И в индивидуальной профконсультации
Сама «формула профессий» рассматривается как основа пс строения «Схемы анализа профессий». В традиционной «формул профессий» выделяются следующие обобщенные характеристш позволяющие в закодированном виде представлять разные прс фессии и специальности [7]:
1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа
П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; худож
ственный образ — X;
2) классы профессий — по целям труда: гностические — Г|
преобразовательные — П; изыскательные — И;
3) отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; мех
ческие — М; автоматические — А; функциональные, т. е. возможн
сти и функции организма, а также — теоретические средства — Ф*|
4) группы профессий — по условиям труда: бытовой микро-^чимат — Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.
Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа /П) и художественный образ (X), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
" К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте иногда возникают недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» — ответ «техника» его не устраивает, так как сообразительный ученик тут же возражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «формулы» непонятно...». Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве — значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант «формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е. А. Климова «Схема анализа профессии» (табл. 2).
Таблица 2
Схема анализа профессии (вариант работы с группой в игре «Угадай профессию»)
Место для ко- | ||
Место для пер- | дирования за- | |
Характеристика профессий | вого примера профессии | гаданной профессии (для |
«таксист» | игры «Угадай | |
профессию») | ||
Предмет труда: | Взрослые, | |
1 — природа (животные, растения); | техника | |
2 — материалы и заготовки; | ||
3 — дети; | ||
4 — взрослые; | ||
5 — техника; | ||
/~ ' 0 — знаковые системы (тексты, | ||
информация в компьютерах...); | ||
~~ художественный образ |
Продолжение таблиц
Продолжение таблицы
1 | з ц| | |
Цели труда: 1 — контроль, оценка, диагноз; 2 — преобразовательная; 3 — изобретательная; 4 — транспортирование; 5 — обслуживание; 6 — собственное развитие | Транспортирование, обслуживание | •1 |
Средства труда: 1 — ручные и простые приспособления; 2 — механические; 3 — автоматические; 4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух); 5 — теоретические (знания, способы мышления); 6 — переносные или стационарные средства | Механические, функциональные | |
Условия труда: 1 — бытовой микроклимат; 2 — большие помещения с людьми; 3 — обычный производственный цех; 4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температура, стерильность); 5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья); 6 — работа на открытом воздухе; 7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская | Экстремальные | |
Характер подвижности в труде: 1 — преимущественно сидя; 2 — преимущественно стоя; 3 — множество разнообразных движений; 4 — длительная ходьба; 5 — вынужденные статичные позы; 6 — высокая избирательная подвижность определенных групп мышц | Сидя | |
Характер общения в труде: 1 — минимальное общение (индивидуальный труд); 2 — клиенты, посетители; | Клиенты |
р~~~"~ 1 | ||
3 .— обычный коллектив (одни и те же лииа); 4 — работа с аудиториями; 5 — выраженная дисциплина, субординация в труде; $'_ небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций) | ||
Ответственность в труде: 1 — материальная; 2 — моральная; 3 — за жизнь и здоровье людей; 4 — невыраженная ответственность | Жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1 — возможность работы по совместительству; 2 — большая официальная зарплата; 3 — льготы; 4 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации); 5 — изысканные отношения; 6 — встречи со знаменитостями; 7 — частые загранкомандировки; 8 — командировки по стране; 9 — завершенный результат труда (можно полюбоваться); 10 — высокий престиж профессии; 1 1 — явно выраженная общественная полезность труда | «Соблазны» знаменитости | |
Типичные трудности и неприятности: 1 — нервное напряжение; 2 — профзаболевания; 3 — распространены мат и сквернословие; 4 — повышенный риск судимости; 5 — невысокий престиж работы; 6 — очень маленькая зарплата; 1 — общественно презираемый (осуждаемый) труд | Нервы, профзаболевания, сквернословие | |
Минимальный уровень образования для работы: 1 — без специального образования 1^сле школы); | Начальное профессиональное |
Окончание таблицш
3 и | ||
2 — краткосрочные курсы; 3 — начальное профессиональное образование (СПТУ); 4 — среднее профессиональное образование (техникум); 5 — высшее профессиональное образование (вуз): незаконченное высшее, бакалавриат, магистратура; 6 — ученая степень (аспирантура, академия); 7 — дополнительное профессиональное образование | ||
Примечание. Обращаем внимание, что кодировать профессию следуе словами, как это показано во второй колонке таблицы. Если кодировать профес| сию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности приятия информации, и игры может не получиться.
Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Уга| дай профессию») предполагает следующий порядок работы с груп| пой (или с классом):
сначала участникам процедуры самим предлагается рассказах о какой-нибудь хорошо известной им профессии;
быстро обнаруживается, что они ее «вроде бы знают», но кон| кретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нуяа «конкретные вопросы»);
и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой прс фессии;
преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на эт уходит примерно 35—40 минут);
далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: вс<| делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывав профессию (а еще лучше — конкретную специальность), кодиру ет ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можн| отгадывать с трех попыток).
Варианты использования схемы в индивидуальной профконсуль тации:
1. Когда клиент вообще не знает какую выбрать профессию, щий порядок работы следующий:
знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу:
я примере 1—2 профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;
далее организуется игра с клиентом (консультант и клиент за-адывают друг другу профессии и пытаются отгадать их — см. выше);
затем клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);
потом организуется совместное отгадывание (консультант и
клиент на отдельных листочках выписывают по 5—7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);
наконец организуется последующее обсуждение (совместный
выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» кли
ента). ^ „
2. Когда клиент хочет уточнить свои уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:
знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1—2 профессий);
после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее «отгадать» (из 5—7 вариантов);
далее организуется совместное обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии.
Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка «отгадывания» профессий по выделенных характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему своего мнения.