Тема. История становления социальной психологии (2ч)
Группа Пс-25. (3 этап)
1. Социальная психология (экзамен).
Самостоятельная работа слушателей
Тема. История становления социальной психологии (2ч)
Вопросы:
1. Основные этапы развития социально-психологических взглядов.
1. Первые социально-психологические теории: «Психология народов» (специфика подхода В.Вундта, М.Лацаруса и Р. Штейнталя); «Психология масс», её истоки в психологической концепции Р.Тарда и окончательное оформление в работах С. Сигеле и Г. Лебона; Теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла.
2. Русские ученые в социальной психологии.
3. Развитие социальной психологии в Беларуси.
4. Актуальные проблемы социальной психологии на современном этапе.
Задания:
1. Законспектировать статью Андреевой Г.М. Социальная психология / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 5-21. Анализ содержания статьи провести по следующей схеме:
Название дискуссии | Участники дискуссии | Обсуждаемые проблемы и вопросы | Выводы |
В статье выделить основные направления исследований в настоящее время в социальной психологии.
2. Выписать из предложенной литературы определения основных категорий социальной психологии: социальная общность, социальная группа, социальное познание, социально-психологический статус личности, социальная роль.
3. Составить схему «Классификация социально-психологических явлений», используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001 – С.164-167.
Литература
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 48- 221.
2. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
3. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб: Издательство «Питер», 2000.
4. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Тема. Методология и методы исследования (2ч)
Вопросы:
1. Специфика социально-психологического исследования.
2. Количественные и качественные методы в социальной психологии.
3. Методологическая триангуляция.
4. Классификация методов исследования в социальной психологии.
- Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования.
Задания:
1. Составить перечень методов для изучения социально-психологических характеристик личности.
2. Подобрать методику для диагностики динамических процессов в малой группе. Подготовить презентацию методики.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб заведений / Г.М. Андреева – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.- СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004.
3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000 .
5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004 .
6. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
7.Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д, Сирс – 10-е изд. – СПб: Питер, 2004.
8. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.
9. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.
Тема. Общение как социально-психологическое явление (4ч)
Вопросы:
1. Общение как процесс.
2. Функции, структура и средства общения.
3. Виды общения.
Задания:
1. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Коммуникация в деятельности практического психолога», « Юмор в общении клиента и психолога», «Социально-психологические аспекты употребления матерной речи», «Личностное пространство и общение».
2. Подобрать психологические упражнения и игры для развития умений и навыков коммуникации.
3. Подготовить презентацию книги по психологии общения.
Литература
1. Айслер _Мертц К. Язык жестов. – Пер с нем. К. Давыдовой. – М.: ФЛИР-ПРЕСС, 2006.
2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001 .
3. Бодалёв А.А. Психология общения, М.: Воронеж, 1996.
4. Кроник А.А. Кроник Е.А. Психология человеческих взаимоотношений. – М .,1998.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
6. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
7. Нэпп М., Холл.Д. Невербальное общение. Учебник – Спб.: Прайм –ЕВРОЗНАК», 2004.
8. Невербальные средства общения/ Серия «Высшее образование» - Ростов н / Д, Феникс, 2004.
Литература
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Дыгун М.А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович - Мозырь: Содействие, 2006.
5. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев. 1990. Психология влияния /сост. А.В. Морозов - СПб.: Питер, 2002.
7. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, задачи и функции социальной психологии.
2. Категории социальной психологии. Классификация социально-психологических явлений.
3. История становления социальной психологии как науки.
4. Развитие белорусской социальной психологии.
5. Методы социальной психологии.
6. Общение как социально-психологическое явление.
7. Уровни и критерии эффективности общения.
8. Фазовая динамика процесса общения.
9. Виды общения.
10. Структура и функции общения.
11. Межличностные отношения.
12. Понятие о вербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры общения.
13. Понятие невербальной коммуникации, её структура. Интерпретация невербального поведения.
14. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции.
15. Теории каузальной атрибуции.
16. .Понятие интеракции в социальной психологии. Структура и уровни взаимодействия.
17. Типы и стратегии взаимодействия. Межличностное взаимодействие как общение.
18. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп.
19. Понятие малой социальной группы. Основные характеристики малой группы.
20. Структура малой социальной группы.
21. Структура психологической власти в малой группе: лидерство и руководство.
22. Конформизм и конформное поведение.
23. Межгрупповое взаимодействие.
24. Эффекты межгруппового взаимодействия..
25. Процессы групповой динамики.
26. Влияние группы на личность.
27. Коллектив как высшая стадия развития группы.
28. Социально-психологические характеристики сложившейся группы. Групповая сплочённость.
29. Понятие о социальной установке. Функции аттитюдов.
30. Влияние аттитюдов на поведение.
- Просоциальное поведение. Гендерные особенности просоциального поведения.
- Агрессивное поведение личностные и ситуативные факторы агрессии.
- Социальные предубеждения ипредрассудки. Формы проявления социальных предубеждений. Преодоление социальных предубеждений.
34. Специфика социально-психологической проблематики личности.
35. Социальная идентичность. Теоретические направления в изучении социальной идентичности.
36. Социализация личности. Различные подходы к проблеме социализации.
37. Стадии социализации личности.
38. Механизмы социализации. Институты социализации.
39. Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности.
40. Межличностная аттракция. Внешние и внутренние факторы аттракции.
41. Структура и механизмы социально-психологического воздействия.
42. Сущность и характеристики толпы. Виды толпы.
43. Массовая коммуникация.
44. Самость личности. Многообразие теоретических подходов к изучению самости.
- Социальная идентичность как существующая самость.
46. Я – концепция в структуре самости.
Тематика рефератов
№ п/п | Тема |
1. | Динамические процессы в малой группе. |
2. | Влияние меньшинства в группе. |
3. | Коллектив как высшая стадия развития группы. |
4. | Исследования в школе «групповой динамики» К. Левина. |
5. | Коллектив как высшая стадия развития группы. |
6. | Феномен лидерства. |
7. | Экология функционирования группы. |
8. | Теории сплочённости в зарубежной социальной психологии |
9. | Теории сплочённости в отечественной социальной психологии |
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
№ п/п | Перечень | Год издания |
1. | Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. | Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. |
2. | Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. | М.: Аспект Пресс, 1997 . |
3. | Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. уч. зав. / Г.М. Андреева | М.:Аспект Пресс,2006. |
Андриенко Е. Социальная психология. | М., 2002. | |
Битянова М.Р. Социальная психология: наука практика и образ мыслей: Учебное пособие. | М.: ЭКСМО –Пресс, 2001. | |
Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. | М, 2003. | |
Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. | М.: ВЛАДОС ПРЕСС,2003. | |
Майерс. Д. Социальная психология. | СПб.: Питер, 1997 | |
9. | Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. | М.: Академический проект, 2003. |
10. | Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник. | Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. |
11. | Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, И.В. Солодникова, А.А. Деркач. | М.: Академия, 2002. |
Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник. | М., 2004. | |
Социальная психология в трудах отечественных психологов. | СПб: Изд-во «Питер», 2000 . | |
Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. | М., 2003. | |
Социальная психология. Методические рекомендации для семинарских занятий. | РИО, Барановический госуниверсистет, 2009. | |
16. | Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. | М.: Аспект Пресс, 1999. |
17. | Социальная психология: практикум для студ высш. учеб. Заведений / Под ред. Г.М. Андреевой | Москва, 2006. |
18. | Социальная психология: практикум \ авт.-сост.: М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, Л.В. Цалко; под общ. ред. М.А. Дыгуна. | Мозырь:УО МГПУим. И.П. Шамякина, 2008. |
19. | Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. | Мн.: АСАР, 2005 |
4.2. Дополнительная литература
№ п/п | Перечень | Год издания |
1. | Кисилёв И.Е. Основы социальной психологии. | Мн., 2000. |
Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. | СПб.: Питер, 2001 | |
Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С. | М., 2001. | |
Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник. | М.: ТК В, ,2004. | |
Руденский Е.Р. Социальная психология. Курс лекций. | М.: ИНФРА, Новосибирск, 1997. | |
Социальная психология. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям / Милашевич Е.П., Богданович О.В. | Витебск, 2005. | |
7. | Петровская Л.А. Компетентность в общении. | М., 1989. |
Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной | СПб.: Питер, 2001. | |
Психология влияния /сост. А.В. Морозов.. | СПб.: Питер, 2002 | |
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. | Спб., 2000. | |
Перспективы социальной психологии / Авермат Э, Арчер Дж., Бирхофф Г. и др. | М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. | |
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. | М.,1993. | |
Кроник А.А. Кроник Е.А. Психология человеческих взаимоотношений. | М .,1998. | |
Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. | Ростов н/Дону, Феникс, 2003. | |
Шибутани Т. Социальная психология. | Р/ на Дону, 1998. |
4.3. Литература для самостоятельного изучения
№ п/п | Перечень | Год издания |
1. | Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие для студентов. | М.: Инфра –М, 1998. |
2. | Берн. Ш. Гендерная психология. | СПб.; М., 2001. |
3. | Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / пер с англ. А.А. Грузберга. | Екатеринбург, 2001. |
4. | Доценко Е.Л. Психология манипуляции:феномены, механизмы и защита.. | СПб.: Речь, 2003 |
5. | Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА | .2000. |
6. | Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие / Коломинский Я.Л. | Мн., ТетраСистемс, 2001 |
7. | Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. | СПб.: Питер, 2001. |
8. | Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. | Ростов – н /Д, 1999. |
9. | Московичи С. Век толп. | М., 1998 |
10. | Степанов. С. Язык внешности. | Изд-во Эксмо, 2005. |
11. | Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. | СПб., 2004 |
12. | Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы | М., 1988. |
13. | Пиз А. Язык жестов. | Воронеж,1993. |
14. | Психология масс: хрестоматия / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). | Самара: БАХРАХ, 1998. |
15. | Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х томах / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). | Самара: БАХРАХ, 1999. |
2. Статистические методы в психологии (зачёт).
Самостоятельная работа слушателей
Тема 1. Место статистических методов психологических исследований. Первичная обработка экспериментальных данных психологических исследований.
Задания.
1) Исследователь проверял гипотезу о том, что подростки с более низким статусом обладают более высокой тревожностью, чем подростки с высоким соц. статусом. Статистический анализ сравнения двух групп подростков показал:
t(52)=14,32; p<0,05
Какой максимально корректных вывод можно сделать на основании этих данных?
2) Исследователь поверял гипотезу о том, что плохая успеваемость в школе приводит к увеличению школьной тревожности. Корреляция между средним баллом и тревожностью оказалась
r=0,72 (p=0,061)
Какой максимально корректных вывод можно сделать на основании этих данных?
3) Укажите тип следующей шкалы:
академический статус как мера продвижения по службе
«ассистент – доцент – профессор»
4) Необходимость применения математических методов в психологии вызвана:
А) потребностью проверить прогнозы и интерпретации поведения людей, сформулированные на уровне здравого смысла и личного опыта.
Б) стремлением продуктивно объединить психологию как «искусство» и психологию как «науку».
В) соблюдением принципа, согласно которому научное познание начинается с нуждающегося в эмпирической проверке утверждения.
5) Вывод о том, принадлежат ли объекты к одному или разным классам, тождественны ли они по измеренному свойству, можно сделать на основании:
А) порядковой шкалы.
Б) номинативной шкалы.
В) абсолютной (интервальной) шкалы.
