Производственной педагогической практики

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

__________________ / З.Н. Козлова

«_____» ________________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Производственной педагогической практики

(по психологии в учебном учреждении II часть)

Для специальности 1-01 01 02-06 Дошкольное образование.

Практическая психология.

Факультет педагогический

Кафедра специальных дисциплин дошкольного воспитания

Курс – V

Семестр – X

Дневная форма обучения

Всего часов по дисциплине – 420

II часть – 210

Зачет ─ X

Барановичи 2007г.

Составлена на основе учебно-методического пособия «Психологическая практика» БГПУ им. М. Танка, 2001.─85 с.

Составитель: Н.Г. Дубешко, Н.П. Моисеенко преподаватели.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры специальных дисциплин дошкольного образования,

протокол № 13 от « 21 » июня 2007г.

Заведующий кафедрой __________________ К.С. Тристень

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией педагогического факультета,

протокол № ____ от «___»__________ 2007г.

Председатель________________________ Н.А. Королева

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Психологическая служба является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы ─ содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения на всех этапах жизненного пути личности, развитие способностей и склонностей личности, изучение особенностей её психического развития, определение психологических причин нарушения личностных образований и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы ─ формирование развивающего образа жизни личности в различных учебно-воспитательных учреждениях в системе непрерывного образования.

Практический психолог обязан профессионально использовать всё то, чем располагает на сегодняшний день психологическая наука.

Основная цель производственной педагогической практики (по психологии в учебном учреждении) ─ подготовить будущих специалистов к выполнению учебно-воспитательных задач на высоком профессиональном уровне через:

1) углубление и закрепление у студентов теоретических знаний по психологии, необходимых для успешной организации учебно-воспитательного, развивающего, диагностического и коррекционных процессов;

2) формирование практических умений по использованию соответствующих диагностических методик с целью изучения личности учащегося и классного коллектива;

3) формирования умений психологического анализа урока и проведение психологической консультации.

Практика может проводиться в домах ребенка, средних учебных заведениях (средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, ПТУ, психолого-реабилитационных центрах).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: познакомить студентов со спецификой работы психологов в соответствии с теоретическими основами организации и деятельности психологических служб в учреждениях образования различного типа, полученных при изучении теоретических учебных дисциплин «Общая психология», «Детская психология», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Диагностика и коррекция психического развития» и др.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1) познакомить с целями, задачами и содержанием деятельности практического психолога, работающего в системе образовании;

2) научить применять полученные знания на практике, формировать и закреплять профессиональные умения и навыки в работе с учащимися и педагогическим коллективом;

3) сформировать умение применять различные виды наблюдения, опросные и некоторые психодиагностические методы при изучении основных компонентов учебной деятельности, личности школьника и классного коллектива, а также определять уровень психолого-педагогических умений учителя;

4) сформировать положительную мотивацию к будущей профессии;

5) развить профессионально-этические качества личности практического психолога.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Производственная педагогическая практика

(по психологии в учебном учреждении II часть)

Для специальности 1-01 01 02-06

Дошкольное образование.

Практическая психология.

№ п/п Наименование раздела, темы Всего часов В том числе
Лабораторных занятий УСРС
  Раздел 1. Диагностика и коррекция    
1.1 Диагностика и коррекция основных компонентов учебной деятельности школьников.
1.2 Изучение личности школьника и классного коллектива.
1.3 Изучение уровня психолого-педагогических умений учителя
  Раздел 2. Психологическое просвещение    
  2.1 Рекомендации педагогам, учащимся и их родителям.
  2.2 Выступление на педсовете
Раздел 3 Работа в соответствии с годовым планом практического психолога данного учебного заведения      
  3.1   Работа практического психолога в учебных заведениях.
Всего

СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
(ПО ПСИХОЛОГИИ в учебном учреждении)

Практика проводится на пятом курсе, в десятом семестре
в соответствии с учебным планом в течение 4 недель.

