Предмет, задачи педагогической психологии, ее структура
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Задачи педагогической психологии:
1. Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения.
2. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.
3. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
4. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
5. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
6. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
7. Изучение психологических основ деятельности педагога;
8. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
9. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
10. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
Образовательный процесс как объект педагогической психологии
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Образование – понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения и воспитания;
4) система.
Образование как системаможет рассматриваться в трех аспектах, в качестве которых выступают:
социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднию школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное», дополнительное.
Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.
Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый – образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Второй план существования результата образования – это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации.
Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессионально- содержательной.
Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования.
В качестве общего определения интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих сегодня выступает понятие «компетенция/компетентность». Это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только когнитивную и операционально–технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Рассматривая образовательный процесс в широком смысле слова И.А. Зимняя выделяет три группы ключевых компетенций:
– компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.