Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
Слово «акме» происходит от древнегреческого «аКту» — «вершина, высшая точка чего-либо». Интересно, что древнегреческие Доксографы, составлявшие жизнеописания своих великих соотечественников, часто указывали не даты их рождения и смерти, а то время, когда они являли себя миру в наивысшем расцвете муд-рости и величия.
Понятие «акмеология» впервые предложил в 1928 г. Н. А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии — психологии зрелости, или взрослости. Б. Г. Ананьев в книге «Человек как пред-Мет познания» (1968) определил место акмеологии в системе наук 0 человеке и поставил ее в ряд: «педагогика — акмеология — ге-Р°нтология». При этом Б. Г. Ананьев указал на парадоксальность божившейся в психологии ситуации: хорошо исследована «периферия» онтогенеза (детство и старость), а вот время основного /?ас-личности исследовано сравнительно плохо.
Ниже мы приводим некоторые интересные рассужденик., А. А. Бодалева об акмеологии, представленные в его книге «Вер! шина в развитии взрослого человека» (1997).
Акмеология — это многомерное состояние человека. Поэтох исследовать данное явление необходимо с позиций разных наук]
Основные задачи акмеологии:
• выявление сходного и различного у разных людей, добившихся
выдающихся успехов;
• выяснение характеристик (качеств), которые должны бь
сформированы у человека на разных этапах его развития и кото
рые могут привести его к успеху;
• исследование механизмов и факторов, воздействующих на
развитие человека и приводящих его к успеху;
• освещение феноменологии «акме» (описание его проявле-!
ний);
• специальное исследование именно профессиональных
стижений в зрелом возрасте;
• изучение труда профессионалов экстракласса (выделение об-|
щего и специфичного для разных профессий);
• выявление связи профессиональных достижений с внепро-<
фессиональной деятельностью;
• исследование способности человека накапливать разносторон^
ний опыт и «аккумулировать» его в конкретной деятельности;
• изучение высших достижений в условиях работы в коллею|
тиве;
• создание методического инструментария для исследоват
«акме» как отдельного человека, так и трудовых коллективов.
Таким образом, главная задача акмеологии — «через проведений комплексных разработок предложить... предельно технологичные стра\ тегию и тактику организации и практического осуществления п[. цесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельности специалиста на все более высокие уровни профессионализма» [4, с. 12}]
При этом важное значение для понимания «вершинного» раз{ вития человека имеет разграничение взрослости и зрелости: взроет лость — это скорее количественная характеристика (число прожи! тых лет); зрелость — качественная характеристика (способное! переводить накопленный жизненный и профессиональный ош в высшие достижения).
А. А. Бодалев по-своему в контексте акмеологического подход^ ставит и пытается решить проблему взаимодействия индивиднс (природного), личностного и деятельностного (как субъекта деятель ности) в развитии профессионала. При этом возможны различны^ варианты такого соотношения. Индивидное развитие значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развити^ (например, физически человек созрел, а в нравственном и ностно-смысловом плане — еще нет). Личностное развитие опере-|
его индивидное и субъектно-деятельностное развитие (например, человек еще не выработал привычки к труду, хотя на ур0вне понимания целей и смыслов уже созрел для труда). Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личност-ным и индивидным (например, человек любит трудиться, но не осознает смысла своей работы и физически еще не готов к выполнению сложных задач). Обозначается также проблема относитель-ного соответствия темпов развития всех линий и путей достижения этого соответствия.
По мнению А. А. Бодалева, часто «предвестниками» большого «акме» в будущем являются «микроакме» на каждом этапе развития человека. Путь к успеху большинства людей — часто извилист (через кризисы, спады и отчаяние). Важнейшим внутренним условием полноценного «акме» является «высокая степень сформированное™ у человека совести». Другое важное условие «акме» — готовность не идти на поводу у общественного мнения и социальной конъюнктуры [4, с. 34—35, 38—39, 49, 63].
Интересны рассуждения А. А. Бодалева о самом понятии «успешная карьера». Часто те, кто казался «успешными», через некоторое время вызывают презрение у окружающих. Особенно сильной бывает переоценка такой «успешности» с точки зрения последующих поколений [там же, с. 92—93].
Неоднозначно соотношение «акме» и популярности. Известны случаи, когда великие личности не были «популярны» у современников. И наоборот, часто «знаменитые» и «признанные» современниками по прошествии времени оказывались «бездарностями».
А. А. Бодалев кратко затрагивает и проблему соотношения «акме» и развития самого психолога-профессионала. Молодые люди, стремящиеся стать действительными психологами, постоянно должны держать в своих головах цель: постигая премудрости так называемой научной психологии, обязательно соотносить их с работой психики своих близких и проверять, хватает ли для проникновения во внутренний мир человека тех схем и алгоритмов объяснения, которые давала и дает академическая психология, часто забывающая показать, что «общее», которому она учит, «существует лишь в отдельном и через отдельное» [т. 4, с. 116].
