному выражению С. Лурье, «двойным дном» - этническая культура, лежащая в ее основе, разделяется на культуру «для внешнего» пользования и «внутреннего пользования», скрытую от посторонних. В своей теории психокультурной интерпретации этнических конфликтов М. Росс фундаментальными ориентирами между «Я» и «другими» рассматривает психокультурные предрасположенности, которые коренятся в раннем опыте и включают культурно одобренные способы отношений внутри и вне общности.
И, наконец, в-шестых, этничность люди способны эмоционально переживать. Достоинство, гордость, обиды, неудовлетворенность, страхи присутствуют в межэтнических сравнениях. Эти чувства опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формируемые в процессе социализации индивида. Недостаток информации и эмоциональные императивы влияют на образы восприятия и в значительной степени объясняют иррациональность поведения сторон в ситуациях этнических напряжений и конфликтов. Избежать межэтнической напряжённости в обществе помогает формирование национальной (или гражданской) идентичности.
Концепция национальной идентичности Стивена Шульмана характеризуется тем, что национальная идентичность рассматривается как многоуровневая система. Давая определение национальной идентичности, С. Шульман указывает на три компонента, составляющих ее содержание и представляющих собой «…факторы, которые представители той или иной нации считают наиболее значимыми для их объединения, а также дифференциации их от представителей других партий, факторы, которые и являются в конечном счете основой идентификации с данной партией». К трем компонентам (вариантам) национальной идентичности ученый относит гражданскую, культурную и этническую идентичности.
Общий индекс национальной идентичности С. Шульмана включает 10 компонентов, в том числе 5 компонентов гражданской идентичности, 3 – культурной и 2 – этнической.
К компонентам гражданской идентичности отнесены:
§ общность территории;
§ гражданства;
§ приверженность определенной системы политических принципов или идеологии;
§ доверие к политическим институтам и равенство политических прав;
§ желание и согласие быть частью нации.
К компонентам культурной идентичности отнесены неполитические черты культуры:
· язык;
· религия;
· традиции.
Основными критериями этнической идентичности названы:
· происхождение;
· раса.
По мнению Н.М. Лебедевой, основой этнической толерантности является социально-психологическая общность, образованная по региональному (территориальному), а не по этническому признаку.