6) Степень выраженности измеряемого свойства можно узнать в результате применения:
А) интервальной шкалы
Б) номинативной шкалы
В) ранговой шкалы
7) Сравнение объектов по выраженности измеряемых свойств можно проводить, используя:
А) метрической шкалы.
Б) шкалы порядка.
В) шкалы наименований.
8) Посмотрите на данные, которые Вы используете в своей работе (пол, цены, оценки, счета, посещаемость и т.п.) Каким образом Вы измеряете эти (переменные) данные?
9) Классифицируйте переменные, с которыми Вам приходится иметь дело, по типу шкалы исходя их операционных определений (измерения).
u уровень агрессивности "самый низкий-низкий-средний-высокий-самый высокий"
u ранжирование учеников в порядке возрастания их интеллекта
u "а-атлетик, б-астеник, в-пикник"
u "старший-средний-младший-единственный ребенок в семье"
u первое-второе-третье место в соревнованиях
u шкала интеллекта IQ
u время решения теста по мат.статистике
u а-сладкое, б-горькое, в-кислое
u процент правильных ответов теста
10) Определите меры центральной тенденции
- Вычислите моду:
4, 2, 6, 7, 5, 10
4, 2, 4, 2, 4, 2, 6, 6, 6
4, 2, 4, 2, 4, 2
4, 4, 4, 4, 4
1, 4, 3, 3, 6, 2, 8, 2, 10
1, 2, 2, 3, 3, 4, 6, 8, 10
1, 4, 3, 3, 6, 6, 8, 2, 10
4, 2, 3, 6, 4, 2
2, 2, 3, 4, 4, 6
4, 2, 3, 6, 4, 2, 6
2, 2, 3, 4, 4, 6, 6
2, 2, 4, 4, 6, 6, 10, 12
4, 4, 4, 8, 8, 8, 11, 11
3, 8, 6, 5, 4
- Вычислите медиану
3, 4, 5. 6, 8
2, 3, 5, 8, 7, 10
2, 3, 5, 7, 8, 10
- Вычислите моду, медиану и среднее значение следующей выборки: 7, 3, 3, 6, 4, 5, 1, 2, 1, 3
11) Определите нормальный закон распределения
Графический способ. Выбираем графы → РР… графики накопленных частот (или графы →QQ… –квантильные графики)
Выбрав РР…, переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные и нажимаем
В окне результатов просматриваем ниже приведенный график, на котором по горизонтальной оси отложены соответствующие эмпирические значения, а по вертикальной оси – теоретические значения. Чем ближе точки расположены к прямой линии, тем меньше отличие распределения от нормального вида
Критерий нормальности Колмогорова-Смирнова.Выбираем Анализ →Непараметрические тесты →1-Пример К-S…
Открывается диалоговое окно , где переносятся из левого в правое окно интересующие нас переменные и нажимаем .
В соответствующем переменной столбце находим Kolmogorov-Smirnov Z (значение критерия) и Asymp. Sig. (2-tailed) – вероятность того, что распределение соответствует нормальному виду. Если значение Asymp. Sig. меньше или равно 0,05 (р ≤ 0,05), то распределение существенно отличается от нормального вида. Если Asymp. Sig. больше 0,05 (р ≥ 0,05) существенного отличия от нормальности не обнаружено.
Тема 2. Математико-статистический анализ данных. Статические гипотезы
Задания.
1. При проверке гипотезы о том, что женщины в среднем более тревожны, чем мужчины, генеральной совокупностью следует считать:
А) всех женщин и мужчин, имеющих в результате тестирования высокий уровень тревожности.
Б) всех женщин и мужчин.
В) всех женщин и мужчин, выбранных для проведения исследования.
2. Термин «выборочное исследование» означает:
А) изучение на выборке свойств генеральной совокупности.
Б) проверка гипотезы о выраженности одного из рядоположенных свойств (например, одного из свойств темперамента) у представителей какой-либо группы (например, у космонавтов).