В последнее время появляется все больше попыток «технологи-зировать» подготовку человека к «акме». Интересен в этом плане пример такой работы, написанной А. П. Ситниковым и символично названной им «Акмеологический тренинг: теория, методи-Ка> психотехнологии». Автор отмечает, что главная цель акмеоло-гцческого тренинга — «коррекция и совершенствование целостно-г° профессионального мастерства» (речь не идет о «воспитании Личности» и «всей системы профессионального образования и обу-Чения») [26, с. 171]. Основные критерии и показатели эффективно-
сти, по А. П. Ситникову (заметим, что речь идет об «эффективно ти», а не о развитии личности в труде): повышение уровня владе ния профессиональными умениями и навыками; совершенствов ние стиля профессиональной деятельности, увеличение «степеней свободы» субъекта профессиональной деятельности; совершена вание смысловой сферы личности профессионала [там же, с. 191]|
А. П. Ситников предлагает общую схему акмеологинеского нинга, которая включает:
программно-целевой этап (психотехнологические исследовавд анализ литературы, анализ состояния дел и т. п.);
подготовительный этап (объяснение процедуры и инструкщ участникам);
основной этап.
В основном этапе тренинга выделяют следующие составляющие
1) выбор имени и имиджа участников; 2) анализ индивиду! ально-психологического тестирования и входного анкетирован* (по результатам первого, программно-целевого этапа); 3) лек ции, дискуссии; 4) тренинговые процедуры, упражнения; 5) игрь ролевые, ситуационные; 6) экзаменационная процедура (аналк групповых процессов, использование освоенных психотехнолог на практике); 7) выходное анкетирование (анализ результате работы, рефлексия личных результатов).
Все это расписывается по разным уровням: общему, группово му и индивидуальному. Перечисленное очень напоминает обьг ные тренинги со всеми их преимуществами и недостатками. наш взгляд, главный недостаток здесь — это невнимание к це! ностно-смысловой сфере личности, стремящейся к полноценнс самореализации и высшим достижениям всей своей жизни. Мез ду тем именно развитие ценностно-смысловой сферы часто вь ступает важнейшим критерием перехода человека на новый ур вень (этап, стадию) своего развития [16; 18; 28 и др.).
Нельзя сказать, что в подобных книгах вообще отсутствует упО минание о ценностно-смысловой сфере профессионала, но так «упоминания» слишком уж скромные. Например, в несомнен* интересной работе А. П. Ситникова один из трех показателей э(] фективности акмеологического тренинга — это «совершенств вание смысловой сферы профессионала». Но если двум друг» критериям в книге «посвящается» 18 страниц, в частности, кр* терию «повышения уровня умений и навыков» — 13 стравд критерию «совершенствования стиля труда» — 6 страниц (с сивыми диаграммами и графиками), то критерию «совершен ствование смысловой сферы» уделяется всего 2 скромные стр<Ц нички, причем смысловая сфера описывается обычными, щими словами.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что самые важньЦ и интересные проблемы личностного развития человека в трУ;
требуют специальной проработки и рассмотрения. Без такого внимания к ценностно-смысловой сфере вообще невозможно понять, как формируется субъект труда и какую роль играет профессио-на^ьный труд в жизни человека.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?
2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?
3. Как формируется индивидуальный стиль труда?
4. В чем суть профессионального кризиса?
5. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у
подростка?
6. В чем суть профессиональных деструкции?
7. Приведите примеры профессиональных деструкции в психо
лого-педагогических профессиях.
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. - М., 1988.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристи
ки и условия достижения. — М., 1998.
5. Дрейкурс-Фергюссон Е. Психология, которая принесет вам пользу:
Введение в теорию Альфреда Адлера. — Минск, 1995.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
7. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
П. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —
Ростов н/Д, 1996.
12. К.1имов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.
13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
И. К.1имов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М., 1992.
15. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспи
тании и обучении / Сост. В.С.Озерская. — М., 1982.
16. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.
17. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М., 1976.
18. Маркова А. X. Психология профессионализма. — М., 1996.
20. Мерлин В. С. Очерк интегрального иследования индивидуальности. —
М-, 1986.
21. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие. —
м-; Воронеж, 1997.
22. Психологический словарь / Под ред. В. В.Давыдова, А. В.Запороа
ца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.
23. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райг
родский. — Самара,2000.
24. Решетова З.А. Психологические основы профессионального
чения. — М., 1985.
25. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия!
Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2000.
26. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, год
хотехнологии. — М., 1996.
27. Сталин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
28. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СШ
1999.
29. ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978.
30. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.