Содержание практики включает 3 раздела: «Диагностика
и коррекция», «Психологическое просвещение», «Работа в соответствии с годовым планом практического психолога данного учебного учреждения»

Работа по каждому разделу является обязательным условием выполнения практики.

Содержание темы 1.1

Младший школьный возраст:

Задание 1.Диагностика самосознания, ценностных ориентаций, мотиваций личности. Методики «Шапка-невидика», «»Волшебная палочка», «Незаконченные предложения» и др. [11].

Задание 2.Диагностика регулятивно-волевых компонентов деятельности личности. Методика определения уровня притязаний. [17]

Задание 3.Диагностика умственных способностей. Методики «Четвертый лишний». «Назови одним словом» и др. [11]

Задание 4.Определение уровня развития мышления. Качественная оценка решения задач. [14]

Подростковый и старший школьный возраст:

Задание 5.Диагностика креативности. Тест П. Торранса и др. [17]

Задание 6.Диагностика уровня интеллекта. Школьный тест умственного развития. ШТУР. [14]

Задание 7.Выявление мотивов поведения у старших школьников. Оценка уровня притязаний. [14]

Задание 8.Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз. ТЮФ. [14]

Задание 9.Решение конфликтных педагогических ситуаций [17].

Содержание темы 1.2

Младший школьный возраст:

Задание 1.Изучение личностного поведения и активности учащегося проективным методам масок. [16]

Задание 2.Изучение положения учащегося в группе сверстников при помощи социометрических методик «Помоги другу», «Путешествие», «Подарок другу» и др. [14, 15]

Задание 3.Изучение самооценки и уровня притязаний младшего школьника. Методика А.И. Липкиной «Три оценки» и др. [14]

Задание 4.Наблюдения за жизненными проявлениями свойств темперамента. [14]

Задание 5.Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса. [14]

Подростковый и старший школьный возраст:

Задание 6.Изучение личностного поведения и активности методом наблюдения, самооценки, экспертной оценки. [16]

Задание 7.Изучение статусного положения испытуемого в группе сверстников. Референтометрия. Социометрические методики, соответствующие возрасту. [17]

Задание 8.Определение типа темперамента человека. Опросник для изучения темперамента (Я. Стреляу). [17]

Задание 9.Изучение типов акцентуации характера у подростков. Тест-опросник Шмишека и др. [14]

Задание 10.Диагностика состояний агрессии у подростков. Вопросник Баса-Дарки и др. [14]

Задание 11.Анализ конфликтных ситуаций. [1]

Содержание темы 1.3

Задание 1.Диагностика уровня психолого-педагогических умений учителя как профессиографический анализ его труда. [15]

Задание 2.Изучение особенностей педагогического общения. Оценочное шкалирование. Рейтинг. [3]

Задание 3.Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся). [6]

Задание 4.Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога. [13, 15]

Тема 2.1 Рекомендации педагогам, учащимся и их родителям

Содержание темы 2.1

Задание.В соответствии с проведённым исследованием по первому разделу программы обработать результаты, проанализировать полученные данные, сделать выводы и дать рекомендации педагогам, учащимся и их родителям.

Содержание темы 2.2

Задание.На основании проведённого консультирования и просвещения педагогов, учащихся и их родителей подготовить план-конспект выступления на педсовете (методическом объединении, классном часе или родительском собрании).

Раздел 3 Работа в соответствии с годовым планом практического психолога данного учебного заведения

Цель:накопление практических навыков общения с педагогами, учащимися и их родителями, проведение исследований, обработка полученных данных, использование их для проведения развивающих и коррекционных занятий, составление и предложение рекомендаций.

Задачи:

1) Развивать у практикантов аналитические навыки и умения по изучению годового плана работы практического психолога учебного заведения.

2) Способствовать развитию у практикантов прогностических и проектировочных умений по составлению плана работы практического психолога на месяц в соответствии с годовым планом работы практического психолога учебного заведения.

3) Научить практикантов разрабатывать систему развивающих и коррекционных занятий по плану работы практического психолога учебного заведения на месяц.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студенты предоставляет руководителю практики собранные материалы.

