Психология личности и дифференциальная психология

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность: понятия и основные подходы. Структура и типологии личности. Индивид как генотипическое образование, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Индивидные свойства (возрастно-половые и первичные индивидуально-типические)

Проблема строения индивидуальности, выделение основных единиц ее анализа (психических свойств и процессов (С.Л. Рубинштейн). Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Индивидуальность (Б.Г. Ананьев), как целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).

Неоднозначность определения понятия личности. Теоретические подходы к целостному пониманию личности (А.Л. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.Н. Мясищев, Д.А. Леонтьев). Структура личности (К.К. Платонов). Мотивационно-динамическая стратегия изучения личности. Роль индивидуальных свойств в формировании личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, Э. Кречмер, Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Сущность субъектности, как способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Индивидуально-психологические особенности, как своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях, образующиеся в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Определение темперамента. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические (гуморальные) теории темперамента. Типы темперамента в истории психологии. Нейродинамический подход к исследованию темперамента. Исследования темперамента в физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии индивидуальных различий. Основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Проблема соотнесения свойств нервной системы и типов темперамента. Общая характеристика свойств темперамента в предметной и социальной сферах деятельности человека: эргичность, темп, пластичность, эмоциональность. Роль темперамента в деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности

Основные проблемы психологии характера. Определение характера. Соотношение темперамента и характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Черты характера. Строение характера. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения сложившейся структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль личности. Общая характеристика современного состояния исследований характера.

Представления о характере в классическом психоанализе. Фиксация сексуальной энергии и типы характера (орально-пассивный, орально-агрессивный, анально-выталкивающий, анально-задерживающий, фалический). Генитальный характер как вариант решения про­блемы нормального развития характера.

Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Эндо- и экзопсихические комплексы (А.Ф. Лазурский). Социальные характеры (Э. Фромм).

Понятие способностей в психологии. Определение способностей. Способности как врожденное и приобретенное свойство. Проблема наследования и развития способностей. Способности как продукт взаимодействия генетических и средовых факторов. Задатки как органические предпосылки способностей. Общее представление о сензитивных периодах в развитии способностей. Способности и одаренность.

Структура способностей. Общие и специальные способности. Понятие интеллекта. Структура интеллектуальных способностей. Факторные концепции интел­лекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей. Роль наследственности и среды в формировании интеллекта. Интеллект и креативность. Проблема генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека).

Наши рекомендации