В) исследование, результаты которого могут быть использованы для объяснения поведения в какой-либо конкретной ситуации (например, как проявляется тревожность в ситуации техногенной катастрофы).
3. Таблица относительных частот распределения содержит данные о:
А) доле наблюдений, приходящихся на то или иное значение признака.
Б) количестве встречающихся значений признака.
В) накоплении частот по мере возрастания значения признака.
4. Нормальное распределение на графике распределения частот означает, что:
А) одинаково часто встречаются крайние значения измеренного признака.
Б) частота встречаемости постепенно повышается от крайних к срединным значениям признака.
В) все значения признака встречаются одинаково или почти одинаково часто.
5. На графике частот распределения значений моде будет соответствовать:
А) наибольший подъем графика.
Б) точка на середине графика, делящая множество данных пополам.
В) такой точки на графике нет, т.к. Мода – это сумма всех значений измеренного признака.
6. Меры изменчивости в описательной статистике применяются для:
А) обозначения выраженности измеренного признака.
Б) для численного выражения величины межиндивидуальной вариации признака.
В) для упорядочивания результатов множества наблюдений путем представления их в виде равных по численности частей.
7. Какая доля генеральной совокупности имеет выраженность свойства от -1σ до + 1σ?
А) 95%
Б) 2%
В) 68%
8. Статистической гипотезой (h0) называется:
А) проверяемое утверждение об отсутствии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.
Б) проверяемое утверждение о наличии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.
В) проверяемое утверждение о согласованности результатов в генеральной совокупности и исследовательской выборке.
9. В каком случае принимается нулевая статистическая гипотеза (h0):
А) p> 0,1
Б) p< 0, 1
В) p< 0, 01
10. Какая из содержательных интерпретаций статистического вывода верна в отношении результатов связи между креативность и тревожностью при r=0,27 и p=0,11
А) статистически значимой связи между креативностью и тревожностью не обнаружено.
Б) обнаружена статистически достоверная связь между креативностью и тревожностью.
В) связь между креативностью и тревожностью обнаружена на уровне статистической тенденции.
11. Статистическое решение о принятии статистической гипотезы (h0) означает:
А) научная гипотеза подтверждена
Б) научная гипотеза опровергнута
В) требуется проведение дополнительных исследований, чтобы опровергнуть или подтвердить научную гипотезу.
Вопросы к зачету
1. Признаки и переменные
1. Шкалы измерения признаков
2. Формирование таблиц психологических данных.
3. Выборочная и генеральная совокупность
4. Объем выборки и статистическая достоверность.
5. Зависимые и независимые выборки
6. Оценки параметров распределений (меры центральной тенденции, меры разброса)
7. Нормальный закон распределения и его применение
8. Таблицы и графики распределения частот
9. Частотный анализ и описательные статистики в SPSS.
10. Принципы проверки статистических гипотез и принятия решений
11. Уровни статистической значимости
12. Ошибки первого и второго рода
13. Использование Т-теста
14. Корреляционный анализ данных
15. Непараметрические методы исследования
16. Дисперсионный анализ
17. Ассоциативный анализ корреляционный анализ
18. Линейная регрессия
19. Перекрестные распределения
20. Логостическая регрессия
21. Дискриминантный анализ
22. Факторный анализ
23. Кластерный анализ.