В последний день практики проводится конференция с участием практического психолога и педагогического коллектива базы практики.

Обобщенные результаты, полученные в ходе практики, могут быть использованы практическим психологом и педагогическим коллективом учреждения.

Перечень материалов, предоставляемых на аттестацию:

1. Отчёт:

- сроки прохождения практики, описание базы практики;

- достижение целей практики, решение поставленных задач;

- самооценка деятельности, осуществленной при прохождении производственной педагогической практики (по психологии в учебном учреждении);

- выводы и предложения.

2. Дневник:

индивидуальный план работы практиканта, составленный в соответствии с рабочим планом психолога.

3. Протоколыпроведения психологических исследований.

4. Планы-конспекты развивающих и коррекционных занятий;

5. Рекомендациипедагогам, учащимся и их родителям по первому разделу.

6. План-конспект выступления практиканта (на педсовете, методическом объединении, классном часе или родительском собрании) по второму разделу.

7. Программапсихологического изучения личности учащегося (на 1-2).

8. Характеристику с места прохождения практики, подписанная практическим психологом данного учреждения и директором учреждения, заверенную печатью данного учебного заведения.

Итоговая конференция:

1. Вопросы к зачету по производственной педагогической практике (по психологии в учебном учреждении).

2. Психолого-педагогический консилиум по результатам психологических исследований.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

1. Основные компоненты учебной деятельности младших школьников.

2. Основные компоненты учебной деятельности учащихся подросткового и старшего школьного возраста.

3. Методы коррекции основных компонентов учебной деятельности школьников.

4. Структура программы психологического изучения личности учащегося и классного коллектива.

5. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося и классного коллектива.

6. Анализ конфликтной ситуации.

7. Структура годового плана практического психолога.

8. Планирование работы практического психолога на месяц. Варианты оформления рабочих планов практического психолога.

9. Психологическое просвещение педагогов, учащихся и родителей или лиц, их заменяющих.

10. Методы изучения личности младшего школьника.

11. Методы изучения личностного поведения и активности учащихся подросткового и старшего школьного возраста.

12. Структура психолого-педагогических умений учителя.

13. Профессиографический анализ труда учителя.

14. Особенности педагогического общения.

15. Методы изучения особенностей общения учителя с младшими школьниками, учащимися школьниками, учащимися подросткового и старшего школьного возраста (оценочное шкалирование, рейтинг и др.).

16. Основные показатели деятельности педагога (по технологии работы практического психолога).

17. Психологические особенности оценочных воздействий педагога.

18. Методика организации развивающих и коррекционных занятий.

Рекомендуемая литература:

1. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н.Ф. Вишнякова. – Минск : Унивеситетское, 2002.

2. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д, 1999. С. 62-193, 207-301.

3. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под. ред. Я.Л. Коломинский, С.С. Харин. ─ Минск, 1999. С. 27-38

4. Дубровин, Д.Н. О психологической поддержке школьников / Д.Н. Дубровин // Детский практический психолог. 1994. № 11. С. 29-32.

5. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев.─ Минск, 1997. Ч.1: Введение. С. 200-229.

6. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем //Н.В. Клюева.─ М., 2000. С. 75-80.

7. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.─ Минск, 1999. С. 142-256.

8. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский.─ Минск, 1984. С. 46-91.

9. Кораблина, Е.П. Психологическая помощь в развитии личности / Е.П. Кораблина.─ СПб., 1994. ─ 40 с.

10. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. ─ М., 2000. С. 119-159.

11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер.─ М., 1988. С. 36-45.

12. Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 177-182.

13. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. проф. Я.Л. Коломинского. – СПб : Речь, 2007.

14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов // Учеб. пособие: В кн. 3-е изд. М., 2000. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. С. 93-96.

15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 3-е изд. / Е.И. Рогов. – М., 2000. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. С. 4-106.

16. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: В 3ч. учеб. пособие / Т.В. Сенько. Минск, 2000.

