Тема 3.1 Работа практического психолога в учебных заведениях
Задание. Изучить годовой план работы практического психолога данного учебного заведения.
Составить план работы практического психолога на месяц в соответствии с годовым планом работы практического психолога данного учебного заведения.
Разработать систему развивающих и коррекционных занятий по плану работы практического психолога данного учебного заведения на месяц.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
По окончании практики студенты предоставляет руководителю практики собранные материалы.
В последний день практики проводится конференция с участием практического психолога и педагогического коллектива базы практики.
Обобщенные результаты, полученные в ходе практики, могут быть использованы практическим психологом и педагогическим коллективом учреждения.
Перечень материалов, предоставляемых на аттестацию:
1. Отчёт:
- сроки прохождения практики, описание базы практики;
- достижение целей практики, решение поставленных задач;
- самооценка деятельности, осуществленной при прохождении производственной педагогической практики (по психологии в учебном учреждении);
- выводы и предложения.
2. Дневник:
индивидуальный план работы практиканта, составленный в соответствии с рабочим планом психолога.
3. Протоколыпроведения психологических исследований.
4. Планы-конспекты развивающих и коррекционных занятий;
5. Рекомендациипедагогам, учащимся и их родителям по первому разделу.
6. План-конспект выступления практиканта (на педсовете, методическом объединении, классном часе или родительском собрании) по второму разделу.
7. Программапсихологического изучения личности учащегося (на 1-2).
8. Характеристику с места прохождения практики, подписанная практическим психологом данного учреждения и директором учреждения, заверенную печатью данного учебного заведения.
Итоговая конференция:
1. Вопросы к зачету по производственной педагогической практике (по психологии в учебном учреждении).
2. Психолого-педагогический консилиум по результатам психологических исследований.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
1. Основные компоненты учебной деятельности младших школьников.
2. Основные компоненты учебной деятельности учащихся подросткового и старшего школьного возраста.
3. Методы коррекции основных компонентов учебной деятельности школьников.
4. Структура программы психологического изучения личности учащегося и классного коллектива.
5. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося и классного коллектива.
6. Анализ конфликтной ситуации.
7. Структура годового плана практического психолога.
8. Планирование работы практического психолога на месяц. Варианты оформления рабочих планов практического психолога.
9. Психологическое просвещение педагогов, учащихся и родителей или лиц, их заменяющих.
10. Методы изучения личности младшего школьника.
11. Методы изучения личностного поведения и активности учащихся подросткового и старшего школьного возраста.
12. Структура психолого-педагогических умений учителя.
13. Профессиографический анализ труда учителя.
14. Особенности педагогического общения.
15. Методы изучения особенностей общения учителя с младшими школьниками, учащимися школьниками, учащимися подросткового и старшего школьного возраста (оценочное шкалирование, рейтинг и др.).
16. Основные показатели деятельности педагога (по технологии работы практического психолога).
17. Психологические особенности оценочных воздействий педагога.
18. Методика организации развивающих и коррекционных занятий.
Рекомендуемая литература:
1. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н.Ф. Вишнякова. – Минск : Унивеситетское, 2002.
2. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д, 1999. С. 62-193, 207-301.
3. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под. ред. Я.Л. Коломинский, С.С. Харин. ─ Минск, 1999. С. 27-38
4. Дубровин, Д.Н. О психологической поддержке школьников / Д.Н. Дубровин // Детский практический психолог. 1994. № 11. С. 29-32.
5. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев.─ Минск, 1997. Ч.1: Введение. С. 200-229.
6. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем //Н.В. Клюева.─ М., 2000. С. 75-80.
7. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.─ Минск, 1999. С. 142-256.
8. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский.─ Минск, 1984. С. 46-91.
9. Кораблина, Е.П. Психологическая помощь в развитии личности / Е.П. Кораблина.─ СПб., 1994. ─ 40 с.
10. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. ─ М., 2000. С. 119-159.
11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер.─ М., 1988. С. 36-45.
12. Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 177-182.
13. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. проф. Я.Л. Коломинского. – СПб : Речь, 2007.
14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов // Учеб. пособие: В кн. 3-е изд. М., 2000. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. С. 93-96.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 3-е изд. / Е.И. Рогов. – М., 2000. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. С. 4-106.
16. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: В 3ч. учеб. пособие / Т.В. Сенько. Минск, 2000.
17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. ─ Ростов-н/Д, 2000. С. 88-153, 355-430.
Учебно-методическая карта
прохождения производственной педагогической практики
(по психологии в учебном учреждении II часть)
Сроки | Содержание и формы работы | Формы контроля |
I неделя | 1. Составление индивидуального плана работы 2. Изучение базы практики 3. Изучение годового плана работы практического психолога 4. Составление плана работы практического психолога на месяц | Дневник Папка-копилка |
Согласно плана работы практического психолога данного учебного учреждения (II – IV неделя) | 1. Разработка программы психологического изучения личности учащегося 2. Проведение психологических исследований согласно первого раздела данной программы 3. Психолого-педагогический анализ результатов психологических исследований 4. Составление и разработка рекомендаций педагогам, учащимся и их родителям 5. Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, классном часе и родительском собрании | 1. Программа 2. Протоколы 3. Дневник 4. Рекомендации 5. План-конспект выступления |
IV неделя | Подготовка отчёта о прохождении практики и документации к итоговой конференции | Отчёт Документация |