24. Общее понятие многомерных методов анализа статистических данных
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1. | Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975. |
1. | Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. Справочник. – М.: Высшая школа, 1979. |
2. | Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976. |
3. | Головина Г.М..., Крылов В.Ю.., Савченко Е.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М., 1995. |
4. | Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – М., 2000 |
5. | Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. - М., 1997. |
6. | Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. |
7. | Кремень М. А. Математические методы в научных исследованиях: для педагогов и психологов. Мн, 1998. |
8. | Наследов Д.А. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных.- СПб., 2004. |
9. | Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. |
10. | Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М., 1982 |
11. | Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. |
12. | Салий В. Н. Введение в вероятность и теория информации для психологов. Саратов, 1977. |
13. | Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Речь», 2000. |
14. | Созонова М.С. Математические методы в психологии: Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им.Д.И. Менделеева, 2006 |
15. | Суходольский Г.В. Основы математической обработки в психологии. – СПб., 1998. |
16. | Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. – М., 1986. |
17. | Тюрин Ю.Н. Непараметрические методы статистики. М.: Знание, 1978. |
18. | Харман Г. Современный факторный анализ. – М., 1972. |
19. | Шакурова З. А., Казанцева, Э. Р. Основы математической статистики для психологов. Челябинск, 1997. |
4.2. Дополнительная литература
1. | Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997. |
2. | Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы. - М.: Финансы и статистика, 2000. |
3. | Дюран Б., Оделл Г. Кластерный анализ. – М.: Статистика, 1977. |
4. | Жамбю М. Иерархичемкий кластер-анализ и соответствия. – М.: Финансы и статистика, 1988. |
5. | Жук Е.Е., Харин Ю.С. Устойчивость в кластер-анализе многомерных наблюдений. – Мн.: Белгосуниверситет, 1998. |
6. | Захаров В.Н., Севастьянов В.А., Чистяков В.П. Теория вероятностей. М.: Наука,1980. |
7. | Иберла К. Факторный анализ. – М.: Статистика, 1980. |
8. | Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982. |
9. | Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М.: Мир, 1967. |
10. | Мандель И.А. Кластерный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1988. |
11. | Наследов Д.А. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.:Питер, 2005. |
12. | Окунь Я. Факторный анализ. – М.: Статистика, 1974. |
13. | Петрова Т.А., Сергеева Е.А. Элементы теории вероятностей и математической статистики. М.: изд-во МНЭПУ, 1999. |
14. | Полунин И.Ф. Курс математического программирования. Минск: Вышейшая школа, 1970. |
15. | Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. - М., 1980. |
16. | Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1989. |
17. | Харман Г. Современный факторный анализ. – М.: Статистика, 1972. |
4.3. Литература для самостоятельного изучения
1. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. – М., 1975. – 200 с.
2. Грабарь М. И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика, 1977. – 135 с.
3. Закс Л. Статистическое оценивание. – М.: Высшая школа, 1976.
4. Климова Т. Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 96 с.
5. Лупандин В. И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1996.
6. Ряузов Н. Н. Общая теория статистики. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Статистика, 1971. – 368 с.
7. Свиридов А. П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод. пособие. – М., 1981. – 262 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. - М., 1982.
9. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. - М., 1982.
10. Биркгофф Г. Математика и психология. - М., 1977.
11. Борель Эм., Дельтейль Р., Юрон Р. Вероятности, ошибки. - М., 1972.
12. Решлен М. Измерение в психологии //Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 1, 2.
13. Умрюхин Е.А. Основные направления математической психологии за рубежом //Математика и психология /Под ред. В.Ф. Рубахина. - М., 1976.
3. Психология труда и эргономика (зачёт)
Самостоятельная работа слушателей
Тема. Методологические основы и методы психологии труда и эргономики.
Подготовить вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1.Проблемы предмета психологии труда.
2.Основные разделы психологии труда.
3.Понятие «эргономика»
4.Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами.
5.История психологии труда и эргономики
а) История зарубежной психологии труда и эргономики
б) Психология труда и эргономики в России.
в) Тенденции развития общества и общественного производства.
6. Методы в психологии труда и эргономики.
Учебные задания.
Задание 1. Ниже приводятся отрывки из статей П. Н. Нестерова. Попытайтесь дать им интерпретацию в терминах предмета, метода и результата психологического исследования труда.
«Милостивый государь, господин редактор, прежде всего приношу вам свою благодарность за заметку в вашей газете о моем полете. Она, кажется, единственная, которая близка к истине, так как вами был избран совершенно правильно источник для освещения события, а именно, один из моих товарищей, которые хорошо знают меня, и, конечно, только они могли правильно объяснить мои побуждения...» [84].