17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. ─ Ростов-н/Д, 2000. С. 88-153, 355-430.

Учебно-методическая карта
прохождения производственной педагогической практики
(по психологии в учебном учреждении II часть)

Сроки Содержание и формы работы Формы контроля
I неделя 1. Составление индивидуального плана работы 2. Изучение базы практики 3. Изучение годового плана работы практического психолога 4. Составление плана работы практического психолога на месяц Дневник     Папка-копилка
Согласно плана работы практического психолога данного учебного учреждения (II – IV неделя) 1. Разработка программы психологического изучения личности учащегося 2. Проведение психологических исследований согласно первого раздела данной программы 3. Психолого-педагогический анализ результатов психологических исследований 4. Составление и разработка рекомендаций педагогам, учащимся и их родителям 5. Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, классном часе и родительском собрании 1. Программа 2. Протоколы 3. Дневник 4. Рекомендации 5. План-конспект выступления
IV неделя Подготовка отчёта о прохождении практики и документации к итоговой конференции Отчёт Документация

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

__________________ / З.Н. Козлова

«_____» ________________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

производственной педагогической практики

(по психологии в учебном учреждении II часть)

Для специальности 1-01 01 02-06 Дошкольное образование.

Практическая психология.

Факультет педагогический

Кафедра специальных дисциплин дошкольного воспитания

Курс – V

Семестр – X

Дневная форма обучения

Всего часов по дисциплине – 420

II часть – 210

Зачет ─ X

Барановичи 2007г.

Составлена на основе учебно-методического пособия «Психологическая практика» БГПУ им. М. Танка, 2001.─85 с.

Составитель: Н.Г. Дубешко, Н.П. Моисеенко преподаватели.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры специальных дисциплин дошкольного образования,

протокол № 13 от « 21 » июня 2007г.

Заведующий кафедрой __________________ К.С. Тристень

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией педагогического факультета,

протокол № ____ от «___»__________ 2007г.

Председатель________________________ Н.А. Королева

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Психологическая служба является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы ─ содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения на всех этапах жизненного пути личности, развитие способностей и склонностей личности, изучение особенностей её психического развития, определение психологических причин нарушения личностных образований и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы ─ формирование развивающего образа жизни личности в различных учебно-воспитательных учреждениях в системе непрерывного образования.

Практический психолог обязан профессионально использовать всё то, чем располагает на сегодняшний день психологическая наука.

Основная цель производственной педагогической практики (по психологии в учебном учреждении) ─ подготовить будущих специалистов к выполнению учебно-воспитательных задач на высоком профессиональном уровне через:

1) углубление и закрепление у студентов теоретических знаний по психологии, необходимых для успешной организации учебно-воспитательного, развивающего, диагностического и коррекционных процессов;

2) формирование практических умений по использованию соответствующих диагностических методик с целью изучения личности учащегося и классного коллектива;

3) формирования умений психологического анализа урока и проведение психологической консультации.

Практика может проводиться в домах ребенка, средних учебных заведениях (средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, ПТУ, психолого-реабилитационных центрах).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: познакомить студентов со спецификой работы психологов в соответствии с теоретическими основами организации и деятельности психологических служб в учреждениях образования различного типа, полученных при изучении теоретических учебных дисциплин «Общая психология», «Детская психология», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Диагностика и коррекция психического развития» и др.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1) познакомить с целями, задачами и содержанием деятельности практического психолога, работающего в системе образовании;

2) научить применять полученные знания на практике, формировать и закреплять профессиональные умения и навыки в работе с учащимися и педагогическим коллективом;

3) сформировать умение применять различные виды наблюдения, опросные и некоторые психодиагностические методы при изучении основных компонентов учебной деятельности, личности школьника и классного коллектива, а также определять уровень психолого-педагогических умений учителя;

4) сформировать положительную мотивацию к будущей профессии;

5) развить профессионально-этические качества личности практического психолога.

Наши рекомендации