Тема: Социально-психологические аспекты воспитания
Цель занятия: формирование представлений о психологической сущности воспитательного процесса и основных проблемах воспитания.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Психологическая сущность процесса воспитания.
2. Возрастные аспекты воспитания.
3. Проблема развития личности в коллективе.
4. Понятие о самовоспитании. Методы самовоспитания.
5. Психологические основы семейного воспитания.
Семинарское занятие № 5
Тема: Психологические аспекты воспитания детей с проблемами в личностном развитии
Цель занятия: вооружить студентов способами психологического анализа и педагогической коррекции различных поведенческих нарушений.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Цели воспитания.
2. Воспитуемость и воспитанность как характеристики ЗАР и ЗБР в воспитании.
3. Средства и механизмы воспитания.
4. Социальные институты воспитания.
5. Понятие «трудновоспитуемость» в педагогической психологии.
Семинарское занятие № 6
Тема: Психология педагогического общения
Цель занятия: рефлексия собственных психологических особенностей, их влияния на качество педагогического общения
Учебные вопросы (проблемы):
1. Общая характеристика педагогического общения.
2. Средства педагогического общения.
3. Культура педагогического общения.
4. Затруднения в педагогическом общении.
Семинарское занятие № 7
Тема: Психология учителя
Цель занятия:проанализировать проблему взаимосвязи продуктивности педагогической деятельности и личностных особенностей учителя.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Современные требования к личности учителя.
2. Характеристика педагогических способностей и их проявление в педагогической деятельности.
3. Я-концепция педагога и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности.
4. Профессиональные деформации в личности учителя.
Семинарское занятие № 8
Тема: Средства педагогического влияния
Цель занятия:овладеть знаниями о целях, средствах, способах педагогического воздействия, педагогической этике, оценить результативность использования избранных средств воспитательным задачам.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Педагогические средства влияния на ученика.
2. Авторитарный (субъект-объектный) подход к воспитанию
3. Демократический (субъект-субъектный) подход к воспитанию.
Семинарское занятие № 9
Тема: Психологический анализ урока
Цель занятия: получение навыков самостоятельного психологического анализа урока.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Психологический анализ урока в деятельности педагога.
2. Уровни (этапы) психологического анализа урока.
3. Схема психологического анализа урока.
Модуль 3. Социальная психология
Семинарское занятие №1
Тема: Лидерство и руководство
Цель занятия: провести анализ основных концепций лидерства, соотнести понятия лидерства и руководства в зарубежной и отечественной психологии.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Истоки и классические исследования лидерства и руководства.
2. Новые теоретические подходы к лидерству. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Теория социального научения. Теория конституентов и интерактивный анализ.
3. Формирование лидерства. Устранение деструктивного лидерства.
Семинарское занятие №2
Тема: Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
Цель занятия: получить знания о механизмах межэтнического восприятия.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
2. Этноцентризм как социально-психологическое явление.
3. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации.
4. Социальная каузальная атрибуция.
Семинарское занятие №3
Тема: Стратегии разрешения конфликта
Цель занятия: провести анализ основных стратегий разрешения конфликта, определить ведущую стратегию с помощью опросника Томаса-Килмена.
Учебные вопросы (проблемы):
1. Понятие конфликта.
2. Межличностный конфликт.
3. Стратегии разрешения конфликта.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Модуль 1. Возрастная психология
Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.
2. Письменные работы:
№1. Аналитическая работа над периодизациями возрастного развития и составление таблицы.
№2. Составление конспекта работы Л.С. Выготского «Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте» по методике Черила Форбса «Трёхчастный дневник».
3. Проведение эмпирических исследований и оформление лабораторной работы:
№1. Исследование готовности к школе по методу Керна-Йирасека.
№2. Исследование эмоциональной сферы младшего школьника с помощью проективного детского рисунка.