Тема: Социально-психологические аспекты воспитания

Цель занятия: формирование представлений о психологической сущности воспитательного процесса и основных проблемах воспитания.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Психологическая сущность процесса воспитания.

2. Возрастные аспекты воспитания.

3. Проблема развития личности в коллективе.

4. Понятие о самовоспитании. Методы самовоспитания.

5. Психологические основы семейного воспитания.

Семинарское занятие № 5

Тема: Психологические аспекты воспитания детей с проблемами в личностном развитии

Цель занятия: вооружить студентов способами психологического анализа и педагогической коррекции различных поведенческих нарушений.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Цели воспитания.

2. Воспитуемость и воспитанность как характеристики ЗАР и ЗБР в воспитании.

3. Средства и механизмы воспитания.

4. Социальные институты воспитания.

5. Понятие «трудновоспитуемость» в педагогической психологии.

Семинарское занятие № 6

Тема: Психология педагогического общения

Цель занятия: рефлексия собственных психологических особенностей, их влияния на качество педагогического общения

Учебные вопросы (проблемы):

1. Общая характеристика педагогического общения.

2. Средства педагогического общения.

3. Культура педагогического общения.

4. Затруднения в педагогическом общении.

Семинарское занятие № 7

Тема: Психология учителя

Цель занятия:проанализировать проблему взаимосвязи продуктивности педагогической деятельности и личностных особенностей учителя.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Современные требования к личности учителя.

2. Характеристика педагогических способностей и их проявление в педагогической деятельности.

3. Я-концепция педагога и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности.

4. Профессиональные деформации в личности учителя.

Семинарское занятие № 8

Тема: Средства педагогического влияния

Цель занятия:овладеть знаниями о целях, средствах, способах педагогического воздействия, педагогической этике, оценить результативность использования избранных средств воспитательным задачам.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Педагогические средства влияния на ученика.

2. Авторитарный (субъект-объектный) подход к воспитанию

3. Демократический (субъект-субъектный) подход к воспитанию.

Семинарское занятие № 9

Тема: Психологический анализ урока

Цель занятия: получение навыков самостоятельного психологического анализа урока.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

2. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

3. Схема психологического анализа урока.

Модуль 3. Социальная психология

Семинарское занятие №1

Тема: Лидерство и руководство

Цель занятия: провести анализ основных концепций лидерства, соотнести понятия лидерства и руководства в зарубежной и отечественной психологии.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Истоки и классические исследования лидерства и руководства.

2. Новые теоретические подходы к лидерству. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Теория социального научения. Теория конституентов и интерактивный анализ.

3. Формирование лидерства. Устранение деструктивного лидерства.

Семинарское занятие №2

Тема: Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях

Цель занятия: получить знания о механизмах межэтнического восприятия.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.

2. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

3. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации.

4. Социальная каузальная атрибуция.

Семинарское занятие №3

Тема: Стратегии разрешения конфликта

Цель занятия: провести анализ основных стратегий разрешения конфликта, определить ведущую стратегию с помощью опросника Томаса-Килмена.

Учебные вопросы (проблемы):

1. Понятие конфликта.

2. Межличностный конфликт.

3. Стратегии разрешения конфликта.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Модуль 1. Возрастная психология

Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

2. Письменные работы:

№1. Аналитическая работа над периодизациями возрастного развития и составление таблицы.

№2. Составление конспекта работы Л.С. Выготского «Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте» по методике Черила Форбса «Трёхчастный дневник».

3. Проведение эмпирических исследований и оформление лабораторной работы:

№1. Исследование готовности к школе по методу Керна-Йирасека.

№2. Исследование эмоциональной сферы младшего школьника с помощью проективного детского рисунка.

Наши рекомендации