Становление педагогической психологии как науки

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. В становлении и развитии педагогической психологии традиционно выделяется три этапа.

Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. Данный период И.А. Зимняя называет общедидактическим с «явно ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего, представлен именами Я. А. Коменского (1592-1670), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1776-1841), Ф.А. Дистервега (1790-1866), К. Д. Ушинского (1824-1870), П. Ф. Каптерева (1849-1922).

Работы К.Д.Ушинского, прежде всего книга "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. К.Д. Ушинский формулировал ответы на основные вопросы, стоявшие в то время в педагогике: о психологической природе воспитания, соотношении обучения и развития; взаимосвязи обучения и воспитания и другие. Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии П. Ф. Каптерева – одного из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Современное научное толкование образования как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников также принадлежит этому ученому.

Итак, первый этап характеризовался, с одной стороны, доминированием механистических представлений, восходящих к работам И. Ньютона, эволюционных идей Ч. Дарвина, ассоциативным представлением психической жизни, сенсуализмом Дж. Локка. С другой стороны, это этап преимущественно умозрительных, логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности.

Второй этапдлился с конца XIX до середины XX века. В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий и используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивается и оформляется одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем.

Данный этап характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии(Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. В этом направлении на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

Педагогическая психология как науки становится в полном смысле слова самостоятельной отраслью знаний. Об этом свидетельствует не только использование тестовой психодиагностики, широкое распространение школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ, возникновение педологии как комплексном психолого-педагогическом направлении, но и попытки научной рефлексии образовательного процесса, его теоретического понимания.

Основанием для выделения третьего этапаразвития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 1960-х гг. Л. Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М. И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В 1950-е гг. появились первые публикации П. Я. Гальперина и затем Н. Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности. Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л. В. Занкова. Становление педагогической психологии как науки - student2.ru В этот же период С. Л. Рубинштейн дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний.



Наши рекомендации