«Иногда приходится планировать на очень маленькую площадку, что возможно при очень крутом повороте, т. е. при большом крене и беря на себя руль глубины, а между тем при планировании каждому «инстинктивно» кажется, что руль глубины должен быть на снижение.
И много еще разных интересных положений можно найти, когда «инстинктивное» движение может погубить авиатора. Вот для доказательства своих взглядов я проделывал, как некоторые называют, опасные фокусы, пли «трюки»... виражи с креном до 85 градусов, пологие планирующие спуски, при которых останавливался винт на «Ньюпоре», заставлял аппарат скользить на крыло или на хвост и выравнивал его, чтобы быть готовым ко всему и, наконец, для окончательного доказательства, как пример поворота аэроплана одним только рулем глубины, я сделал поворот в вертикальной плоскости, т. е. «мертвую петлю».
Благодаря подобным опытам, мне не страшно никакое положение аппарата в воздухе, а мои товарищи теперь знают, что нужно сделать в том или ином случае...
Свой опыт я не производил до сего времени только потому, что сначала еще не выяснил всех положений, в которых я мог бы очутиться в случае упадка духа во время исполнения: а затем я ожидал свой аппарат, который я мог бы по-своему урегулировать.
Получив недавно аппарат Ньюпор, сборки завода Дукс и сделав на нем не более 10 часов, я решился, наконец, выполнить свою мечту... За все время этого 10-секундного полета я чувствовал себя так же, как и при горизонтальном повороте с креном градусов в 70—80, т. е. ощущаешь телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона.
Я очень малокровный; стоит мне немного поработать, согнувшись в кабинке «Ньюпора», и в результате от прилива крови — сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал; стремления отделиться от сидения тоже не было, и ноги давили на педали...».
Вообще я не понимаю иных полетов, кроме полетов с разнообразными скольжениями, крутыми виражами. Только такие полеты и вырабатывают в истинном смысле слова воздушных людей, которые так необходимы.., И, по всей вероятности, эти «мертвые петли» и другие сопутствующие им воздушные явления сделаются обязательными предметами авиационных курсов»( К истории отечественной авиационной психологии. Под ред. Н.К.Платонова. М., 1981).
Задание 2. Предлагаемым ниже высказываниям и фактам постарайтесь дать истолкование в терминах психологии.
Примерно в середине 80-х годов прошлого века в России попечительство харьковской арестантской роты возбудило перед высшими инстанциями вопрос о поощрении арестантского труда, ссылаясь на опыт «…успех в производстве работ, скорое и правильное выполнение их арестантами могут быть достигнуты единственно только при известном вознаграждении арестантов за их труд, что показал на деле и опыт харьковского тюремного комитета, который увеличив прежнюю плату арестантам… достиг этим полного успеха, так что самое число вещей, которое в прежнее время производилось арестантами в течении шести месяцев, в текущем году окончено ими в два месяца, и кроме сего, на эту работу явились и те арестанты, которые до сего скрывали свои познания в мастерствах». (Коц Е. Несколько слов об арестантском труде // Архив истории труда в России. Пг., 1923).
Задание 3. Дайте интерпретацию пословиц и поговорок в контексте системы понятий и проблем психологии труда.
А) «Старая кобыла борозды не портит»
Б) Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься»
В) «Не боги и горшки обжигают»
Задание 4. Ниже приведены краткие высказывания некоторых авторов. Постарайтесь распределить их по следующим темам, разделам: а) психология профессии; б) психология трудовой деятельности или субъекта труда (индивидуального или группового) в определенных типичных ситуациях; в) психологические аспекты работоспособности, утомления; г) психологические вопросы формирования (обучения, воспитания, самовоспитания) профессионала; д) психологические вопросы профессионального самоопределения на этапе выбора профессии, обдумывания профессионального будущего; е) общетеоретические, методологические вопросы психологии трудовой деятельности.
1. «Начертате